logo
билеты по терапии

23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда

3.1. Классический психоанализ Этим термином обозначается: 1) направление глубинной психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности; 2) психотерапевтическая система, в основе ко¬торой лежит выявление особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

Об авторе: Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Моравии. В 1873 г. по¬ступил на медицинский факультет Венского университета и через 8 лет по¬лучил медицинскую ученую степень.

С 1885 г. преподавал в Венском университете. В сотрудничестве с Д. Брейером описал катарсический метод лечения истерии. В 1886 г. впер¬вые использовал термин «психоанализ» и с этого времени посвятил всю свою жизнь развитию этого учения. 3. Фрейд явился отцом психоанализа, основателем психодинамической теории личности, его работы стали отправ¬ной точкой развития крупного направления — глубинной психологии. 3. Фрейд умер в Англии в 1939 г.

Основные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Общие вводные лекции по психоанализу» (1917), «Очерк психоанализа», издана посмертно в 1940 г.

Психический аппарат - центральное понятие метапсихологии автора психоанализа: «Мы предполагаем, что психическая жизнь есть функция аппарата, которому мы приписываем характеристики пространственной про¬тяженности и составленности из нескольких частей, а именно Ид, Эго и Су¬пер-Эго». Формулировки, в которых психическая деятельность помещается в ту или иную часть аппарата, называются топографическими; определения психической активности в терминах взаимодействия частей психического аппарата или изменений в его профиле называют структурными; формули¬ровки, в которых постулируется движение энергии внутри психического ап¬парата, являются экономическими, включают понятия инстинкта, энергии, либидо.

В соответствии с психоаналитической теорией психическая активность бывает двух видов: сознательной и бессознательной. Предсознательное оз¬начает мысли, которые являются бессознательными в определенный момент времени, однако не подавлены и поэтому способны стать сознательными.

Бессознательное - это часть души, в которой психические процессы являются бессознательными по функционированию, то есть воспоминания, фантазии, желания и так далее, существование которых можно только под¬разумевать или которые становятся сознательными только после преодоле¬ния сопротивления. С 20-х гг. 3. Фрейд обозначает бессознательное как Ид, а сознательное — как Эго. Бессознательное - это структура со специфическими свойствами, важнейшими из которых являются вневременность, инстинк-

тивность и противоречивость переживаний и побуждений, символичность и замещение внешней действительности психической.

Исторически понятие Ид возникает из понятия бессознательного. В ходе развития Ид предшествует Эго, то есть психический аппарат начинает свое существование как недифференцированное Ид, часть которого затем развивается в структурированное Эго. Ид содержит в себе все, что имеется в наличии с рождения, главным образом то, что заложено в конституции, сле¬довательно, и инстинкты, которые порождаются соматической организацией и которые находят свое первое психическое выражение здесь, в Ид.

Эго — это структурное и топографическое понятие, относящееся к ор¬ганизованным частям психического аппарата, противопоставляемое неорга¬низованному Ид. Эго репрезентирует то, что можно назвать разумом или здравым смыслом в противоположность Ид, которое заключает в себе стра¬сти. В своем отношении к Ид Эго подобно всаднику, который должен сдер¬живать превосходящую силу лошади. Развитие Эго подразумевает рост и приобретение функций, которые дают возможность индивиду все в большей степени подчинять себе свои импульсы, действовать независимо от роди¬тельских фигур и контролировать среду.

Супер-Эго - это та часть Эго, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие рефлексивные деятельности, где локализуются роди¬тельские интроекты. Супер-Эго включает бессознательные элементы, а ис¬ходящие от него предписания и торможения берут начало в прошлом субъ¬екта и могут находиться в конфликте с его настоящими ценностями.

3. Фрейд делает вывод, что значительные части Эго и Супер-Эго могут оставаться бессознательными, что означает, что личность ничего не знает об их содержании и ей требуется усилие, чтобы сделать их для себя осознан¬ными.

3. Фрейд выделял два типа психологического функционирования. Пер¬вичный процесс мышления является характеристикой бессознательной пси¬хической активности. Он проявляется в конденсации и смещении, то есть

образы имеют тенденцию сплавляться друг с другом и могут легко замещать или символизировать друг друга, используя свободную энергию, игнорируя категории пространства и времени, и направляются принципом удовольст¬вия. Вторичный процесс мышления подчиняется законам грамматики и формальной логики, то есть уменьшает неудовольствие от инстинктивного напряжения посредством адаптивного поведения. Фрейд считал первичные процессы мышления онтогенетически и филогенетически более ранними, рассматривал их как врожденно-неадаптивные, а все развитие Эго — как вто¬ричное, служащее для их подавления. Примером первичных процессов слу¬жит сновидение, вторичных — мышление (Б. Д. Корвасарский, 1999).

Одной из движущих сил, определяющих поведение человека, 3. Фрейд считает «либидо», которое определяет как «меняющуюся количественно си¬лу, которой можно измерять все процессы и превращения в области сексу¬ального возбуждения». Он считал, что либидо имеет источник — тело, или Ид. Противостоящей ему инстиктивной тенденцией 3. Фрейд считает ин-стинкт смерти и разрушения - «тонатос», который находит выражение в аг¬рессивном и аутоагрессивном поведении.

Классическая психоаналитическая теория выделяет две параллельные формы развития: развитие Эго, заключающееся в приобретении Эго-функ¬ций, которые увеличивают автономию, и сексуальное развитие, состоящее в преобразовании прегенитальных сексуальных и агрессивных побуждений во взрослую сексуальную и сублимированную деятельность. При этом класси¬ческий психоанализ утверждает, что взрослое поведение можно интерпрети¬ровать как совершенствование, или эволюцию, детского поведения в резуль¬тате взаимодействия двух факторов: эволюции врожденных процессов и воздействия на эти процессы опыта.

Психоанализ постулирует стадии психосексуального развития, через которые индивид проходит от младенчества до достижения латентного пе¬риода и которые синхронны с рядом стадий развития Эго: оральная, аналь¬ная, фаллическая и эдипова стадии; три первые вместе составляют доэдипо- ву стадию. Они названы так потому, что рот, анус и пенис соответственно являются на протяжении этих стадий главными источниками сексуального наслаждения. В оральной стадии рот является главным источником удо¬вольствия и, следовательно, центром познания, она начинается с момента рождения. Фиксированные на оральном уровне склонны сохранять рот в ка¬честве главной эрогенной зоны и фиксироваться на матери (груди); для них характерны глубокие колебания настроения. В анальной стадии анус и де¬фекация являются главными источниками чувственного наслаждения. Овла¬дение своим телом, особенно его сфинктерами, и социализация импульсов являются главными занятиями младенца. Когда мальчики проходят через фаллическую стадию, они поглощены не только своим пенисом, но также идеей потентности, половой зрелости, мужественности и силы. Комплекс Эдипа - группа в значительной степени бессознательных представлений и чувств, концентрирующихся вокруг желания обладать родителем противо¬положного пола. Согласно 3. Фрейду, комплекс Эдипа - это универсальный феномен, заложенный в филогенезе и ответственный за бессознательное чувство вины. Разрешение комплекса Эдипа достигается обычно идентифи¬кацией с родителем того же пола и временным отречением от родителя про¬тивоположного пола, который «заново открывается во взрослом сексуальном объекте». Эдипово соперничество с отцом является причиной страха кастра¬ции. Эдипов комплекс и комплекс кастрации - единственные комплексы в классическом психоанализе. Далее энергия либидо в течение длительного времени направляется на нейтральные цели. Латентный период характери¬зуется переключением энергии либидо на обучение, взаимодействия. Для генитальной стадии характерным является формирование зрелой сексуаль¬ности.

3. Фрейд интерпретировал определенные черты характера как дерива¬ты стадий развития сексуальности и развития Эго или как аналоги симпто¬мов, то есть защитные процедуры. Он использовал две системы классифика¬ции: генетическую и клиническую.

Генетические типы характера соотносятся с той или иной стадией развития сексуальности, от которой определенные черты характера и полу¬чают свое название; это оральный, анальный, фаллический, гениталь¬ный характеры.

Клинические типы характера соотносятся с тем или иным психопа¬тологическим состоянием, с которым они аналогичны или имеют макси¬мальное сходство; отсюда истерический, обсессивный, фобический, ши¬зоидный, депрессивный, маниакальный характеры. Оральный характер проявляется у лиц с фиксацией на оральной стадии. Типичными чертами его являются оптимизм и пессимизм, щедрость, легкая смена настроений, болт¬ливость, жадность и склонность заниматься желанными размышлениями. Термин «анальный характер» используется для ссылки на реактивные обра¬зования, на анальный эротизм, компульсивные упрямство, аккуратность, скупость, но может относиться и к противоположным им чертам. Индивид с фаллическим характером понимает сексуальное поведение как проявление силы. Генитальный характер проявляется у личности, прошедшей полный анализ, которая разрешила свой комплекс Эдипа, «пробила себе дорогу» че¬рез прегенитальную амбивалентность и достигла генитального уровня пси¬хосексуального развития. Человек с генитальным характером полностью свободен от инфантильной зависимости.

В теорию развития сексуальности входит описание механизмов рег¬рессии и сублимации. Регрессия - это защитный процесс, посредством кото¬рого субъект избегает тревоги через возвращение к более ранней стадии раз¬вития сексуальности и Эго: стадия, в которой происходит регрессия, детер¬минирована существованием точек фиксации. Теория регрессии предполага¬ет, что более ранние модели поведения остаются в распоряжении субъекта как альтернативные способы действия. Поскольку регрессия не является эф¬фективным защитным механизмом, она обычно сопровождается дополни¬тельными процессами, предназначенными для предохранения Эго от ее по¬следствий. 3. Фрейд к регрессивным формам психической жизни относит также невротические состояния. Сублимация - это связанный с развитием процесс, посредством которого инстинктивная энергия разряжается в неоин¬стинктивных формах поведения. Он включает перемещение энергии с объ¬ектов биологической значимости на объекты меньшей инстинктивной важ¬ности, освобождение деятельности от веления инстинктивного напряжения. Концепция сублимации объясняет эволюцию «высших функций» из низших. Все сублимации зависят от символизации, а все развитие Эго зависит от суб-лимации.

Техника психоанализа связана с разработанной 3. Фрейдом теорией общего психического развития, включающей понятия психического аппара¬та и стадий развития детской сексуальности, и теорией психологического происхождения неврозов. Реализация технической стороны процесса психо¬анализа связана с последовательным прохождением следующих процедур: конфронтация, кларификация, интерпретация, проработка.

Классический психоанализ включает теорию психологического про¬исхождения неврозов. В классической теории различаются следующие ти¬пы неврозов.

1. Психоневроз, который обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни. Суще¬ствует 3 типа психоневрозов: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.

2. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к на¬стоящему, и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Он явля¬ется физиологическим последствием нарушений в половом функционирова¬нии. 3. Фрейд разграничил две формы: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полово¬го возбуждения.

3. Нарциссический невроз, при котором пациент не способен к обра¬зованию переноса.

4. Невроз характера - в этом случае симптомы являются чертами ха¬рактера.

5. Травматический невроз, который вызывается потрясением.

6. При неврозе переноса, который развивается в ходе психоанализа, пациент проявляет навязчивый интерес к психоаналитику.

Психоанализ утверждает, что психоневрозы обусловлены невротиче¬ским конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждени¬ем Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, предотвращающей непо¬средственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт является невротическим только в том случае, если одна сторона бессозна-тельна или если он разрешается путем применения механизмов защиты, от¬личных от сублимации. Психоанализ рассматривает симптом как осуществ¬ление компромисса между подавляемым желанием и требованиями подав¬ляющего фактора. Возникновение симптома обусловлено символизацией, которую 3. Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употреб¬ления способ выражения». Сложную роль в невротическом конфликте игра¬ет Супер-Эго. Именно Супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя винова¬тым даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптомы психоневроза. Сознательно она ощущается весьма болезнен¬но. Таким образом, все части психического аппарата участвуют в формиро¬вании невротического симптома.

3. Фрейд считал, что в психоанализе основные усилия направлены на то, чтобы усилить Эго, сделать его более независимым от Супер-Эго. Цель психоанализа 3. Фрейд видел в том, чтобы интегрировать мтериал, получен¬ный при анализе бессознательных процессов, в сознание.

Основным материалом для психоанализа являются: свободные ассо¬циации, перенос, сопротивление, ошибочные действия, сновидения.

Классическая аналитическая техника включает ежедневные (S раз в неделю) встречи с пациентом, при этом психоаналитик укладывает его на кушетку для того, чтобы достичь наиболее благоприятных условий для пре¬

доставления клиентом материала, необходимого для анализа. При этом важ¬но избегать всяческих советов, прописывания лекарств, воздержание от управления жизнью клиента. Высказывания ограничиваются интерпрета¬циями и предоставлением инструкций по выполнению основного правила свободных ассоциаций. Психоанализ можно охарактеризовать как долго¬срочную, интенсивную, интерпретативную психотерапию.

Техника свободного ассоциирования основана на трех предположени¬ях: все мысли направлены к тому, что является значимым; потребность кли¬ента в психотерапии и значение того, что его лечат, поведут его ассоциации в направлении значимого, за исключением того случая, когда действует сопро¬тивление, сопротивление проявляет себя во время сеансов в невозможности свободно ассоциировать. В соответствии с инструкцией психоаналитика кли¬ент должен выполнять «основное правило», то есть сообщать свои мысли бе¬зоговорочно и не делать попыток сосредоточиваться во время этого.

Вторым ключевым понятием анализа является перенос, процесс, по¬средством которого клиент перемещает на психоаналитика чувства, мысли, фантазии и прочее, вызванные ранее действовавшими в жизни клиента фи¬гурами. Благодаря переносу больной наделяет психоаналитика значимостью другого, обычно ранее существовавшего объекта. Перенос является пережи¬ванием чувств, побуждений, фантазий и защит по отношению к личности в настоящем, которая не является подходящей для этого, но это есть повторе¬ние реакций, образованных по отношению к значимым фигурам раннего детства. Основная важность реакций переноса вытекает из того факта, что клиент испытывает в ситуации лечения и в отношении к психоаналитику все значимые человеческие чувства своего прошлого. Перенос - это особый вид отношений, главной характеристикой которого является переживание неко¬торых чувств, действительно обращенных к другой личности. На личность в настоящем клиент реагирует, как будто это личность из прошлого. Перенос есть повторение, новое «издание» старых объектных отношений. Это ана¬хронизм, временная погрешность; имеет место перемещение: импульсы чув-ства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на лич¬ность в настоящем. Поскольку это бессознательное явление, человек, реаги¬рующий чувствами переноса, большей частью не осознает искажения. Опре¬деление переноса включает четыре основных утверждения: перенос является разновидностью объектных отношений; явления переноса повторяют про¬шлое отношение к объекту; механизм перемещения играет важную роль в реакциях переноса; перенос является регрессивным феноменом.

Существует много способов классификации различных клинических форм реакции переноса. В соответствии с объектом переноса и повторяемой стадией развития сексуальности перенос может быть отцовским, материн¬ским, эдиповым, доэдиповым. Перенос может быть объектным или нарцис- сическим в соответствии с тем, представляет ли клиент своего психоанали¬тика как внешнюю персону, от которой он зависит, которую он любит или ненавидит, или как часть самого себя. Перенос может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, расценивает ли клиент психоана¬литика как доброжелательную фигуру или недоброжелательную.

Контрперенос описан 3. Фрейдом в работе «Рекомендации врачам, практикующим психоанализ». Для того чтобы разрешить перенос, психоана¬литику необходимо соблюдать анонимность, то есть следует быть непрони¬цаемым для своих клиентов и, как зеркало, не показывать им ничего, кроме того, что они показывают ему. Автор видел в переносе существенную часть терапевтического процесса.

Следующим ключевым понятием психоанализа является интерпрета¬ция. В своих заявлениях психоаналитик приписывает сновидениям, симпто¬мам и цепочке свободных ассоциаций клиента некоторое дополнительное значение по сравнению с тем, как расценивает эти феномены сам клиент. Интерпретация переноса устанавливает связь между поведением и ассоциа¬циями клиента и его отношением к психоаналитику. Интерпретация содер¬жания относится к бессознательным импульсам и фантазиям и не касается тех защитных процессов, которые поддерживают их в качестве бессозна¬

тельных. Прямые интерпретации основываются только на знании психоана¬литиком символики, безотносительно к ассоциации клиента. Корректные ин¬терпретации адекватно объясняют интерпретируемый материал, формули¬руются таким образом и сообщаются в такое время, что обладают актуально¬стью для пациента.

Интерпретация является наиболее важной аналитической процедурой.

Классическим примером интерпретации служит толкование сновиде¬ний. Психоанализ основан на убеждении, что сновидения имеют психологи¬ческое значение, подойти к которому можно через интерпретацию. 3. Фрейд считал, что сновидения имеют первоначальный текст, оглашение которого наталкивается на цензуру, так что сновидение приходится переписывать в форме, непонятной цензору. Автор утверждал, что сновидения выражают желания как исполненные.

Ошибочные действия - результат столкновения осознанного, соци¬ально приемлемого мотива поведения с неосознанным, неприемлемым с точки зрения социума.

Важным понятием в психоанализе является сопротивление, которое означает противодействие в ходе анализа превращению бессознательных процессов в сознательные. В состоянии сопротивления клиент отклоняет ин¬терпретации психоаналитика. Термин «сопротивление» относится ко всем силам внутри клиента, которые находятся в оппозиции к процедурам и про¬цессам психоаналитической работы. Сопротивление является повторением тех защитных операций, которые клиент использовал в своей обычной про¬шлой жизни. Все варианты психических явлений могут быть использованы для целей сопротивления, но вне зависимости от того, что служит его источ¬ником, сопротивление действует через Эго клиента. Хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессоз¬нательной.

В психоаналитической ситуации механизмы защиты проявляются как сопротивление. Автор употреблял эти термины как синонимы в большинстве своих работ. В течение курса психоанализа силы сопротивления используют все механизмы, формы, способы, методы и защиты, которые Эго применяет во внешней жизни клиента.

Анализ сопротивления включает несколько основных процедур. Пси¬хоаналитик должен: осознать сопротивление, продемонстрировать его кли¬енту, прояснить мотивы и форму сопротивления (какой специфический бо¬лезненный аффект заставляет пациента сопротивляться; какую конкретную форму и метод пациент использует для выражения своего сопротивления); интерпретировать сопротивление (выявить, какие фантазии или воспомина¬ния являются причиной аффектов и побуждений, которые стоят за сопротив¬лением; заниматься историей и бессознательными объектами данных аффек¬тов и побуждений или событий во время анализа, вне анализа и в прошлом); интерпретировать форму сопротивления, для чего заниматься анализом этой и сходных форм деятельности во время и вне анализа; проследить историю и бессознательные цели этой деятельности в настоящем и прошлом клиента. Последняя процедура - тщательная проработка.

Тесно связано с сопротивлением понятие защиты — «общее название для всех специальных приемов, которые Эго использует в конфликтах, мо¬гущих привести к неврозу». Предназначение защиты в том, чтобы не допус¬тить осознания импульсов, воспоминаний, предохранить Эго. Механизмы защиты могут побуждаться тревогой, обусловленной увеличением инстинк¬тивного напряжения, угрозами Супер-Эго или реальной опасностью. По¬скольку психический фактор, приводящий в действие защиту, должен вос¬принять угрожающий перцепт до того, как он становится доступным созна¬нию, 3. Фрейд заменил понятие «сознание» на Эго, так как Эго является час¬тично бессознательным и способно к автоматическим, бессознательным ре¬акциям на изменения внутреннего напряжения. По мнению автора, неврозы обусловлены нарушениями в работе механизмов защиты.

Процесс анализа включает конфронтацию, когда явление должно стать очевидным для сознательного Эго клиента. Прояснение относится к

тем действиям, которые имеют целью поместить анализируемый психиче¬ский феномен в четкий фокус. Следующий шаг при анализе - интерпрета¬ция, которая в психоанализе является окончательным и решающим дейст¬вием. Интерпретировать - значит делать неосознанные феномены осознан¬ными. Функция интерпретации направлена на увеличение самосознания, способствует интеграции благодаря осознаванию клиентом внутренних процессов. Последний шаг в анализе - тщательная проработка. Этот термин относится к комплексу процедур и процессов, которые наблюдаются после инсайта.

В ходе сеанса клиенту разъясняют, что психоанализ включает работу с неосознанной частью психики (чувства, мысли, фантазии); что терапия дает новый способ понимания процессов, происходящих в прошлом и настоящем клиента; анализируются защитные способы мышления, которые не допуска¬ют неприятные чувства и переживания на уровень осознания пациента; те¬рапевт объясняет свое поведение, его смысл (например, переход от проявле¬ния эмпатии, поддержки к нейтральной позиции); клиента знакомят со зна¬чением понятий «сопротивление», «психологическая защита». Приемы на- | значаются от 1-2 раз в неделю до 4 раз в неделю, может проводиться как краткосрочная терапия (10-15-20 посещений), так и длительная. Позиция терапевта выражает эмпатическую объективность, терпимость и нейтраль¬ность относительно реакций клиента, реагирование на проявления переноса разъяснением и интерпретацией.

Регрессия к зависимости от терапевта должна контролироваться с по¬мощью поддержки и поощрения у пациента стремления к самостоятельному поведению. На этапе, когда клиент проявит стойкое улучшение, должен быть рассмотрен вопрос об окончании лечения. Возникшая у клиента на этом этапе тревога может быть снижена признанием и верой психотерапевта в способность клиента сохранять достигнутое улучшение.

3.2. Аналитическая психология

Карл Густав Юнг родился в 1875 г. в Швейцарии. Закончил медицин¬ский факультет Базельского университета. В 1900 г. стал ассистентом, в дальнейшем близким сотрудником известного психиатра Е. Блейлера. Ста¬жировался у П. Жане в Париже. В 1905 г. познакомился с научными трудами 

3. Фрейда и начал активное сотрудничество с ним. Фрейд считал К. Г. Юнга своим научным преемником. В 1914 г. из-за теоретических разногласий пре¬рвал взаимоотношения с 3. Фрейдом. Работал над созданием собственной теории, получившей название «аналитическая психология».

Основные труды: «Метаморфозы и символы либидо» (1913), «Психо¬логические типы» (1921), «Воспоминания, сны, размышления» (1961).

К. Г. Юнг умер в 1961 г. в Цюрихе в возрасте 85 лет.

Аналитическая психология - одно из направлений психоанализа, авто¬ром которого является швейцарский психолог, психиатр и практик глубин-1 ной психологии К. Г. Юнг. Основные понятия и методы аналитической пси- хологии сформулированы автором в «Тевистокских лекциях» (Лондон, 1935). Структура психического бытия человека, по Юнгу, включает две фун¬даментальные сферы: сознание и психическое бессознательное. Психология в первую очередь и по преимуществу наука о сознании. Она же и наука о со¬держании и механизмах бессознательного. Так как пока не представляется возможным непосредственное изучение бессознательного, поскольку неиз¬вестна его природа, то выражается оно сознанием и в терминах сознания. Сознание в значительной мере продукт восприятия и ориентации во внеш-нем мире, однако, по словам К. Г. Юнга, оно не состоит целиком из чувст¬венных данных, как утверждают психологи прошлых столетий. Автор оспа¬ривал также позицию 3. Фрейда, выводящего бессознательное из сознания. Он ставил вопрос противоположным образом: все, что возникает в сознании, вначале с очевидностью не осознается, и осознание вытекает из неосознан¬ного состояния.

В сознании К. Г. Юнг различал эктопсихические и эвдопсихические функции ориентации. К эктопсихическим функциям сознания автор относил систему ориентации, имеющую дело с внешними факторами, получаемыми посредством органов чувств; к эндопсихическим - систему связей между со¬держанием сознания и процессами в бессознательном. В эктопсихические функции входят: 1) ощущение, 2) мышление, 3) чувство, 4) интуиция. Если

56 ощущение говорит, что нечто есть, то мышление определяет, что есть эта вещь, то есть вводит понятие; чувство информирует о ценности этой вещи. Однако этими знаниями информация о вещи не исчерпывается, так как не учитывает категорию времени. Вещь имеет свое прошлое и будущее. Ориен¬тация относительно этой категории и осуществляется интуицией, предчувст¬вием. Там, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара ин¬туиции. Перечисленные функции представлены в каждом индивиде с раз¬личной степенью выраженности. Доминирующая функция определяет пси¬хологический тип. К. Г. Юнг выводил закономерность соподчиненности эк- топсихических функций: при доминировании мыслительной функции под¬чиненной является функция чувства, при доминировании ощущения в под¬чинении оказывается интуиция, и наоборот. Доминирующие функции всегда дифференцированны, мы в них «цивилизованны» и предположительно обла¬даем свободой выбора. Подчиненные функции, напротив, ассоциируются с архаичностью в личности, бесконтрольностью.

Эктопсихическими функциями не исчерпывается сознательная сфера психического; ее эндопсихическая сторона включает: 1) память, 2) субъек¬тивные компоненты сознательных функций; 3) аффекты, 4) инвазии, или вторжения. Память позволяет репродуцировать бессознательное, осуществ¬лять связи с тем, что стало подсознательным - подавленным или отброшен¬ным. Субъективные компоненты, аффекты, вторжения еще в большей степе¬ни играют роль, отведенную эндопсихическим функциям, - являются тем самым средством, благодаря которому бессознательное содержание достига¬ет поверхности сознания.

Значительную известность в психологии получило выделение К. Г. Юн¬гом экстравертированного и интровертированного типов личности. Экстравер¬ты весь свой интерес направляют на окружающий мир; объект действует на них, по выражению К. Г. Юнга, как магнит, и как бы отчуждает субъекта от самого себя. У интровертов же вся жизненная энергия направлена на себя, на свое психическое бытие. В основе различий этих типов К. Г. Юнг видит со-

57

стояние аффективного напряжения. Высокое напряжение эмоций интроверта обусловливает длительность и яркость полученных им впечатлений; эмоцио¬нальная же насыщенность внешних впечатлений экстраверта быстро падает, не оставляя значительного следа, и лишь новизна объекта может вызвать быстро гаснущую эмоциональную вспышку. Слабая обращенность экстравертов на свой внутренний мир обусловливает, согласно К. Г. Юнгу, инфантильность и архаичность сферы их бессознательной психики, проявляющиеся в эгоцен¬тризме, эгоизме и тщеславии. Обращенность вовне выражается и в стремлении экстравертов произвести впечатление на окружающих. Прямо противополож¬ным является психический облик интроверта. Предложенная К. Г. Юнгом ти¬пология личности и в настоящее время используется в психоаналитической практике.

Центром сознания, по К. Г. Юнгу, является Эго-комплекс психических факторов, сконструированный из информации о собственном теле, сущест¬вовании и из определенных наборов (серий) памяти. Эго обладает огромной энергией притяжения - оно притягивает как содержание бессознательного, так и впечатления извне. Осознается только то, что входит в связь с Эго. Эго-комплекс проявляет себя в волевом усилии. Если эктопсихические функции сознания контролируются Эго-комплексом, то в эндопсихической системе лишь память, и то до определенной степени, находится под контро¬лем воли. Еще в меньшей степени контролируются субъективные компонен¬ты функций. Аффекты и вторжения и вовсе контролируются «одной лишь силой». Чем ближе к бессознательному, тем менее Эго-комплекс осуществ¬ляет контроль над психической функцией, другими словами, мы можем при¬близиться к бессознательному только благодаря свойству эндопсихических функций не контролироваться волей. То, что достигло эндопсихической сферы, становится осознанным, определяет наше представление о себе. Но человек не статичная структура, он постоянно изменяется. Часть нашей лич¬ности, пребывающая в тени, пока неосознанная, находится в стадии станов-

ления. Таким образом, потенциалы, заложенные в личности, содержатся в теневой, неосознанной стороне.

Бессознательная сфера психического, не поддающаяся прямому наблю¬дению, проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания, которые К. Г. Юнг делит на два класса. Первый содержит познаваемый материал сугу¬бо личностного происхождения. Этот класс содержаний К. Г. Юнг назвал подсознательным разумом, или личностным бессознательным, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое. Другой класс содержаний, не имеющих индивидуального происхождения, автор определил как коллективное бессознательное. Содержания эти принадлежат типу, во¬площающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человече¬ства как некоего общего целого, и, таким образом, являются коллективными по природе. Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, Юнг назвал архетипами.

Архетип- определенное образование архаического характера, вклю¬чающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы. Мифологические мотивы выражают психологический механизм интровер- сии сознательного разума в глубинные пласты бессознательной психики. Сфера архетипического разума- ядро бессознательного. Содержание кол¬лективного бессознательного не контролируется волей. Архетипы не только универсальны, но и автономны. К. Г. Юнг предлагает три метода для дости¬жения сферы бессознательного: метод словесных ассоциаций, анализ снови¬дений и метод активного воображения. Тест словесных ассоциаций, принес¬ший К. Г. Юнгу широкую известность, заключается в том, чтобы испытуе¬мый как можно быстрее ответил на слово-стимул первым пришедшим ему в голову словом-ответом. Время каждой реакции фиксируется. Эксперимент после первого чтения повторяется снова. К. Г. Юнг описал двенадцать раз¬личных типов нарушения реакции: увеличение времени реакции; реакция более чем одним словом; реакция, выраженная не словесно, а мимикой; не¬правильное воспроизведение и т. д. Нарушенные реакции рассматриваются как «индикатор комплекса». Под комплексом понимается сочетание ассо-циаций, нечто вроде слепка более или менее сложной психологической при¬роды- иногда травматического, иногда просто болезненного, аффектиро¬ванного характера. Комплекс, связанный с физиологическими реакциями и обладающий собственной энергией, имеет тенденцию «образовывать как бы отдельную маленькую личность». Бессознательное, таким образом, состоит из неопределенного (неизвестного) числа комплексов, или фрагментарных личностей, персонификация которых может стать патологическим условием. В том случае, когда цель исследователя не выявление комплексов, а выясне¬ние, «что бессознательное делает с комплексами», автор применял метод анализа сновидений.

К. Г. Юнг в толковании снов занимал принципиально отличную от 3. Фрейда позицию. Бели, по 3. Фрейду, сон есть «искажение, которое мас¬кирует оригинал» и преодоление которого ведет к комплексам, согласно К. Г. Юнгу, сон ничего не скрывает, он сам по себе закончен и целостен. Сон выполняет компенсаторную функцию, являясь «естественной реакцией са¬морегуляции психической системы». К. Г. Юнг видел в сновидении сигнал бессознательного о том, что индивид «отклонился от собственного пути». Задача исследователя - понять этот сигнал, опираясь на чувства сновидца по поводу тех или иных образов сновидения, так как сны всегда являются реак¬цией на сознательную установку, и ключ к их пониманию поэтому находит¬ся у самого сновидца. Появление в снах мифологических, архетипических образов свидетельствует о движении к целостности, индивидуальной завер¬шенности. Другими словами, погружение в глубины бессознательного при¬носит исцеление. В связи с этим важное место в интерпретации сновидений К. Г. Юнг отводил архетипическим, мифологическим образам. Процесс из¬лечения является процессом идентификации с целостной личностью, с «са¬мостью» - ключевым архетипом в аналитической психологии.

Важное место в психотерапии пациента - на пути к его целостности - К. Г. Юнг отводил осознанию переноса. Психологический процесс переноса

он рассматривал как частную форму более общего психологического меха¬низма проекции, возникающей между двумя людьми. Перенос, по К. Г. Юн¬гу, в отличие от фрейдовского понимания, несет не только эротическое, но и все активные содержания бессознательного. Эмоции спроектированных со¬держаний всегда образуют некое динамическое соотношение между субъек¬том и объектом - это и есть перенос, который по своему характеру может быть положительным и отрицательным. Перенос, возникающий в процессе анализа, часто свидетельствует о трудностях установления эмоционального контакта между врачом и пациентом — дистанцию между ними бессозна¬тельное пациента пытается «покрыть» и возводит компенсаторный мост. Ин¬тенсивность переноса пропорциональна важности проектируемого содержа¬ния, значительности его для пациента. Чем дольше практикуется содержа¬ние, тем больше аналитик заключает в себе эти «ценности» пациента. Задача психотерапевта- «вернуть» их пациенту, иначе анализ не будет завершен. Для снятия переноса необходимо добиться от пациента осознания субъек¬тивной ценности личностного и безличностного содержаний его переноса. К. Г. Юнг выделял четыре стадии терапии переноса. На первой стадии паци¬ент осознает факт проекции личностного бессознательного и вырабатывает субъективную оценку тех содержаний, которые создают проблему. Он дол¬жен ассимилировать эти образы со своим собственным психическим бытием, понять, что приписываемые объекту оценки являются его собственными ка¬чествами. Лечение невроза, означающее требование стать целостной лично¬стью, предполагает «узнавание и ответственность за свое целостное бытие, за его хорошие и плохие стороны, возвышенные и низменные функции». Ес¬ли снятие проекции личностных образов состоялось, но тем не менее пере¬нос имеет место, наступает вторая стадия лечения - разделение личностных и безличностных содержаний. Проекция безличностных образов сама по се¬бе носит опосредованный характер, поэтому аннулировать здесь можно лишь сам акт проекции, но никак не ее содержание. На третьей стадии тера¬пии переноса происходит отделение личного отношения к психотерапевту от

безличностных образов. Это существенная часть процесса, понимаемого Юнгом как «путь к себе», или «самореализация», целью которой является осознание пациентом некоего центра внутри его психического бытия (но не внутри его Эго), позволяющее ему не связывать более свое будущее счастье, а иногда и жизнь с некими внешними посредниками, будь то люди, идеи, об¬стоятельства.

3.3. Индивидуальная психология Созданная А. Адлером, индивидуальная психология явилась крупным шагом вперед в понимании человека, неповторимости его уникального жиз¬ненного пути. Именно индивидуальная психология предвосхитила многие положения гуманистической психологии, экзистенциализма, гештальт-тера- пии и другие.

Альфред Адлер родился в Австрии в пригороде Вены в 1870 г. В 18 лет поступил в Венский университет и получил медицинскую степень в 1895 г.

С 1901 г. был активным участником дискуссионной группы по психоанали¬зу, куда вошел по приглашению 3. Фрейда. В 1911 г. из-за идейных разно¬гласий прервал сотрудничество с 3. Фрейдом и создал собственную теорети¬ческую концепцию под названием «индивидуальная психология». В 1935 г. переехал в США, где преподавал психологию и продолжал работать психи¬атром.

Основные труды: «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927), «Наука жизни» (1929), «Образ жизни» (1930), «Смысл жизни» (1931).

Умер в 1937 г. в Арбердине (Шотландия) во время поездки с циклом лекций.

Индивидуальная психология включает в себя такие понятия, как жиз¬ненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость. А. Адлер полагал, что жизненные цели, мотивирующие поведение человека в настоя¬щем, ориентирующие его на развитие и достижение исполнения желаний в будущем, коренятся в его прошлом опыте, а в настоящем поддерживаются актуализацией чувства опасности, незащищенности. Жизненная цель каждо¬го индивидуума складывается из его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Многие жизненные цели сформировались еще в раннем детстве и остаются до поры до времени неосознанными.

Жизненные цели служат индивидууму для защиты против чувства беспомощности, средством соединения совершенного и могущественного

будущего с тревожным и неопределенным настоящим. При выраженности чувства неполноценности, столь характерного для больных неврозами в по¬нимании А. Адлера, жизненные цели могут приобретать преувеличенный, нереалистический характер (автором открыты механизмы компенсации и гиперкомпенсации). У больного неврозом часто наблюдается весьма значи¬тельное расхождение между сознательными и неосознаваемыми целями, в результате чего он игнорирует возможность реальных достижений и предпо¬читает фантазии на тему личного превосходства.

Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль при¬способления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как своеобраз-ное его выражение.

В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и мире, которое А. Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, | изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окру¬жающая ситуация, с которой он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.

Под чувством общественного А. Адлер понимал «чувство человече¬ской солидарности, связи человека с человеком... расширение ощущения то- 1 варищества в человеческом обществе». В определенном смысле все челове¬ческое поведение социально, поскольку, говорил он, мы развиваемся в соци¬альном окружении и наши личности формируются социально. Чувство об¬щественного включает ощущение родства со всем человечеством и связан¬ность с жизненным целым.

А. Адлер полагал, что способность и потребность кооперироваться яв¬ляются одной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только кооперация людей, согласованность их поведения предоставляет им шанс

64

преодоления действительной неполноценности или ощущения ее. Заблоки¬рованная потребность в социальной кооперации и сопутствующее ей чувство неадекватности лежат в основе неприспособленности к жизни и невротиче¬ского поведения.

Понятие самости, как и многие категории психоанализа, автор не от¬носит к операциональным. Самость в его понимании тождественна творче¬ской силе, с помощью которой человек направляет свои потребности, прида¬ет им форму и значимую цель. Формирование жизненной цели, стиля жизни, схемы апперцепции - акты творчества. Самость руководит и управляет ин¬дивидуальным реагированием на окружающее. По мнению А. Адлера, ос¬новным недостатком в понимании 3. Фрейдом личности и сущности психо¬терапевтического процесса была недооценка уникальности человеческой судьбы. Самость - форма реализации этой уникальности, она активно фор¬мирует стиль жизни, отвергая одни переживания и избирательно принимая другие.

В концепции психотерапии А. Адлер выделял три аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в по¬нимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.

Как правило, сеанс психотерапии начинается с анализа индивидуаль¬ного стиля жизни клиента, то есть поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспомина¬ния, которые первыми придут на ум, по мнению А. Адлера, далеко не слу¬чайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые клиент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе клиента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно: органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения клиента: мимику, жесты, интонацию голоса, - а также ключевые слова (глаголы), которыми он выра¬жает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического про¬граммирования).

Сама психотерапия представляет собой процедуру, отличную от пси¬хоанализа 3. Фрейда. В беседах с клиентом психотерапевт создает атмосфе¬ру безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он соби¬рает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта клиен¬та, которые ускользали от его осознания. Непременными условиями психо¬терапии является установление визуального контакта и эмпатического рап¬порта.

Следующий шаг в психотерапии А. Адлера - оказание помощи клиен¬ту в понимании себя. Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой пациент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий клиентом достигнуто, то он оказы¬вается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психотерапевта реализовать его в поведе¬нии. Наконец, сотрудничество психотерапевта и клиента становится предме-том их совместного обсуждения. Что испытывает клиент по отношению к психотерапевту? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психотерапевта? Клиент, удовлетворив свою потребность быть услышан¬ным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистиче-скому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым пове¬дением, интересом к проблемам ближних, он инициирует изменения в соци¬альном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.

Таким образом, схема развития психотерапевтического процесса в ин¬дивидуальной психологии выглядит следующим образом: 1) вхождение пси¬хотерапевта в контакт с клиентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;

2) формирование ответственности клиента за успех лечения (сигналом о го¬товности его к сотрудничеству с психотерапевтом служит, в частности, же¬лание вспомнить собственное прошлое); 3) когнитивное осознание клиентом жизненного стиля и проблем самости; 4) эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным опытом; 5) проверка в реальности нового опыта.

Дальнейшее развитие психоанализа осуществлялось в рамках неопси¬хоанализа. Особую роль в нем сыграло направление, придающее большее, чем классический психоанализ, значение социокультурным факторам в раз¬витии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Оно получило название культурного психоанали¬за. Наиболее видными его представителями являются К. Хорни, Э. Фромм,

В. Райх, Г. Салливан.

1. Сандлер, Дж. Пациент и психоаналитик [Текст] / Дж. Сандлер, К. Дэр. - М.: Смысл, 1995. - 191 с.

3.4. Характерологический анализ К. Хорни Карен Хорни родилась в Гамбурге в 1885 г. Училась на медицинском факультете Берлинского университета, который закончила в 1932 г. С 1920 г. сотрудничала с Берлинским психоаналитическим институтом. В 1932 г. по приглашению Ф. Александера переехала в США. Разочаровавшись в орто¬доксальном психоанализе, основала «Ассоциацию за прогресс психоанали¬за» и в 1941 г. - Американский институт психоанализа, который возглавляла всю свою жизнь. Разработала собственную психоаналитическую концепцию с акцентом на социальные факторы под названием «характерологический психоанализ».

Основные труды: «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Самоанализ» (1942), «Неврозы и развитие человека» (1950). К. Хорни умерла в 1952 г. в возрасте 67 лет.

Будучи одним из наиболее ярких представителей неопснхоанажза, К. Хорни формировалась под влиянием учения 3. Фрейда. Как и 3. Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция К.Хорни отличалась от ортодоксального психоанализа, который она нередко критиковала по нескольким направлениям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женской сексуальности. Одно из прин¬ципиальных отличий концепции К. Хорни заключалось в уменьшении зна¬чения либидо, другое - в отрицании представления о том, что люди мотиви-рованы преимущественно врожденными и запретными инстинктами, кото¬рые в конечном итоге сводятся к инцесту и глобальной деструкции. От

3. Фрейда К. Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологиче¬ские детерминанты формирования здоровой и невротической личности.

Каждый человек, сточки зрения К. Хорни, обладает собственным лич¬ностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позво-

ляет индивиду достигать иели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатологи¬ческие расстройства возникают только в том случае, если силы, способст¬вующие позитивному росту и развитию, блокируются внешними социаль¬ными факторами. В ребенке, растущем в здоровой социальной среде, разви-вается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять лю¬бовь, заботу и уважение к ег о индивидуальности, становится человеком, по¬стоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недру¬жественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуа¬лизации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности - основ¬ной невротической потребности. К. Хорни особо подчеркивала важность вы¬деления концепции базисной тревоги. Это чувство тревоги, беззащитности ребенка, рождающееся из состояния изоляции и беспомощности в потенци¬ально враждебном ему мире. Базисную тревогу нельзя считать наследствен¬ной, генетически обусловленной, она всегда представляет собой продукт культуры и воспитания. Тревога такого рода становится основой для воз¬никновения более поздних личностных нарушений. Невротическое стремле¬ние к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защит¬ных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если чело¬век предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трех типов характера: ищу¬щий любви, доверия, расположения других людей (движение к людям); аг¬рессивный, враждебный (направление потребности - движение против лю¬дей); обособленный, независимый (направление потребности - движение от людей).

Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и в преуве¬личенном, можно сказать, притворном стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе - движение к людям). Нев-

ротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто под¬черкивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения ме¬жду людьми, предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убеж¬ден, что настоящих привязанностей не существует (ориентация в обществе 5- движение против людей). Защитный механизм ухода, отгораживания выра¬жается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с дру¬гими (ориентация в обществе - движение от людей), в то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимо¬сти от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действи¬тельности они не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентаций на взаимодействие преуменьша¬ется или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.

Другой тип невротического внутриличностного конфликта, особо вы¬деляемый К. Хорни, касается сферы идеализированного образа собственного Я. Люди, страдающие под гнетом собственной невротической структуры личности, не только подавляют свои проблемы, конфликты потребностей, но и не осознают свои недостатки и слабости, которые, возможно, смутно чув¬ствуют (предчувствуют) и даже презирают. Обычно у них формируется соз-нательный образ самих себя, в котором все позитивные, социально одобряе¬мые черты представлены в сильно преувеличенном виде. Это, в свою оче¬редь, усиливает доминирующее невротическое решение проблемы. Идеали¬зированный образ самого себя заставляет человека ставить перед собой практически недостижимые цели и задачи, предопределяющие неизбежное поражение, которое, в свою очередь, усиливает недовольство собой, может

вызвать даже презрение к себе, увеличивая конфликт между реальным Я и мощным и грозным идеализированным его образом. Создается замкнутый круг, в котором постоянно циркулирует стремление соответствовать, под¬держивать этот «славный» образ путем достижения нереалистичных, а зна¬чит, и недостижимых целей.

Безжалостные внутренние требования, терзающие невротика, К. Хорни называет «тиранией долга». Такой человек искренне считает, что он должен быть головокружительно успешным, невероятно точным, всегда и только любящим, абсолютно неэгоистичным, должен иметь особую работу, не¬обыкновенного партнера, самых лучших детей и так далее. Системы таких императивов настолько доминируют в сознании невротика, что заслоняют или даже стирают настоящие и здоровые желания до такой степени, что не¬счастный не различает, в чем он в действительности нуждается и что он про¬сто должен делать в жизни.

По мнению К. Хорни, только психоанализ, возможно в форме само¬анализа, может помочь человеку преодолеть сильное и болезненное стрем¬ление к недостижимым целям и заменить их деятельностью, приносящей удовлетворение и радость самореализации.

Цель психотерапии К. Хорни видит в необходимости помочь боль¬ному неврозом осознать свой «идеализированный образ» и его функции, тем самым показав, что подобные попытки разрешения конфликта не при¬водят к желаемому результату. В процессе аналитической работы она стремится путем раскрытия идеализированного Я помочь пациенту в его подлинно человеческом развитии и развертывании его тенденций к само¬реализации, к переориентации мыслей, чувств и жизненных планов. Осоз¬нание больным различных факторов своего существования должно быть действительным знанием, что достигается посредством эмоционального переживания. Аналитическую работу К. Хорни дополняет психосинтезом, пробуждением у пациента конструктивных сил, стремления к саморазви-тию. Самореализация означает готовность к глубокому переживанию сво¬

их желаний и чувств, к выявлению своего предназначения в жизни и при¬нятию ответственности как за себя, так и за других людей, к установлению дружеских, эмоционально окрашенных межличностных связей. В целом психотерапия служит устранению разрыва между реальным Я человека и его идеализированным Я, образующимся в процессе невротического раз¬вития личности.

3.5. Гуманистический психоанализ Эрих Фромм родился в 1900 г. в Германии во Франкфурте-на-Майне. Изучал пихологию, философию и социологию в Университете Гейдельберга. С 1925 по 1930 г. осваивал психоанализ в Мюнхене и Берлинском институте психоанализа. В 1930 г. организовал Южно-германский институт психоана¬лиза во Франкфурте. В 1933 г. переехал в США, где преподавал и занимался в Нью-Йорке частной практикой. Разработал собственную теоретическую концепцию - гуманистический психоанализ.

Основные труды: «Бегство от свободы» (1941), «Человек для самого себя» (1947), «Психоанализ и религия» (1950), «Анатомия человеческой де¬структивности» (1973), «Иметь или быть?» (1976). В 1974 г. Э. Фромм пере¬ехал в Швейцарию, где умер в 1980 г.

Исследуя природу и общественную сущность человека, характер «бо¬лезни» современного капиталистического общества, идеал «здорового» об¬щества и подлинной человеческой жизни, сочетая различные учения о чело¬веке, главным образом психоанализ, экзистенциализм и философскую ан¬тропологию, Э. Фромм стремился создать «диалектически- и гуманистиче- ски-ориентированный психоанализ», синтезирующий марксистские и психо¬аналитические теории личности, общества и культуры. В основе гуманисти¬ческого психоанализа лежит идея об общественной обусловленности психи¬ки, о понимании человека в контексте социальных условий его существова¬ния. Цель данного вида психоанализа - познание человеком своей внутрен¬ней природы, способствование раскрытию потребностей, смысла жизни и ценностных аспектов человеческого бытия.

В концепции сущности человека Э. Фромма центральной проблемой является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием индивидуума в природе, бытием «брошенного в мир не по своей воле» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря «способ¬ности осознания себя, других, прошлого и настоящего». Исторический про¬цесс развития цивилизации ведет к формированию двух основных тенденций

Противоречивость человеческого существования автор раскрывал че¬рез две формы дихотомий: «экзистенциальную» и «историческую». Наибо¬лее существенной «экзистенциальной дихотомией» является дихотомия ме¬жду жизнью и смертью. Из-за неспособности человека сделать выбор возни¬кает тревога и беспокойство, что создает еще одну, «экзистенциальную ди-хотомию», поскольку «цена, которую человек платит за сознание, - неуве¬ренность». Стремление личности к сохранению своей уникальности и уста¬новление отношений с другими людьми, где человек идентифицирует себя с миром, также вызывает «экзистенциальную дихотомию». К «историческим дихотомиям» Э. Фромм относил противоречия, создающиеся и разрешаю¬щиеся в процессе исторического развития; он считал, что человек может реа¬гировать на исторические противоречия, аннулируя их посредством своей собственной деятельности, но он не может аннулировать «экзистенциаль¬ные» дихотомии, несмотря на то что может реагировать на них различными способами. Устранение «исторических дихотомий», которые зависят от су-ществующих социальных условий, может произойти при построении «гума¬нистического общества». Поскольку «экзистенциальные дихотомии» зало¬жены в самой человеческой природе, они могут быть разрешены путем рас¬крытия готовности человека к любви, вере и размышлению. Способом вос¬становления гармонии между человеком и обществом является гуманистиче¬ский психоанализ, способствующий пробуждению критических элементов в сознании личности.

Э. Фромм считал, что человек должен осознать неподлинность своего существования в современном обществе, чтобы затем реализовать зало¬женные в его существе возможности. «Хотя и имеются некоторые потреб¬ности, общие для всех людей, такие, как голод, жажда, секс, но те потреб¬ности, которые создают различия в характере человека, - любовь и нена¬висть, вожделение власти и стремление подчиняться, наслаждение чувст¬венными удовольствиями и страх перед ними - все это продукты социаль¬ного процесса. Наиболее прекрасные и самые безобразные склонности че-

ловека представляют собой не компоненты фиксированной и биологически заданной человеческой природы, а результаты социального процесса, кото¬рый творит людей». В книге «Революция надежды» автор изложил про¬грамму преобразования буржуазных социальных структур в направлении гуманизации человека и общества. Необходимо создание таких ценностей, при наличии которых человек мог бы отказаться от социальной маски и об¬нажить свои подлинные потребности. Эти ценности должны способство¬вать его развитию. В поиске новых «психодуховных ориентаций» человека

Э. Фромм обратился к философии любви, которая способствует устране¬нию оторванности людей друг от друга, преодолению дихотомий человече¬ского существования, восстановлению гармонии человека и общества. Лю¬бовь, по мнению автора, дает единственно верный и «удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования» и является высшей гума¬нистической ценностью.

3.7. Психоаналитическая психотерапия Среди других направлений неопсихоанализа значительным влиянием пользуется Эго-психологическая теория психоаналитической психотерапии М. Гилла, JI. Стоуна, Е. Бибринга и концепции объектных отношений М. Кляйн. Указанные авторы способствовали созданию психоаналитической психотерапии («психодинамической психотерапии», «инсайт-ориентирован- ной психотерапии», «эксплоративной психотерапии»).

Хотя некоторые психоаналитики, отмечает Г. Куртис (1991), придер¬живаются мнения, что психоанализ невозможно четко отграничить от психо¬аналитической психотерапии кроме как по таким количественным факторам, как число сессий, регулярно проводимых по расписанию на протяжении ус¬тановленного срока, и большая продолжительность, однако, сравнивая их по качеству процесса, можно установить существенные различия. Учитывая, что эта различия могут быть размыты на границе, где интенсивная психоте¬рапия способна приобрести некоторые описательные и качественные харак¬теристики психоанализа, все же сохраняются различия в значении опыта па-циента и характера интеракции между пациентом и аналитиком, а также в технических вмешательствах, которые одновременно и вызывают, и являют¬ся результатом этого опыта. Некоторые из различий могут быть связаны с соответствующими целями этих двух терапевтических вмешательств, в осо¬бенности при переходе из пограничной зоны на участок, отведенный каждо¬му из методов.

Сами названия указывают на один важный параметр: терапия, а не ана¬лиз. Хотя совершенно очевидно, что эти две категории не являются взаимоис¬ключающими кроме того, что в крайних точках данного спектра целью тера¬пии является акцент на смягчение, облегчение, адаптацию и возобновление функционирования. Для того чтобы терапевтический процесс начался, уста¬новился и сохранялся, требуется специальное сочетание технических мер, создающих психоаналитическую ситуацию. Эти технические приемы вклю¬чают: использование свободных ассоциаций, охватывающих всю психологи¬ческую сферу, а не целенаправленное обсуждение; регулярно назначаемые приемы 4-5 раз в неделю; позицию аналитика, выражающую эмпатическую объективность, терпимость и нейтральность относительно реакций пациента; воздержание от участия во внеанапитической жизни пациента или в его по¬ступках, выражающих перенос; реагирование на проявления переноса разъяс¬нением и интерпретацией. На разных этапах эти элементы могут варьировать¬ся (сочетаться по-разному), но они формируют относительно постоянную конфигурацию, приводящую к возникновению ранее неосознаваемых или не вполне понимаемых мыслей, чувств и фантазий, которые становятся более доступными для инсайта, модификации и интеграции в зрелую личность.

Всякое изменение или несоблюдение любого из элементов психоана¬литической ситуации может значительно повлиять на характер продуцируе¬мого пациентом материала и на качество интеракции с аналитиком. Особен¬но это относится к влиянию на две центральные динамические силы: пере¬нос и сопротивление, - анализ которых может быть затруднен вследствие отклонения от оптимального равновесия указанных основных технических характеристик. Выборочное изменение в этом сочетании поз и процедур мо¬жет содействовать либо плохому анализу, либо хорошей психотерапии, по¬этому крайне полезно иметь четкое представление о человеческой психике и последствиях для пациента от конкретного подхода, а также о технических вмешательствах, чтобы подобрать соответствующую форму психотерапии, которая окажется наиболее эффективной в достижении целей пациента.

Главный вклад психоанализа в психоаналитическую психотерапию — это психодинамический способ мышления. Он означает учет влияния бес¬

сознательных психических сил, взаимодействующих динамически с процес¬сами защиты, аффекта и мышления для достижения приспособляемости, большей или меньшей адаптации.

Проводя различие между психоанализом и психоаналитической психо¬терапией, следует подчеркнуть, что это делается с целью обеспечения науч¬ной и практической системы, в рамках которой может быть осуществлен информированный выбор оптимальной формы психотерапии. Действитель¬но, с сугубо практической и терапевтической точек зрения необходимость разработки увеличивающихся научных и утилитарных форм применения психотерапии приобретает первостепенное значение. Роль психоанализа в этом поиске аналогична лабораторному исследованию в открытии принци¬пов, которые могут послужить базой дальнейшего развития и практического использования психотерапии в широком масштабе.

Как в спонтанных, непреднамеренных социальных взаимоотношениях, так и при научной, планируемой психотерапии человек, болезненно, с тру¬дом идущий на компромиссы, может использовать взаимодействие, чтобы чувствовать себя более удовлетворенным, менее тревожным, в безопасности, освободившимся от вины или, наоборот, осуждаемым, наказанным, обездо¬ленным и так далее. В любом случае существовавшие ранее симптомы, чер¬ты, препятствия могут стать более или менее интенсивными, могут исчез¬нуть или быть заменены. Если психотерапевт воспринимается как хороший родитель, оказывающий поддержку, приносящий утешение, чувство безо¬пасности, прощающий и многое позволяющий, то баланс между компонен¬тами компромисса может меняться, часто в сторону облегчения симптомов; или же врач в состоянии мобилизовать клиента и помочь ему использовать имеющиеся психические резервы или тенденции, в результате чего достига¬ется новое и более адаптивное равновесие. При интенсивных, экспрессивных формах психотерапии, частых и продолжительных, личное взаимодействие клиента и психотерапевта создает уникальную возможность нового опыта человеческих отношений. Более эффективные формы поведения могут быть усвоены методом проб и ошибок в более безопасной и разрешающей атмо¬сфере лечения, а когда они интегрируются благодаря идентификации с пси¬хотерапевтом, это может привести к стойким личностным изменениям.

Основываясь на главных характеристиках модели терапии, можно ска¬зать, что клиент, для которого лучшим вариантом будет психоаналитическая психотерапия, будет обладать изначально способностью к рефлексии собст¬венных мыслей, чувств и поведения, к самонаблюдению.

Решающую роль могут играть факторы времени, места и стоимости психотерапии. Помимо этого различные сочетания описанных качеств, при¬сущих двум главным видам психотерапии, могут продиктовать промежуточ¬ную форму психотерапии, объединяющую экспрессивные и поддерживаю-щие черты.

Степень и характер невроза переноса могут широко варьироваться «от пациента к пациенту». У некоторых это яркое, захватывающее переживание, трудно сдерживаемое в рамках анализа, приводящее к отреагированию или бегству. У других оно выражается как бледное, ослабленное — «то оно есть, то нет его» - переживание, сдерживаемое в безопасных пределах защитными механизмами личности, работающими слишком хорошо. Эти проявления точнее было бы называть феноменами переноса, чем неврозом переноса, что предполагает более организованную, устойчивую психическую структуру. Иногда узнавание невроза переноса может быть задержано или затемнено из-за сильного проявления защитного аспекта упрямства или апатии, а не более характерных качеств энергичного порыва и аффекта. В других источ¬никах информации, таких, как сны, фантазии, воспоминания или, что часто более важно, в эмпатических реакциях или контрпереносе психоаналитика эти состояния сопротивления могут рассматриваться как элемент невроза переноса, чем более выраженно проявляется эротическое или гневное со¬стояние.

Важным признаком этой работы в рамках данной терапевтической концепции является выявление у клиента различимых интрапсихических конфликтов, стимуляция адаптивных способностей, при условии устойчи¬вой, безопасной терапевтической обстановки, позволяющей использовать свободные ассоциации, чтобы добраться до психических смысловых эпизо¬дов и процессов, от которых до этого пациентка отгораживалась. Обычно это связано с тревогой по поводу регрессии и потери контроля, что ведет к опоре на знакомые симптомы и защитные механизмы и закреплению на них как на первой линии обороны. Необходимо разъяснение, помогающее клиенту уяс¬нить некоторые стереотипы и значения этих привычных форм поведения. По мере того как эти Стереотипы становятся менее автоматическими и более дискомфортными, более отчетливыми станут проявления переноса. Это бу¬дут выражения ранее подавляемых чувств и фантазий детства. Переживание, наблюдение и понимание этой смеси возрожденных и реактивных способов проявления противоречивых стремлений теперь станут центром анализа, и подход к ним осуществляется с помощью интерпретации и реконструкции их происхождения.

На основании рассмотренных психоаналитических принципов и кон¬цепций психического функционирования и представленных клинических примеров Г. Куртис дал некоторые основополагающие технические реко¬мендации для психоаналитической психотерапии:

1) определить решающие динамические вопросы с целью определения предпринимаемых терапевтических действий;

2) не касаться аспектов личности, не имеющих близкого отношения к центральной проблеме;

3) фокусировать внимание на текущих взаимоотношениях пациента и защитных механизмах личности;

4) поддерживать адаптивные навыки и ресурсы пациента;

5) создать устойчивую, восприимчивую атмосферу поддержки и ува¬жения;

6) поощрять более адаптивные способы устранения болезненных сим¬птомов посредством новых перемещений и идентификаций.

На этапе, когда клиент проявит стойкое улучшение, должен бьггь рас¬смотрен вопрос об окончании терапии. Ограниченные цели психотерапии требуют, чтобы регрессия к зависимости от психотерапевта контролирова¬лась с помощью поддержки и поощрения у клиента стремления к самостоя¬тельному поведению. Доказательства возросшей способности независимо функционировать должны быть признаны в качестве достижения, заслужи¬вающего уважения, желание клиента прекратить терапию обычно сопровож¬дается тревогой, которая может быть снижена признанием и верой психоте¬рапевта в способность пациента сохранять достигнутое улучшение.