logo search
Характеристика преддошкольного периода

Потребность быть здоровым

Гармоничное развитие, двигательная активность, самостоя­тельность, овладение различными навыками зависят в большей сте­пени от условий, создаваемых малышу в семье.

Занятия физической культурой - неотъемлемая часть воспи­тания здорового ребенка. В преддошкольном возрасте занятия гим­настикой необходимо продолжить. Для развития вестибулярного аппарата нужно научить малыша выполнять различные повороты, вращения, наклоны с разнообразными предметами - мячом, обру­чем, палкой, флажками - из положения стоя, сидя на стульчике, на полу; научить его кувыркаться, постелив на пол мягкий матрац.

Детские карусели и качели также способствуют развитию рав­новесия.

Потребность в игровой деятельности

Игра представляет собой универсальную деятельность ребенка и имеет большое значение в его развитии, познании окружающего мира, создает возможность для эмоциональной разрядки, выраже­ния своих интересов, помогает формированию самостоятельности, независимости и индивидуальности.

Игра оказывает разностороннее влияние на все стадии развития:

  1. Физическое развитие - осваиваются тонкие и грубые дви­гательные навыки, укрепляется мышечная система, развива­ется координация движений.

  2. Социальное развитие - приобретаются навыки совместных действий, общения в коллективе, изучаются новые правила игры, формируется необходимость делиться с другими, сек­суальное поведение, соответствующее полу.

  3. Познавательное развитие - совершенствуются речь, по­нимание окружающего мира, познавательные процессы, по­зволяющие воспринимать музыку, сюжеты детских филь­мов, овладевать рисованием, применять на практике модели взрослого поведения и др.

  4. Эмоциональное развитие - создаются возможности для эмоциональной разрядки, выражения своих интересов и творчества, фантазии и воображения.

Игра является средством выражения чувств, она учит малыша управлять эмоциональными конфликтами, помогает формирова­нию самостоятельности, независимости, инициативы и индивиду­альности, вызывает чувство удовлетворения и счастья в результате приобретения каких-либо новых умений и навыков.

Каждому возрасту присущи свои типы игр:

  1. Игра в одиночестве - преобладает в грудном возрасте, ко­гда ребенок один изучает окружающий мир, его внимание привлекают яркие игрушки и предметы, он учится выпол­нять манипуляции с отдельными предметами.

  2. Параллельная игра - характерна для детей с 1 года до 3-х лет, когда ребенок играет не вместе с детьми, а рядом, осоз­навая при этом их присутствие.

  3. Ассоциативная игра - доминирует в преддошкольном воз­расте, когда дети играют вместе, но без выраженного сцена­рия, много фантазируют, играют с вымышленными персо­нажами.

  4. Кооперативная игра - осваивается в конце дошкольного и в школьном периоде, когда дети начинают вместе сотрудни­чать, придумывают свои правила игры, распределяют между собой роли; таким образом, игра идет в соответствии с при­думанным сценарием и выработанными правилами игры.

Для игры детям необходимо выделять определенное время, безо­пасное помещение, подходящие игрушки, придумывать и приобретать новые игры, способствующие дальнейшему развитию ребенка.

Новые игрушки и игры нужно вводить постепенно, в против­ном случае, ребенку будет очень сложно самому сделать выбор.

Игры и игрушки для детей от 1-го года до 3-х лет:

  1. Игрушки - неваляшки, мячи, игрушечный телефон, куклы, плюшевые животные, детская посуда, деревянные игрушеч­ные инструменты, большие машины, кубики разных видов, конструктор «Лего», большие книжки с яркими картинка­ми, книжки-раскраски.

  2. Игры - в мяч, с водой в детском бассейне, в песочнице, ри­сование большими карандашами, мелками, прослушивание музыкальных сказок, детских песенок, катание на качелях, трехколесном велосипеде, «помощь» взрослым по дому.

Нужно учить ребенка играть с игрушками, правильно произно­сить их названия. Куклы, «мишки» и другие плюшевые игрушки - настоящие друзья малыша, он их воспитывает, ухаживает за ними, подражая взрослым.

Играть вместе с другими детьми, делиться своими игрушками он начнет лишь в 2,5-3 года, тогда у него и появятся друзья. Чем ча­ще он будет в компании сверстников, тем скорее станет общитель­ным и раскованным. Вдохновителями и организаторами совместных игр должны оставаться родители или воспитатели в детском саду.