logo search
Шаповаленко И

§ 4. Критика основных положений теории ж. Пиаже

Прежде всего подвергается экспериментальной проверке и критике само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка или, по крайней мере, его выраженность, «глубина». Так, некоторые исследователи пытаются доказать, что задачи Пиаже трудны для ребенка потому, что бессмысленны, эмоционально безразличны для него. Или что дети совершают ошибки не из-за от­сутствия логических структур, а потому, что плохо понимают фор­мулировки вопросов, не умеют их запоминать, своеобразно истол­ковывают даже не задание как таковое, а всю экспериментальную ситуацию целиком1.

Показано, что уже в дошкольном возрасте тенденция эгоцен­тризма успешно преодолевается в условиях специально организо­ванного обучения по методу планомерного формирования умст­венных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Л.Ф. Обухова)2. Отмечается, что эгоцентризм должен рассматриваться не как функ­ция возраста, а как функция определенной организации деятельно­сти ребенка (Л.С. Выготский, В.А. Недоспасова, Е.В. Филиппо­ва)3. Эгоцентрические решения могут наблюдаться у взрослых в си­туациях затруднений, но при этом отсутствовать у детей, которые прошли адекватное обучение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Охарактеризуйте эгоцентризм как познавательную позицию ребенка.

2. В чем состоит метод клинического интервью, по Ж. Пиаже?

3. Какие выводы были сделаны Пиаже по результатам бесед с детьми дошкольного возраста?

4. Что такое «феномены Пиаже», «задачи Пиаже»?

5. Разъясните понятия «схема» и «операция» в концепции Пиаже.

6. Какие стадии обязательно проходит индивид в своем когнитивном раз­витии?

7. Какие факторы влияют на особенности интеллектуального развития че­ловека?

8. В чем состоит «огромное завоевание» формального интеллекта в соци­альном плане в подростковом и юношеском возрасте? Что дает способ­ность гипотетико-дедуктивного размышления для организации участия молодого человека в жизни общества?

9. Объясните, что стоит за данным афористическим высказыванием Ж. Пиаже: «Мысль есть сжатая форма действия».

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте текст, выделите специфические для теории Пиаже понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.

«Говоря в общем виде, прогрессирующее уравновешивание между ассимиляцией и аккомодацией является примером фундаментального процесса, осуществляющегося в когнитивном развитии, который может быть представлен в терминах центрации и децентрации. Ассимиляции, характерные для сенсорных и репрезентативных стадий, систематически искажающие реальность, потому что не сопровождаются адекватны­ми аккомодациями, означают, что субъект остается центрированным на своих собственных действиях и на своей точке зрения. С другой стороны, постепенно устанавливающееся равновесие между ассимиляцией и аккомодацией является результатом последовательных децентрации, которые дают субъекту возможность занимать позиции других людей или даже объектов. Первоначально мы упрощенно описали этот процесс с помощью понятий эгоцентризма и социализации. Но это гораздо более общая и фундаментальная особенность познания, присущая всем его формам, поскольку когнитивный процесс не сводится к ассимиляции информации: он влечет за собой процесс систематической децентрации, составляющий необходимое условие самой объективности» (Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. А.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М. 2001. С. 118).

ЗАДАНИЕ 2

Подберите вопросы для проведения клинической беседы (по Пиаже) с детьми дошкольного возраста, зафиксируйте ее содержание и ход, проанализируйте с точки зрения особенностей детского мышления.

Дополнительная литература:

Брунер Д. О познавательном развитии // Исследования развития познавательной деятельности / Под ред. Д. Брунера. М., 1971.

Перре-Клермон А.-Н, Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.

Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева. М., 1986.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 329-345, 377-397.