62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
Стандартные мотивы
С психологической точки зрения кататимное переживание образов — это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни бы¬ло заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых об¬разах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, про¬блемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы «мобильной проекцией». При этом воображаемые образы характеризуют типичные при¬знаки работы сновидения и первичного процесса по 3. Фрейду, прежде всего смещение и сгущение.
Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе дол¬гой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наибо¬лее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, кото¬рые с диагностической точки зрения наиболее релевантно отражают внут¬реннее психодинамическое состояние и в то же время обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.
В качестве основных мотивов символдрамы X. Лёйнер предлагает сле¬дующие:
1) луг как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
herbarium
3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
4) обследование дома;
5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, ку¬мир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе жи¬вотного, дерева и т. п.);
6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;
7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;
8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.
Основные мотивы символдрамы Луг
Мотив луга имеет очень широкое символическое значение. В работе с детьми и подростками он используется как исходный образ каждого психо¬терапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гору, дом и т. д. Мотив луга можно использовать на сле¬дующем сеансе после теста с цветком, деревом или тремя деревьями в каче¬стве вхождения в метод, а также в начале каждого последующего сеанса сновидений наяву.
Образ луга — это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения.
Фактор настроения может быть представлен в погоде, времени года, времени суток, характере растительности на лугу. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце, во¬круг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цве¬тов.
Если же на первом году жизни ребенок сталкивался с определенными проблемами (болезнь, физическое или психологическое отсутствие матери и пр.), а также в случае общего депрессивного или тревожного фона на¬строения небо может быть серым и пасмурным, все вокруг может быть мрачным и угрюмым, может идти дождь или начаться буря. Осеннее или зимнее время года указывает, возможно, на еще более глубокую, прочнее укорененную базовую фрустрацию оральной потребности. Зимний пейзаж может быть связан с характерным для подросткового возраста механизмом защиты по типу аскетического поведения.
В общих чертах, осенняя ситуация наводит на мысль о печальном, плохом настроении, весенняя - об оптимистическом ожидании, а летняя — об удовлетворяющем чувстве исполнения чего-то.
Следует расспросить пациента о размерах луга и о том, что находится по его краям. Подростки представляют иногда бесконечно протянувшиеся луга, уходящие на многие километры вдаль. В этом может проявляться не¬достаточная дифференциация границ их собственного «Я» и иллюзорные ожидания относительно их будущей жизни. Другая крайность - очень не¬большая, задавленная со всех сторон давящим лесом поляна - может свиде¬тельствовать о депрессивных тенденциях:, подавленном состоянии.
Работа с мотивом луга, конечно же, не исчерпывается описанной выше диагностической стороной. Представление образа луга имеет сильный пси¬хотерапевтический эффект. В техническом отношении пациенту предлагает¬ся делать на лугу все, что он хочет. При этом пациенту задается вопрос: «Что бы Вам хотелось сейчас сделать?» У клиента могут появиться такие жела¬ния, как погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т. д. Другими словами, психотерапевт занимает так называемую разреши¬тельную, всё позволяющую позицию и в некоторой мере даже представляет пациенту ведение.
Нередко клиент оказывается в растерянности, не зная, что ему делать на лугу. В этом, как и в целом в символдраме, проявляются наиболее ти-
пичные для данного человека тенденции поведения, которые, как правило, свойственны ему также и в реальной жизни, хотя они не всегда им осозна¬ются.
Мотив луга можно давать клиенту как один раз, так и на многих по¬следующих сеансах. Он может оставаться также только коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы.
Подъем в гору
Мотив горы включает в себя четыре основные составляющие: рас¬сматривание и точное описание горы издалека, подъем в гору, описание от¬крывающейся с вершины горы панорамы и спуск с горы.
При рассмотрении горы со стороны важно как можно подробнее опи¬сать ее форму, высоту (приблизительно сколько метров), что на ней растет и растет ли вообще что-нибудь, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т. д. После этого задается особенно важный вопрос: хотел бы пациент подняться на эту гору?
С диагностической точки зрения мы можем одновременно рассматри¬вать каждый образ как с объектной, так и с субъектной позиций.
С объектной точки зрения гора— это репрезентация наиболее важных для пациента объектов. Гора, например, может производить впечатление че- го-то «острого и зазубренного, но неприступного», или «широкого, массив¬ного и инертно лежащего, как чудовищная неподвижная масса», или чего-то «возвышающегося, выдающегося, доминирующего» (так как гора находится в просторной долине), но в то же время «неприступного, массивного и вну¬шающего благоговение».
Если мы рассмотрим конфигурацию гор, то горы с острой вершиной связаны прежде всего с отцовско-мужским миром, а горы с округлой верши¬ной или такие, чей силуэт приблизительно напоминает лежащую или сидя¬щую девушку, - с материнско-женским миром.
В этом отношении подъем на гору особенно важен в плане прорабаты- вания половой идентификации, самоутверждения себя в роли мужчины или женщины.
Сигналом об особо сильной объектной зависимости можно считать случай, когда пациент представляет себя в центре горного массива, в котло¬вине, окруженным со всех сторон кольцом гор.
С субъектной точки зрения высота горы характеризует уровень притя¬заний и самооценки пациента. Идеально здоровый человек или хорошо ком¬пенсированный пациент в Средней Европе описывает гору средней высоты (приблизительно 1000 м), поросшую лесом, возможно со скалистой верши¬ной, на которую он мог бы, хотя и с некоторым трудом, но подняться. У нев¬ротических пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом, в некоторых случаях даже только кучей песка или грудой снега. Наоборот, явно завышенный уровень притязаний и самооценки проявляется в очень большой, высокой, покрытой снегом и лед¬никами горе.
Следующий этап — это подъем в гору. Для здорового пациента это, как правило, не составляет большого труда.
Более тяжелые невротические нарушения при восхождении могут про¬являться в том, что тропа становится едва заметной, клиент все время скаты¬вается вниз или, наоборот, идет не в гору, а спускается - в соответствии с давящим на него пессимистическим, угнетающим настроением.
Другим характерным признаком нарушения может быть избегание восхождения вообще. Пациенты с особо сильно выраженной истерической структурой личности оказываются сразу же на вершине горы, сообщая пси¬хотерапевту, что они «уже наверху», тем самым как бы перепрыгивая в сво¬ей фантазии через трудности подъема в гору.
На вершине горы клиент находит место, откуда открывается панорама во все стороны. Это в определенной мере вознаграждение за затраченное в ходе восхождения напряжение. С вершины мир виден из совершенно иной,
чем обычно, перспективы. Панорама открывает как бы новое измерение - кататимную панораму, образно говоря, «ландшафт души».
В соответствии с культурно-лингвистическими механизмами символо- образования, вид назад символизирует взгляд в прошлое, вперед - ожидание от будущего, направо - акцентирует когнитивную, рациональную, а также мужскую установку, а вид налево - это область эмоционального и женского.
Признаки явно патологических, т. е. тяжелых невротических наруше¬ний и конфликтов, в кататимной панораме проявляются в том, что панорама может быть полностью закрыта со всех сторон деревьями или скалами.
Последний этап - спуск с горы. С диагностической точки зрения он показывает отношение пациента к потерям, неудачам, проигрышам, к пони¬жению своего социального статуса и престижа.
Для некоторых пациентов спуск часто бывает труднее, чем восхожде¬ние. Особенно неохотно спускаются вниз пациенты с высоким уровнем при¬тязаний.
Следование вдоль ручья
Ручей - это орально-материнский символ, отражающий также динами¬ку внутренних психических процессов и психическое развитие в целом, по¬казывающий, насколько непрерывно, гармонично и последовательно проте¬кает внутренняя психическая жизнь.
В норме на ручье заметно обычное течение, вода чистая, прозрачная и прохладная (но не ледяная), приятная на вкус.
Необходимо расспросить пациента о его настроении. Следует также спросить пациента, что бы ему хотелось здесь сделать. В то время как одни не проявляют инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, походить по ручью, поискать рыб или пройтись вдоль ручья.
В ходе психотерапии после того, как пациент описанным выше обра¬зом подробно рассмотрел и описал ручей, ему предлагается выбрать, пойти ли вверх по течению к источнику или вниз по течению, сколько он сможет пройти. Иногда пациентам тяжело сделать выбор, какое направление пред¬почесть.
С диагностической точки зрения характер источника отражает отно¬шения между ребенком и матерью на первом году жизни, продолжитель-ность и качество грудного вскармливания, эмоциональную близость между ребенком и матерью и т. д. Признаками нарушения, указывающими на суще¬ствование внутреннего конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится из песка, источник течет тонкой струйкой или вытекает многочис¬ленными ручейками на лугу. Если же вода из источника вытекает широко и обильно, то можно сказать, что у данного пациента на первом году жизни, благодаря полноценным отношениям с матерью, заложилась хорошая базо¬вая витальность и его эмоциональная интенсивность не нарушена.
Обследование дома
Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное зна¬чение в курсе символдрамы. Прорабатывание мотива дома также требует больше времени, иногда даже два сеанса. Мотив дома следует по возможно¬сти повторять несколько раз в курсе символдрамы.
3. Фрейд видел в доме символ личности или одной из ее частей.
Техника работы с мотивом дома предполагает, что после представле¬ния образа луга клиента просят представить себе, что он видит какой-нибудь дом. При этом следует избегать каких-либо конкретных заданий и описаний. Еще лучше, если пациент сам встречает на своем пути дом.
Клиента просят прежде всего описать дом снаружи, а также все, что находится вокруг него. Например, если есть сад, то можно спросить о его со¬стоянии, о настроении образа и т. д. Внешний вид дома имеет важное диаг¬ностическое значение.
Клиенты с грандиозными ожиданиями и завышенной нарциссической самооценкой могут представлять замок, в котором, возможно, будет трон¬ный зал с троном. Признаком нарушения, характеризующим эксгибициони-
стские и истерически-демонстративные тенденции, можно считать представ¬ление прозрачного дома целиком из стекла, когда видно все, что в нем про¬исходит.
Мотив дома во многом ситуативен. В различные периоды в разных со¬стояниях один и тот же пациент может представлять мотив дома по-разному.
Обходя вокруг дома, можно столкнуться с неожиданностями. Напри¬мер, если передний фасад выглядит привлекательно, то задняя сторона дома, напротив, может выглядеть как старый разваливающийся сарай.
Когда клиент заходит внутрь дома, следует попросить его точно опи¬сать все, что он там видит.
Осматривая чердак и подвал, пациент может обнаружить старый сун¬дук, ящик или шкаф. Можно попросить пациента исследовать их содержи¬мое. В них могут быть особо значимые в прошлом предметы, такие, как ста¬рая игрушка, старые платья, семейные альбомы, книжки с картинками и дру¬гие предметы воспоминаний. При рассмотрении этих вещей можно выйти на важные для всего хода психотерапии воспоминания.
Встреча с особо значимым лицом
В этом мотиве клиенту предлагается представить эмоционально наи¬более значимое лицо. Таким человеком может быть мать, отец, бабушка, де¬душка, брат, сестра, любимый человек, кумир, учитель и т. д. Значимое лицо можно представить как в реальном, так и в символическом облачении, на¬пример в образе животного, дерева и т. п.
Наблюдение опушки леса
Цель этого мотива - вызвать представление образа значимого лица или символического существа, воплощающих бессознательные страхи или про¬блемы. Задание мотива опушки леса направлено на ожидание существа, ко¬торое выйдет из темноты леса на опушку.
Лес символизирует бессознательное.
С одной стороны, он символизирует бессознательное, что-то сокро¬венное и таинственное. Из леса может выйти образ, символизирующий вы¬тесненный бессознательный.
При интерпретации появляющихся из леса символических существ не¬обходимо учитывать два дополняющих друг друга аспекта.
С другой стороны, образ можно рассматривать с позиции субъекта, т. е. как воплощение бессознательных установок и тенденций поведения, как отражение аффективных и инстинктивных желаний пациента, которые он как бы отщепляет от своего реального поведения. Часто пациенты как бы воплощают тем самым кусочек «непрожитой жизни».
Символическое значение появляющегося из темноты леса существа можно рассматривать в контексте психической структуры, которую К. Г. Юнг называл «тенью».
Пещера
Мотив пещеры характеризуется тем, что он связан с подземным миром и с земными недрами, символизируя отверстие, ведущее к глубинным слоям бессознател ьного.
22.3. Работа с рисунком в символдраме
Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование па¬циентом пережитого им образа. Специалистами Института кататимно-има- гинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики- на основе рисунка пережитого пациентом образа.
При анализе рисунка используется ряд объективных диагностиче¬ских критериев.
Один из них - это величина и формат выбранного листа бумаги.
Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент да¬же продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.
Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают па¬циенты с депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имею¬щие заниженную самооценку, «маленькие», «скромные».
Следующий объективный диагностический критерий — это горизон¬тальное или вертикальное положение листа бумаги.
Горизонтальный формат выбирают обычно люди, стремящиеся охва¬тить одновременно как можно больше областей в жизни. Это характерно для экстенсивного типа личности. Обычно на рисунке изображается несколько предметов, дорога и тому подобное.
Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то деле. Это интенсивный тип личности. Обычно на рисунке изображается один поднимающийся вверх предмет.
Важно, как клиент отрезает бумагу. Это признак педантичности, ри¬гидности.
Следующий важный диагностический критерий — это наличие или от¬сутствие специально нарисованных пациентом рамок. Рамка может свиде¬тельствовать о стремлении пациента отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых как раз и служит рамка
Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка от¬ражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю часть ри-сунка - заниженный уровень притязаний и низкую самооценку. Левая сто¬рона рисунка соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая сторона - интеллектуально-рациональной сфере личности. В соот¬ветствии с этим с какой стороны рисунка образовалась «рамка» из незаня¬того пространства - в той сфере клиент испытывает наибольшую неуверен¬ность.
Большое значение имеют средства, которые пациент выбирает для ри¬сования. Важно отметить, что выбор материала должен быть большой. И ес¬ли из всех материалов пациент выбирает, например, простой карандаш — это говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопреде¬ленностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты. Тушь (особенно черная), как правило, соответствует агрессивности. Если из всего многообразия средств для рисования пациент выбирает шариковую ручку - это говорит о навязчивой, слишком конкретной личности, для кото¬рой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Признаком внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней свободы может служить следующая последовательность выбора изобрази-тельных средств:
— цветные карандаши,
— восковые мелки,
— пастель,
— гуашь,
— акварель.
В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной лично¬сти может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, не¬смотря на размытый и нечеткий характер линий. Рисование цветными мел¬ками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.
Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам классиче¬ских рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»). При обсуждении рисунка пациента можно спросить: «Где Вы чувствуете се¬бя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?»
С диагностической точки зрения значимо, что самое важное клиент бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил.
Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное клиент бессозна¬тельно располагает на переднем плане, — опять же, как бы потом он сам ни комментировал свой рисунок.
Само наличие или отсутствие перспективы — это тоже диагностиче¬ский критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна.
Символика цвета
Самое сильное эмоциональное воздействие оказывает на человека красный цвет. Это одновременно и самый теплый цвет. Среди пережива-ний, которые отражает красный цвет, можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, а с другой стороны, аг¬рессию, ненависть и опасность. Считается, что выбор красного цвета связан также с тенденцией к самореализации.
Синий и голубой цвета символизируют одухотворенность, разумное начало, мир идей. Это холодные цвета. Считается, что синий цвет выражает потребность в покое, привязанности, единении. Если красный и желтый цве¬та соответствуют экстравертированному типу личности и возбуждающе дей¬ствуют на нервную систему, то синий- это самый интровертированный цвет, он символизирует уход в себя, в свой духовный мир.
Желтый - это самый экстравертированный цвет, символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе. Этот цвет вы¬ражает ожидания от будущего. Он также символизирует ревность, тщесла¬вие, зависть, жадность, лживость, продажность, маниакальное и бредовое бе¬зумие и одержимость.
Оранжевый цвет Оранжевый цвет характеризует зрелость личности и силу механизмов «Я». В этом отношении - один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов. Это цвет радости, удовольст¬вия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение в конфликтах.
Зеленый цвет символизирует, с одной стороны, витальное начало, рост и надежду. На другом полюсе находятся такие символические значения зеленого цвета, как яд, болезнь и незрелость.
Фиолетовый цвет — это, пожалуй, самый двойственный и противоре¬чивый цвет. В нем соединились возбуждающий и сдерживающий компонен¬ты красного и синего цветов, что рождает особое напряжение фиолетового цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и со¬ответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. Он также способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспо¬койство, тревогу, волнение, страдание, горе, скорбь, печаль, отречение, по¬корность, меланхолию.
Коричневый цвет соединяет в себе желтый, красный и синий цвета. Это один из самых амбивалентных цветов. Коричневый цвет воплощает внутренний мир ощущений - в отличие, например, от фиолетового цвета, для которого характерен уход в эмоциональный мир, или черного и серого цветов, для которых характерен уход в бездействие.
Для черного цвета характерны тревога, снижение эмоциональных контактов.
Белому цвету придается очень большое значение при диагностике, особенно если он специально прорисован белой краской или карандашом. В отличие от черного цвета, белый образуется не при смешении, а при наложе¬нии всех цветов.
И есть только один цвет, который, с точки зрения специалистов Ин¬ститута кататимно-имагинативной психотерапии, имеет одно лишь отрица-тельное символическое значение. Это серый цвет, цвет тумана, неясности и, что особенно важно для психодиагностики, цвет депрессии.
22.4. Показания и противопоказания Показания для применения символдрамы
Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. Символдрама успешно используется при лечении детских навязчивых состояний. Символдрама показана также в слу¬чаях нейро- и психовегетативных нарушений средней тяжести, психосома¬тических расстройств, ночного недержания мочи (энуреза), заикания, нерв¬ной анорексии и других нарушений питания, деструкции функциональных или психических компонентов при внутренних или других заболеваниях, обусловленных невротическим развитием личности нарушений адаптацион¬ной способности, при замкнутости, в случае нарушений концентрации вни¬мания и проблем с успеваемостью в учебе.
Противопоказания для применения символдрамы
1. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85.
2. Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния.
3. Церебрально-органические синдромы.
4. Недостаточная мотивация, даже в случае простой, глубоко не про¬никающей психотерапии.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.