70. Критерии эффективности психотерапии.
Факторы, осложняющие оценку эффективности психотерапии:
Психотерапия имеет дело с личностью человека. Все мы люди разные, двух одинаковых людей нет. Следовательно, и личность каждого человека уникальна, и проблема у каждого пациента уникальна по своей сути. И решение проблемы - уникально и не может быть сведено к стандартной процедуре!
В психотерапии также важна роль психотерапевта, его личности. Трудно найти двух одинаковых психотерапевтов, даже невозможно. У каждого психотерапевта будет свой индивидуальный профессиональный подход и стиль.
Существует очень большое количество различных методов психотерапии. Большинство психотерапевтов используют в своей работе не один подход, а часто сочетание методов, что также затрудняет оценку эффективности конкретного метода.
В то же время разработка единых критериев психотерапии становится актуальным вопросом в связи с развитием новейших методов и практик психотерапии, увеличением числа психотерапевтов. Критерии эффективности психотерапии должны в полной мере охватывать изменения в состоянии и реальной жизни человека, учитывая динамику в соматической, психологической и социальной сферах.
Факторы, от которых зависит эффективность психотерапии:
Мотивация клиента - его истинное желание разрешить свою конфликтную ситуацию, улучшить психологическое самочувствие, понять суть своих проблем и симптомов, желание активного сотрудничества с психотерапевтом для улучшения качества собственной жизни;
Роль психотерапевта. Человек, обращающийся за помощью в разрешении своей проблемы к специалисту в области душевного здоровья, редко выбирает определенный метод психотерапии, как правило, он выбирает именно специалиста. Он выбирает Центр или приходит на прием к конкретному специалисту. Важно, чтобы помимо профессиональных качеств, психотерапевт обладал рядом личностных качеств. Данные исследований показывают, что наибольшей эффективности достигают психотерапевты, обладающие рядом качеств – умение слушать, сопереживать, проявлять внимательность и чуткость к каждому обращающемуся человеку. К доле ответственности психотерапевта также относится выбор подходящего для данного клиента метода психотерапии.
Характер проблемы клиента и тяжесть его психического состояния. Человеку, обращающемуся к психотерапевту с симптоматической проблемой или в связи с конфликтной ситуацией на работе, помочь будет легче, чем человеку с проблемой характера или с хроническим психическим заболеванием. От характера проблемы непосредственно будет зависеть и продолжительность курса психотерапии – одному будет достаточно 2-3 консультаций, а другому помогут только 15-20 индивидуальных встреч. В ряде случаев для повышения эффективности психотерапии и получения более стабильного и устойчивого лечебного результата психотерапия сочетается с медикаментозной терапией.
На что ориентироваться, оценивая эффективность психотерапии?
На объективные показатели. К ним относятся различные психологические тестовые методики и шкалы. Клиент заполняет анкету в начале курса психотерапии и в конце курса, затем сравниваются результаты и получают данные об эффективности данного курса психотерапии для данного человека. Этот подход используется не всегда, но его выводы более научно обоснованы и доказательны.
На субъективные показатели. В большинстве случаев психотерапевт и клиент для оценки эффективности психотерапии ориентируются именно на эти показатели. К ним относятся уменьшение выраженности или полное устранение беспокоящих клиента симптомов, снижение внутреннего напряжения, стабилизация эмоционального состояния, изменение неадаптивного поведения на адаптивное, нормализация социального взаимодействия в межличностных отношениях, в семье, на работе, понимание и осознание человеком причин, сути и механизмов формирования данного проблемного состояния. Человек начинает более ясно видеть себя, окружающих людей, начинает понимать, что "свет-то всё время горел в комнате, я просто смотрел в другую сторону и не видел его" (как на картинке выше:).
Шкала для оценки критериев эффективности разработана в институте им. В. М. Бехтерева:
1. Степень симптоматического улу чшения:
а) симптоматика проявляется несмотря на проводимую психотерапию очень часто и является достаточно выраженной;
б) симптоматика проявляется часто, стала чуть менее выраженной;
в) симптоматика проявляется редко и стала маловыраженной;
г) отсутствие симптомов.
2. Критерии степени осознания психологических механизмов болезни или нежелательного поведения:
а) не осознает;
б) осознает взаимосвязь между симптомом и возникающими напряже¬нием или тревогой;
в) осознание взаимосвязи между симптоматикой и конфликтной ситуа¬цией, которая возникает в связи с особенностями личности данного человека;
г) понимание собственной роли в возникновении конфликта и причин возникновения личностных особенностей.
3. Оценка степени восстановления нарушенных личностных отношений:
а) отсутствие изменений;
б) изменяется отношение к болезни и лечению;
в) меняется отношение к конкретной конфликтной ситуации;
г) изменяются отношения пациента во всех сферах взаимодействия со значительной степенью перестройки этих отношений.
4. Критерий степени улучшения социального функционирования (уро¬вень удовлетворенности жизнью):
а) низкая степень удовлетворенности жизнью;
б) умеренная степень;
в) значительная степень;
г) выраженная степень
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.