logo
билеты по терапии

33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.

В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное ис¬пользование самоидентификации и дизидентификации.

Термин «самоидентификация», или «аутоидентификация», имеет три различных значения:

1. Человек идентифицирует себя с тем, что составляет для него выс- uiyto ценность и чему он придает наибольшее значение. Этот тип самоиден¬тификации может быть, с одной стороны, доминирующей функцией или фо¬кусом сознания, с другой - с главной ролью, играемой человеком в жизни

(спортсмен идентифицирует себя со своим телом, женщина - с ролью мате¬ри, пренебрегая другими сторонами своего «Я»).

2. Второе значение термина «самосознание» - это переживание чисто¬го «Я», самосознания своей личности, независимой от всего внешнего.

3. Третье значение - осуществление высшего, или духовного «Я».

Выявление основных элементов личности и контроль над ними.

Для того, чтобы определить элементы личности, присущие ей, но не являющиеся её сущностью, надо определить эту сущность. На данном этапе применяются два метода: разотождествление и работа над субличностями.

Разотождествление.

Это процесс отделения себя от того элемента личности, который клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и который является причиной невроза или усугубляет его. Ассаджиоли пишет: «Над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществлять контроль над тем, с чем мы себя отождествляем». У каждого человека бывают полосы неудач, но некоторые начинают себя считать неудачниками и перестают предпринимать усилия, чтобы исправить положение. Другой человек отождествляет себя с болезнью, фотомодель может отождествлять себя с красивым телом. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении. Мерилин Монро невольно отождествляла себя с молодой и красивой внешностью и задолго до критического возраста начала впадать в депрессию. Поэтому важно научиться отождествлять себя с положительными для здоровья элементами личности.

Работа с субличностями.

Субличности отличаются от элементов личности тем, что если элементы личности это определённые качества, то субличности это более целостные образы самовосприятия. У каждого из нас несколько субличностей, обладающих относительной самостоятельностью. Наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше восприятие себя как начальника по отношению к одним сотрудникам, отличается от нашего восприятия себя как подчинённого по отношению к другим. Субличности могут жить дружно, не мешая друг другу, а могут и конфликтовать. Ещё древние говорили: «Главное - жить в мире с самим собой». Взаимоотношения наших субличностей не «их личное дело», а реальная причина охраны нашего психического здоровья или наоборот. Важно, чтобы какие-то из субличностей не вошли в непреодолимый конфликт друг с другом. Если обнаружится, что субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начинает властвовать над всей личностью, начинается работа по её дезидентификации. Это аналогично процессу разотождествления с элементами личности. Клиенту необходимо осознать, что эта субличность не заполняет всю его личность и может быть отстранена. Важно распознать своё истинное Я, которое окажется объединяющим центром личности.

Истинное Я, по словам Ассаджиоли, представляет собой стержень личности, чистое сознание, сознание свободное от влияния временно господствующих в нём элементов и субличностей. Если поиск и дистанцирование истинного Я как объединяющего центра личности не позволяет «докопаться» до него внутри себя, то Ассаджиоли рекомендует формировать такой центр «вне себя» в виде желаемой, наиболее привлекательной для нас сущности своего истинного Я. Это может быть идентификация себя с реальным , литературным героем, просто с каким –то моральным идеалом. Такой придуманный образ своего высшего Я называется внешним объединяющим центром. Выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима. Синтез (новая конструкция личности) может быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах. Такой приём перестройки себя называется – имаготерапией (от английского image – образ). Имаго терапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод. Этод метод широко применял Станиславский в работе актёра над ролью.

Обычно процесс формирования или переформирования личности вокруг внешнего центра представляют в виде четырёх ступеней.

I ступень – выбор идеальной модели своего желаемого Я.

Для этого надо подобрать образ. Нереальная, завышенная оценка сделает психосинтез не только бесполезным, но и вредным, так как ещё больше усугубит фрустрацию и безнадёжность. Не зря многие фанатичные поклонники Фридриха Ницше, поверив в свои возможности стать сверхчеловеком, и не сумев достичь этого, кончали жизнь самоубийством.

Ассаджиоли делит идеальные Я–образы на два основных типа:

характерные для интровертов образы внутреннего духовного совершенствования, достижения внутренней гармонии;

характерные для экстравертов образы лиц, достигающих общественного признания и успеха в различных сферах деятельности.

Важно, чтобы выбранный образ, не противоречил, а соответствовал типу личности клиента.

II ступень – конструктивное использование всех энергетических ресурсов.

Ассаджиоли указывает два основных энергетических источника:

энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, различных комплексов и неврозов;

энергия врождённого стремления человека к самосовершенствованию и обретению гармонии.

Но энергию бессознательного нужно не только освободить, но ещё и трансмутировать (перевести в иное качество). В этом смысле трансмутация напоминает то, что Фрейд называет сублимация.

III ступень– дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности.

Для этого одновременно используется внутренний и внешний путь. Внутренний путь – это самовнушение, что элементы необходимого идеального Я, уже присутствуют и развиваются.

Внешний путь – это действенное формирование и совершенствование необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки и т. д.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и т. д.) путём систематической тренировки.

IV СТУПЕНЬ – гармонизация структуры личности.

Здесь осуществляется и закрепляется четкое распределение иерархической зависимости, скорректированных и вновь сформированных элементов личности, в соответствии с выбранной идеальной моделью. Эта работа является завершением всего психосинтеза. Ассаджиоли и его последователи разработали и широко распространили во всём мире целый ряд интересных упражнений.