logo search
Характеристика преддошкольного периода

Питание детей школьного возраста

В режиме дня школьников правильное питание остаётся существенным элементом. Принципиальных различий в физиологических основах питания младших школьников (7-10 лет) и дошкольников нет. В то же время в связи с увеличением размеров тела возрастают физиологические потребности организма в энергии, в основных пищевых веществах, во всех макро- и микронутриентах. Кроме того, переход к новому образу жизни, связанному с обучением, накладывает отпечаток как на организацию питания школьника, так и на инди­видуальные привычки и навыки. Недоедание, выражающееся белко­во-калорийной или микронутриентной недостаточностью, вызывает повышенную утомляемость школьника, снижение успеваемости, неспособность выдерживать физические или умственные нагрузки, повышает риск простудных заболеваний. В режиме младшего школь­ника должно сохраняться 4-разовое питание. Первый завтрак должен составлять 25% всего рациона, обед — 35-40%, полдник— 10-15%, ужин — 20-25%. При трёхразовом питании на завтрак приходится 30%, на обед — 45-50%, на ужин — 20-25% суточного рациона по. калорийности. Практически во всех детских и подростковых учреж­дениях круглогодично должно осуществляться дополнительное вве­дение витаминов. Завтрак школьника - наиболее важный приём пищи, в связи с этим возрастает роль горячего завтрака, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока. По желанию родите­лей учащимся может быть предоставлен и обед. Учащиеся групп про­длённого дня обеспечиваются по месту учёбы двухразовым горячим питанием (завтрак, обед), а при длительном пребывании в школе и полдником. Питание может быть организовано в столовой, работа­ющей на сырье или полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной. Подростковый возраст в связи с процессами роста и созревания характеризуется наибольшей абсолютной потребностью в пищевых веществах и энергии по сравнению со всеми другими периодами жизни человека. В этот период для детей характерен комплекс особенностей пищевого поведения, влияющих на характер питания и пищевой статус:

В подростковом возрасте существует риск недостаточного потреб­ления кальция, железа, витамина С, цинка, витаминов группы В. Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Неадекватное, несбалансированное питание подростков негативно отражается на процессах роста и разви­тия, формировании иммунитета, адаптационных резервах организма, оказывая негативное влияние на их здоровье. Рацион школьника дол­жен быть построен в соответствии с физиологическими потребностями в пищевых веществах для различных возрастных групп. Средняя суточ­ная потребность в белках, жирах, углеводах, калориях составляет:

Соотношение между белками, жирами, углеводами в рационе детей школьного возраста должно быть 1:1:4 или 1:1:5. Особое внимание необходимо обратить на обеспечение школьников белковыми продук­тами, овощами, фруктами. Наиболее полноценные белки животного происхождения содержатся в мясе, рыбе, твороге, молоке, яйцах, сыре. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в которых содержатся витамины А и D. Кроме того, пища должна содер­жать различные минеральные вещества. Подростковый возраст харак-