33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное ис¬пользование самоидентификации и дизидентификации.
Термин «самоидентификация», или «аутоидентификация», имеет три различных значения:
1. Человек идентифицирует себя с тем, что составляет для него выс- uiyto ценность и чему он придает наибольшее значение. Этот тип самоиден¬тификации может быть, с одной стороны, доминирующей функцией или фо¬кусом сознания, с другой - с главной ролью, играемой человеком в жизни
(спортсмен идентифицирует себя со своим телом, женщина - с ролью мате¬ри, пренебрегая другими сторонами своего «Я»).
2. Второе значение термина «самосознание» - это переживание чисто¬го «Я», самосознания своей личности, независимой от всего внешнего.
3. Третье значение - осуществление высшего, или духовного «Я».
Выявление основных элементов личности и контроль над ними.
Для того, чтобы определить элементы личности, присущие ей, но не являющиеся её сущностью, надо определить эту сущность. На данном этапе применяются два метода: разотождествление и работа над субличностями.
Разотождествление.
Это процесс отделения себя от того элемента личности, который клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и который является причиной невроза или усугубляет его. Ассаджиоли пишет: «Над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществлять контроль над тем, с чем мы себя отождествляем». У каждого человека бывают полосы неудач, но некоторые начинают себя считать неудачниками и перестают предпринимать усилия, чтобы исправить положение. Другой человек отождествляет себя с болезнью, фотомодель может отождествлять себя с красивым телом. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении. Мерилин Монро невольно отождествляла себя с молодой и красивой внешностью и задолго до критического возраста начала впадать в депрессию. Поэтому важно научиться отождествлять себя с положительными для здоровья элементами личности.
Работа с субличностями.
Субличности отличаются от элементов личности тем, что если элементы личности это определённые качества, то субличности это более целостные образы самовосприятия. У каждого из нас несколько субличностей, обладающих относительной самостоятельностью. Наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше восприятие себя как начальника по отношению к одним сотрудникам, отличается от нашего восприятия себя как подчинённого по отношению к другим. Субличности могут жить дружно, не мешая друг другу, а могут и конфликтовать. Ещё древние говорили: «Главное - жить в мире с самим собой». Взаимоотношения наших субличностей не «их личное дело», а реальная причина охраны нашего психического здоровья или наоборот. Важно, чтобы какие-то из субличностей не вошли в непреодолимый конфликт друг с другом. Если обнаружится, что субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начинает властвовать над всей личностью, начинается работа по её дезидентификации. Это аналогично процессу разотождествления с элементами личности. Клиенту необходимо осознать, что эта субличность не заполняет всю его личность и может быть отстранена. Важно распознать своё истинное Я, которое окажется объединяющим центром личности.
Истинное Я, по словам Ассаджиоли, представляет собой стержень личности, чистое сознание, сознание свободное от влияния временно господствующих в нём элементов и субличностей. Если поиск и дистанцирование истинного Я как объединяющего центра личности не позволяет «докопаться» до него внутри себя, то Ассаджиоли рекомендует формировать такой центр «вне себя» в виде желаемой, наиболее привлекательной для нас сущности своего истинного Я. Это может быть идентификация себя с реальным , литературным героем, просто с каким –то моральным идеалом. Такой придуманный образ своего высшего Я называется внешним объединяющим центром. Выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима. Синтез (новая конструкция личности) может быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах. Такой приём перестройки себя называется – имаготерапией (от английского image – образ). Имаго терапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод. Этод метод широко применял Станиславский в работе актёра над ролью.
Обычно процесс формирования или переформирования личности вокруг внешнего центра представляют в виде четырёх ступеней.
I ступень – выбор идеальной модели своего желаемого Я.
Для этого надо подобрать образ. Нереальная, завышенная оценка сделает психосинтез не только бесполезным, но и вредным, так как ещё больше усугубит фрустрацию и безнадёжность. Не зря многие фанатичные поклонники Фридриха Ницше, поверив в свои возможности стать сверхчеловеком, и не сумев достичь этого, кончали жизнь самоубийством.
Ассаджиоли делит идеальные Я–образы на два основных типа:
характерные для интровертов образы внутреннего духовного совершенствования, достижения внутренней гармонии;
характерные для экстравертов образы лиц, достигающих общественного признания и успеха в различных сферах деятельности.
Важно, чтобы выбранный образ, не противоречил, а соответствовал типу личности клиента.
II ступень – конструктивное использование всех энергетических ресурсов.
Ассаджиоли указывает два основных энергетических источника:
энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, различных комплексов и неврозов;
энергия врождённого стремления человека к самосовершенствованию и обретению гармонии.
Но энергию бессознательного нужно не только освободить, но ещё и трансмутировать (перевести в иное качество). В этом смысле трансмутация напоминает то, что Фрейд называет сублимация.
III ступень– дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности.
Для этого одновременно используется внутренний и внешний путь. Внутренний путь – это самовнушение, что элементы необходимого идеального Я, уже присутствуют и развиваются.
Внешний путь – это действенное формирование и совершенствование необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки и т. д.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и т. д.) путём систематической тренировки.
IV СТУПЕНЬ – гармонизация структуры личности.
Здесь осуществляется и закрепляется четкое распределение иерархической зависимости, скорректированных и вновь сформированных элементов личности, в соответствии с выбранной идеальной моделью. Эта работа является завершением всего психосинтеза. Ассаджиоли и его последователи разработали и широко распространили во всём мире целый ряд интересных упражнений.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.