31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
Сегодня трансактный анализ представляет из себя один из классиче¬ских вариантов современного психоанализа. Создателем трансактного анализа является Э. Берн (1957). Международная ассоциация трансактного анализа определяет его как теорию личности и системную психотерапию с целью развития и изменения личности.
Составляющие классического трансактного анализа (В. В. Макаров):
1. Анализ фиксированных экзистенциальных позиций, занятых ос¬новными жизненными позициями или фиксированными эмоциональными установками— основными, базовыми представлениями человека о себе, своем месте в обществе и окружающем мире. Они складываются в раннем детстве.
2. Структурный анализ, исследующий составные части человеческой личности и взаимодействия между ними, как осознаваемое, так и бессозна¬тельное. Структура личности в основном складывается в дошкольном воз¬расте. В дальнейшем без специального терапевтического воздействия может развиваться не более чем одна треть из большего числа ее составляющих.
3. Анализ взаимодействий (трансакций), посвященный вариантам межличностного общения.
4. Анализ психологических игр, исследующий особые варианты меж¬личностного и внутриличностного взаимодействия с обманами, ловушками, расплатами, разочарованиями и выигрышами. Все люди играют в игры. Рас¬познание игр - особая миссия психотерапевта.
5. Анализ неосознаваемых планов жизни, или жизненных сценариев. Многие люди живут и действуют по сценарию, и мало кто без специальной психологической работы осознает свой сценарий, то, насколько он вписыва¬ется в изменяющийся мир.
Основные цели трансактного анализа:
- принятие ответственности, владение собой, достижение автономии, самостоятельного определения своей судьбы;
- достижение человеком независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящее, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость;
- возможность жить, реализуя себя, быть счастливым в изменяющемся мире.
Основная цель процесса психотерапии в трансактном анализе — рекон¬струкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознание не¬продуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценно¬стей. В ходе анализа жизненных сценариев происходит осознание ранних программ, становится возможным принятие нового решения на интеллекту¬альном и эмоциональном уровнях.
Чаще всего работа в рамках данного метода проводится поэтапно. Структурный анализ и анализ трансакций лучше проводить на группе, работа же с анализом игр и жизненных сценариев должна вестись индивидуально.
Психологические игры
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом дополнительных и скрытых трансакций с четко определенным, пред¬сказуемым исходом. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия хо¬дов, содержащих ловушку, подвох. В качестве выигрыша выступают опреде¬
ленные эмоциональные состояния, к которым игрок неосознанно стремится (это не всегда позитивные переживания; иногда игроку «выгодно» испыты¬вать постоянную обиду на окружающих или чувство гнева). Таким образом, идет коллекционирование излюбленных чувств и подтверждение жизненной позиции (например, «Я неблагополучен, вы благополучны»). Игра структури¬рует время, помогает избежать открытости, близости во взаимодействии (что для клиента при наличии определенного травматического опыта может быть неприемлемо) и позволяет подтвердить привычную жизненную позицию.
Классификация игр (по Э. Берну):
A. По количеству игроков (для 2,3 и более).
Б. По использу емому материалу (деньги в игре «Должник», слова в иг¬ре «Психиатрия» и т. д.).
B. По клиническим типам (истерический - игра «Динамо», депрессив¬ный - «Опять я за старое», с синдромом навязчивости - «Гость-растяпа», па¬раноидальный «Почему это случилось именно со мной?»).
Г. По психодинамическим характеристикам (контрфобические - «Если бы не ты, то...», («проецирующие - «Психиатрия», проецирующие - «Роди¬тельский комитет»),
Д. По инстинктивным влечениям (мазохистские- «Если бы не ты, то...», садистические - «Гость - растяпа», и т. д.).
Игры также классифицируют по степеням:
Игра I степени: игра, приемлемая в социальном кругу, но связанная с разочарованиями и дискомфортом для одного из участников.
Игра II степени: игра связана с серьезными переживаниями для одного из участников, но не грозит непоправимым ущербом.
Игра III степени: игра ведется до последней точки и связана с непопра¬вимым ущербом для одного из участников.
И наконец можно выделить конструктивные (не связанные с нанесени¬ем ущерба) и деструктивные (связанные с «расплатой», неприятными пере¬живаниями или ущербом) игры.
Жизненные сценарии
Жизненный сценарий - это план, которому личность неосознанно сле¬дует. Он зависит от позиций, принятых в детстве. Игры, в которые играют люди, являются частью жизненного сценария.
Сценарий формируется в раннем детстве и сначала «пишется» невер¬бально (поведение родителей по отношению к ребенку, их отношение к не¬му, проявления чувств), затем на вербальном уровне с помощью наставле¬ний, предписаний («Не высовывайся», «Будь первым») прогнозов («Этот па¬рень не пропадет», «Ничего путного из тебя не выйдет») и характеристик, которые даются ребенку («Наказание ты мое», «Умница»). Родительские сценарные сообщения могут быть конструктивные («Ты многого добьешь¬ся», «Будь терпелив и настойчив»), деструктивные («Глаза бы мои тебя не видели», «Все дети как дети, а ты - недоразумение») и непродуктивные («Не высовывайся»). В результате формируются жизненные сценарии.
Выделяют три уровня экзистенциальных установок (В. В. Макаров, 1999): неудачники, середняки (непобедители) и удачники (победители). В то же время в каждом из уровней можно обнаружить по три подуровня. В груп¬пе неудачников различают: неудачника 3-й степени - абсолютного, или «ля¬гушку»; 2-й степени - полного неудачника; 1-й степени — слабого неудачни¬ка. Среди середняков (непобедителей): середняка 1-й степени - слабого се¬редняка; 2-й степени - полного середняка; 3-й степени - крепкого середняка, малоудачника. Среди удачников: удачника 1-й степени - слабого удачника; 2-й степени- полного удачника; 3-й степени- абсолютного удачника, «принца» (В. В. Макаров, 1999).
Неудачники - это такие люди, для которых поставленные ими самими цели остаются недостигнутыми или же за свои достижения они платят слишком высокую цену. Они отказываются от претензий на результат, ус¬пех; часто лишены комфорта на своем жизненном пути.
Неудачники большую часть времени играют роли, притворяются, ма¬нипулируют, повторяют старые роли своего детства, расходуют энергию на сохранение масок, на сдерживание себя от активности. В конечном счете не¬удачник большую часть жизни является кем-то другим, а не самим собой. Они уничтожают настоящее, сосредоточившись на прошлом и будущем, часто испытывают тревогу в настоящем и бегут от него. Такие люди боятся всего нового. Сохраняют прежний статус. Даже не представляют возможно¬сти более продуктивного наполнения своего жизненного пути. Они не любят себя, поэтому им малодоступна любовь к ближнему.
Непобедители (середняки) - это те, кто довольствуется тем малым, что удается достичь день ото дня, терпеливо неся свою ношу. Они избегают риска и возможных потерь. Ограничивают себя, свои достижения, свой ком¬форт в жизни. Они живут так, что всегда только сводят концы с концами. Они не поднимаются на высоты, но и не падают в пропасти.
Победители (удачники) - это те, кто достигает поставленных целей, рискует, выполняет контракты с самими собой. Удачники достигают ком-форта в своей жизни. Они рассматривают многие возможности и выбирают несколько, действуют продуктивно, осознанно, обладают чувством перспек¬тивы. Учитывают возможности, пробуют разные пути достижения результа¬та, пока не достигают успеха. Способны отделять факты от мнений, проекты от реальностей жизни. Дорожат временем. Для них главное в жизни - быть аутентичным, познавать новое, реализовать себя.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.