34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
Относится к числу концепций экзистенциально-гуманистического на¬правления, разработана К. Роджерсом (С. R. Rogers, 1951).
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью-Йорке. С 1945 г. он был исполни¬тельным секретарем в Чикагском университете, а затем работал в универси¬тете Висконсина. В 1951 г. Роджерс опубликовал книгу «Клиент-центриро- ванная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс занимал
пост президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевти¬ческой академии. С 1966 г. он работал в Центре по исследованию человека, в создании которого принимал участие.
К. Роджерс - создатель не просто нового типа психотерапии, а нового подхода к пониманию человека, в центре которого - личность.
Ч. Девоншир, директор Международного института личностно-цент¬рированного подхода (РСА-1), на одной из профессиональных тренинговых программ (Словакия, 1992) говорил, что «исследования психотерапевтиче¬ского процесса в течение последних 50 лет позволяют с уверенностью зая¬вить, что наиболее существенные изменения в личности и поведении — ре¬зультат опыта переживания, а не осознания и понимания». Это заявление идет вразрез с опытом когнитивной психотерапии и плохо согласуется с па¬радигмой психодинамической психотерапии. Однако в нем отражена специ¬фика «мишени» психотерапевтического процесса в рамках подхода Роджер¬са. Для личностно-центрированного подхода целью терапии является не со¬держание проблемы, а глубокие переживания клиента. На практике это оз¬начает, что если клиент в ситуации психотерапевтического приема говорит не о своей сокровенной проблеме, а лишь о своих успехах в, предположим, слесарном деле, то не следует подталкивать его к выражению и обсуждению этой проблемы, уважая и принимая такой выбор клиента. В психотерапевти-ческих подходах, центрированных на проблеме, разговор клиента «ни о чем» трактуется как сопротивление терапии. Техника эмпатического понимания специфицирует техническую сторону психотерапевтического подхода Род¬жерса. Она позволяет, во-первых, перевести контакт на уровень пережива¬ний, а во-вторых, вести работу на этом уровне. Эмпатия здесь — не условие психотерапии (как в большинстве подходов), а собственно психотерапия, ее ядро.
Днем публичного рождения теории К. Роджерса явилась его встреча с американскими психологами в 1940 г. В раннем варианте психотерапии, на¬званном «недирективной психотерапией», акцент был сделан на технике рефлексии - словесном отражении терапевтом чувств клиента (терапевти¬ческое зеркало). Посредством такой обратной связи последний получает возможность осознать свои чувства и без терапевтического руководства, са¬мостоятельно прийти к определенным выводам и решениям. Д. Мирнс (1980) указывал, что вышеприведенное название является неудачным, так как любая психотерапия директивна по своей сути. В 1951 г. К. Роджерс из¬менил название терапии — она стала именоваться «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной» (client-centered). Этим подчеркивалось, что психотерапия не ориентирована ни на теорию (когда имеется концептуаль¬ный аппарат анализа клиента, и в этом смысле терапевт выступает в качестве эксперта, лучше понимающего проблему клиента, чем сам клиент), ни на проблему (когда признается, что единственный способ решить проблему - это погрузиться в нее), а на клиента: он свободен в терапии делать и гово¬рить то, что хочет, он равноправен с психотерапевтом, он ключевая фигура в создании психотерапевтических изменений. Одна из гипотез клиент-центри¬рованной терапии состоит в том, что человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. В этом новом названии отразился иной фокус психотерапии - факторы, определяющие рост клиента. Акцент был сделан на процессе изменения личности в психотерапевтическом кон¬такте, на условиях, которые способствуют такому изменению.
Термин «клиент» в большей мере, чем термин «пациент», адекватен неманипулятивной, немедицинской модели психотерапии, отражает важ¬ность уважения к человеку, который приходит за помощью. Такой человек сам ответствен за свое изменение и не рассматривается как объект диагно¬стики и лечения.
Психотерапия, ориентированная на человека, входит в научное тече¬ние, которое называется гуманистической психологией. Ханс Ансбахер, из¬вестный представитель адлерианской терапии, выделил шесть характерных черт гуманистической психологии:
1) решающая роль творческой силы человека;
2) антропоморфная модель человека;
3) развитие человека определяют скорее цели, чем причины;
4) холистический, а не «элементный» подход к человеку;
5) необходимость принятия в расчет человеческой субъективности мнений, точек зрения, сознательных и бессознательных импульсов человека;
6) психотерапия основана главным образом на хороших человеческих отношениях.
К. Роджерс и Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные чер¬ты человеко-центрированной терапии: 1) гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности; 2) основной акцент - на феноменологиче¬ском мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центри- рованной»); 3) терапевтический процесс ориентирован на изменения в пере¬живаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;
1) внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к ста¬тической структуре; 5) гипотеза о том, что одни и те же принципы психоте¬рапии применимы ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены - к лицам, страдающим психозами, невротикам или к психически здоровым людям; 6) интерес к философским проблемам, выте¬кающим из практики психотерапии.
Взгляды К. Роджерса в течение его жизни подвергались известной трансформации. Однако основная идея этой школы не менялась. К. Роджерс стал лишь сильнее подчеркивать значение личностного контакта пациента и терапевта. Поэтому в дальнейшем анализе специфических черт клиент-цент- рированной терапии нет разделения на идеи раннего и позднего Роджерса.
15.1. Теоретические основы метода
В любом виде психотерапии эксплицитно или имплицитно ставится вопрос о ресурсах изменения клиента. Это может быть релаксация, уверен¬ность, спокойствие, рассудительность и т. п. Идея состоит в том, чтобы, во-первых, изыскать ресурс изменения (внутри или вне клиента) и, во-вто¬рых, присоединить этот ресурс к проблемному переживанию. Так, например, в технике систематической десенсибилизации универсальным ресурсом яв¬ляется релаксация, которая, «присоединяясь» к стрессогенному объекту, де¬сенсибилизирует его. В подходе К. Роджерса такой ресурс задается специ¬фическими отношениями психотерапевта с клиентом. То, что клиент пере-живает в терапии, - это опыт быть любимым (К. Rogers, 1955). Очевидно, что этот важный ресурс может возникнуть только в условиях особых, «высо¬кокачественных» терапевтических отношений. Такие отношения не могут быть результатом контакта профессионала, знающего технику воздействия, с пациентом. Терапевт представлен в такой терапии как человек, а контакт осуществляется как контакт человека с человеком. Акцент переносится на обеспечение психотерапевтом необходимых и достаточных условий контак¬та с клиентом, а следовательно, и его терапевтических изменений. Обеспе¬чить эти условия может далеко не каждый психотерапевт, так как они не яв¬ляются результатом некоторой терапевтической техники. Скорее они пред¬ставляют собой личностные установки самого психотерапевта. Для измене¬ний клиента необходимы следующие условия. Прежде всего это эмпатиче- ское понимание клиента терапевтом. Терапевт должен воспринимать мир клиента таким, каким видит его сам клиент. При этом терапевт должен не только воспринять слова клиента, но и прочувствовать его переживания.
Опыт клиента, связанный с переживанием того, что психотерапевт по¬нимает его, дает клиенту силу расширить свою Я-концепцию. Таким обра¬зом, эмпатическое понимание означает не просто «настройку» терапевта на мир клиента, но и поощрение клиента к дальнейшему «исследованию» сво¬его внутреннего мира. Эмпатический терапевтический ответ является доста¬точно определенным в техническом отношении. Безусловно, существуют роджерианские клише, наличие которых служит внешним критерием обу-ченности психотерапевта. Эмпатически отреагировать - это дать клиенту яс¬ное понимание того, что психотерапевт его действительно понимает.
Даже при не очень точных эмпатических реакциях психотерапевта клиент может пережить удивительное чувство соприсутствия. Важна не столько точность понимания клиента сама но себе, сколько интерес к миру клиента со стороны терапевта. Эмпатия - это процесс, в котором терапевт становится все ближе и ближе к мыслям и чувствам клиента. Точная эмпа¬тия - идеальный случай.
В речи клиента всегда расставлены акценты на определенных значи¬мых переживаниях. Если психотерапевт отреагирует именно на них (адресу¬ется к ним), то терапевтический контакт состоится. К. Роджерс писал, что клиент-центрированная терапия рассматривает перцептуальное поле клиента как основу его понимания, что вхождение во внутренний мир клиента дает значительные преимущества. Поведение клиента может быть лучше понято как вытекающее из его перцептивного мира. Мир, как он воспринимается клиентом, и есть для него истинная реальность. Эмпатия - это вхождение в личный перцептивный мир другого, сензитивность к постоянно изменяю-щимся в другом человеке чувственным смыслам, которые плавно переходят друг в друга: к страху, или гневу, или нежности, или смущению, или к чему бы то ни было еще, что переживает он или она.
Эмпатия в работах К. Роджерса имеет следующие характеристики: во-первых, сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции эмпа- тирующего, сохранение психологической дистанции между ним и эмпати- руемым, или, другими словами, отсутствие в эмпатии отождествления между переживаниями эмпатируемого и эмпатирующего (что, собственно, и отли¬чает этот процесс от фенотипически сходного процесса идентификации). Во-вторых, наличие в эмпатии сопереживания (каким бы по знаку ни было переживание эмпатируемого), а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии) эмпатирующего к эмпатируемому. В-третьих, это ди¬намический процесс, а не статичное состояние. Эмпатия — это ощущение мира клиента так, как если бы он был собственным миром психотерапевта, но обязательно без утраты этого «как если бы».
Эмпатия к человеку в целом — это условие освобождения от защит (ис¬кажения и отрицания опыта), эмпатия же к здоровым аспектам — механизм поддержки конструктивных начал личности.
Вторым условием, необходимым для изменения клиента, является пози¬тивное, уважительное отношение к нему. Другие обозначения этого условия - сердечность, принятие, забота и поддержка. Далеко не каждый человек встре¬чает в жизни безусловно позитивное отношение к себе. Прежде всего - это материнское отношение, которое очень редко воспроизводится во взрослой жизни. Безусловное уважение — это уважение без и вне всяких условий, для чего необходимо избегать открытой или скрытой оценки, одобрения или не¬одобрения, интерпретаций, доверять ресурсам клиента в понимании себя и позитивном изменении. Уважение основывается на том, что человек имеет врожденную глубокую мотивационную тенденцию к самоактуализации - тен¬денцию к росту, развитию, усовершенствованию потенциальных возможно¬стей. Эта тенденция не является абстрактным теоретическим конструктом. Не следует думать, что психотерапевт лучше знает направление роста клиента, что задача психотерапевта — создать в ходе психотерапевтических интервен¬ций «дорожную карту» для клиента. К. Роджерс рассматривает тенденцию к самоактуализации как вполне конкретное образование, присущее каждому человеку. Такая концептуализация имеет ряд важных следствий. Прежде все¬го следует помнить о том, что направление этой тенденции уникально, а сле¬довательно, каждый человек идет к росту своим путем. Клиент сам ведет себя по избранному им направлению. К. Роджерс сравнивал роль терапевта с ро-лью акушерки, которая не производит ребенка, а помогает ему родиться. Одна из наиболее изящных метафор клиент-центрированной психотерапии - мета¬фора парного танца, в котором ведет клиент, а сопровождает психотерапевт.
Принимая чувства и желания клиента, психотерапевт помогает ему «принять эти чувства в себе».
Третьим условием, необходимым для изменения клиента, служит кон¬груэнтность психотерапевта. Если у психотерапевта отсутствует доверие к клиенту, то он становится осторожным и защищающимся. Он привносит в отношения с клиентом свои страхи и опасения, а порой начинает играть с клиентом, становясь инконгруэнтным. Существует две формы инконгру- энтности: 1) инконгруэнтность между чувствами психотерапевта и его осоз¬нанием этих чувств; 2) инконгруэнтность между осознанием этих чувств и их выражением. При второй форме инконгруэнтности психотерапевт созна¬тельно скрывает свои чувства, пытаясь быть «профессионалом» в отношени¬ях с клиентом. Такой «профессиональный фасад» антитерапевтичен для кли- ент-центрированного терапевта. Результат инконгруэнтности — установление «двойных связей» с клиентом: расхождение вербального и невербального поведения, слов и чувств. Психотерапевт не должен играть роль психотера¬певта: улыбаться, когда совсем не до улыбки, печалиться, когда не печаль¬но, - одним словом, психотерапевт должен быть в терапии самим собой. Та¬кой психотерапевт способен оказать большое влияние на других людей, ус¬тановить «прозрачные», «незамутненные» отношения с клиентом. Средст¬вом психотерапии является личность терапевта, а не технические приемы.
К. Роджерс писал, что, хотя психотерапевты становятся более привле¬кательными, когда используют техники, важнее то, какие отношения уста¬навливаются между терапевтом и клиентом. Главное - не делать что-то вме¬сте с клиентом, а просто быть с клиентом. Таким образом, технический ас¬пект клиент-центрированной терапии редуцируется почти до полного отсут¬ствия. Психотерапевты этого направления открыто говорят о том, что боятся обвинения в техницизме. Роджерс указывал, что три вышеприведенных ус¬ловия терапевтического изменения клиента— это не техники, а установки психотерапевта, т. е. характеристики его личности, причем именно конгру-энтность терапевта рассматривается как базовое условие, способствующее
росту клиента. Конгруэнтность связана с готовностью выразить свои устой¬чивые чувства, быть открытым в контакте и уклониться от соблазна спря¬таться под маской профессионализма. Три условия, необходимые для тера¬певтического изменения клиента, одновременно служат и требованиями к идеальному психотерапевту. В реальности можно лишь стремиться к этому идеалу.
В ряде исследований получены экспериментальные подтверждения идеи К. Роджерса об условиях терапевтического изменения. Использование ^-техники позволило выявить ряд изменений, происходящих в результате терапии: повышается уровень согласованности между Я-концепцией и Я-идеалом, Я-концепция становится более реалистичной, клиенты обретают уверенность, лучше понимают себя, имеют более комфортные связи с окру¬жающими, меньше переживают чувства вины, обиды и опасности.
Сравнение психотерапевтической работы К. Роджерса с работой лиде¬ров пяти других психотерапевтических школ показало, что клиент-центриро- ванная терапия отличается уровнем эмпатии и безусловного позитивного от¬ношения к клиенту. Психоаналитически ориентированные и эклектические терапевты соглашаются с клиент-центрированной теорией в том, что жела¬тельны эмпатия, теплота и безусловно позитивное отношение, но приводи¬мые примеры рационально-эмоциональных, психоаналитически ориентиро¬ванных и юнгианских интервью имели низкие показатели этих качеств.
К. Роджерс соглашался с тем, что в рамках клиент-центрированной те¬рапии возможно установление отношений переноса, но утверждал, что они не становятся развитыми, полностью оформленными. Отношения переноса воз¬никают в атмосфере оценки, где клиент чувствует, что терапевт знает о нем больше, чем он сам, и, следовательно, клиент становится зависимым. В кли- ент-центрированной терапии терапевт не является экспертом, не интерпрети¬рует, не критикует, не успокаивает, не хвалит, не направляет клиента. Самое главное- соприсутствие и сопровождение клиента, а сама терапия пред-ставляет собой не «способ действия», а «способ существования» с клиентом.
Недирективность— это не поведенческое измерение, а личностное. Стиль работы терапевта не настолько важен, если есть качество отношений. Нужно стремиться к качеству отношений, причем не важно, каким приемом мы этого добиваемся. Содержательная недирективность в отношении к кли¬енту означает, что терапия ориентирована не на проблему (разговор о про¬блеме, обсуждение проблемы, поощрение погружения клиента в проблему и т. п.), а на клиента.
Существуют серьезные возражения против универсальности принципа безусловно позитивного отношения к клиенту, не учитывающего характеро¬логические и нозологические особенности. Одним из важнейших условий терапевтического изменения клиента является готовность клиента к измене¬нию, его ответственность за это изменение. Ответственный за себя клиент не склонен к формированию с психотерапевтом отношений переноса.
15.2. Генезис невроза Если ребенок не живет в климате безусловно позитивного отношения и переживает хорошее отношение к себе лишь тогда, когда оправдывает ожида¬ния значимых лиц (родителей, учителей и т. п.), то он находится в постоян¬ном, часто неосознаваемом опасении утраты позитивного отношения к себе. В сознании ребенка внутренний опыт разделяется на «хороший» и «плохой», как соответственно согласующийся и несогласующийся с ожиданиями окру¬жающих. Переживаемый ребенком страх потери одобрения и принятия явля¬ется патогенным и блокирует тенденцию самоактуализации. Ребенок начина¬ет избегать или отрицать собственный опыт самоактуализации, или, другими словами, свой естественный организменный опыт. Например, родители могут не принимать агрессивное поведение ребенка, его плач, крик, шумное поведе¬ние и т. п. Естественно возникающий гнев ребенка блокируется. Формируется личность с подавленным гневом и сверхразвитым чувством вины, в Я-концеп- ции которой совершенно отсутствует гнев и которая испытывает значитель-
ные трудности при необходимости сказать другим «нет». Помимо этого из-за подавленного гнева такая личность испытывает и физические проблемы (на¬пряженные мышцы шеи и спины). Возможны и другие варианты инконгру- энтности между сознанием и бессознательным, чувствами и словами, поведе¬нием и чувствами и т. п. Например, вербально клиент сообщает, что был лю¬бимым ребенком в семье, но психотерапевт улавливает у клиента чувства одиночества и заброшенности; клиент говорит, что не чувствует тревоги, а психотерапевт улавливает ее очевидные признаки. Такая инконгруэнтность охраняет Я-концепцию личности: человек воспринимает себя таким (и ведет себя так), каким его хотят видеть близкие. Отказ от себя в угоду другим, ин-конгруэнтность со своим естественным, организменным опытом - патогене¬тический механизм развития невроза. Инконгруэнтность поддерживают два механизма психологической защиты: отрицание и искажение. Первый меха¬низм состоит в недопущении в сознание психотравмирующего опыта, кото¬рый личность бессознательно получает благодаря способности к субцепции (бессознательному восприятию). Искажение представляет собой такую интел¬лектуальную переработку материала, которая делает его безопасным для Я-концепции. Тревога сопровождает инконгруэнтность Я-концепции и орга- низменного опыта. Опыт, не согласованный с Я-концепцией, может «вры¬ваться» в сознание человека очень неожиданно, так что защиты не справля¬ются. Тогда происходит «разрыхление» Я-концепции, что очень болезненно переживается человеком, так как он не в состоянии ассимилировать инкон- груэнтный опыт и полон внутреннего напряжения и конфликтов.
Согласно представлениям К. Роджерса, индивид взаимодействует с ре¬альностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение.
Основные положения:
• Человек существует в постоянно меняющемся мире опыта, центром которого является он сам; только сам человек может определять значимость тех или иных событий для него.
• Организм реагирует на окружающее как на определенное феноме¬нальное поле.
• Организм имеет тенденцию к самореализации, дальнейшему услож¬нению и развитию своих возможностей, которые способствуют сохранению организма.
• Поведение - целенаправленная попытка удовлетворить свои потреб¬ности в опыте.
• Эмоции сопровождают реализацию потребности и способствуют це-ленаправленному поведению.
Организм испытывает удовлетворение при тех стимулах или поведен¬ческих актах, которые усложняют и сохраняют организм и Я как в непосред¬ственном настоящем, так и в отдаленном будущем; поведение направлено в сторону к положительно оцениваемым опытным данным и избегания дан¬ных, получивших отрицательную оценку.
15.3. Механизмы терапии
Порой полагают, что механизм терапии, ориентированной на клиента, состоит в объективации клиентом собственной проблемы и дистанцирова¬нии от нее. Такая когнитивистская трактовка причин изменений клиента уп¬рощает подход К. Роджерса (JI. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко, 2003). Сам К. Роджерс в качестве механизма изменения клиента рассматри¬вал самоактуализирующую тенденцию. В отрыве от конкретной личности клиента и особенностей ее движения в психотерапевтическом процессе трудно указать на специфически роджерианские процессуальные механизмы изменения. Это может быть и когнитивное переструктурирование, и диссо¬циация эмоций от когнитивной сферы, и расширение сознания и т. п. Задача клиент-центрированного терапевта состоит в том, чтобы создать условия инициации механизма изменения клиента. Выбор же того, что будет делать клиент в терапии, остается за ним, и с этой точки зрения вполне нормальна ситуация, когда клиент лишь выговаривается перед терапевтом — «выпускает пар», задействуя механизм катарсиса. Таким образом, специфический психо¬терапевтический механизм не задается рамками самой клиент-центрирован- ной терапии и ее техниками.
Условия психотерапевтического процесса:
1) доверие - в контакте психотерапевт-клиент играет более значимую роль, чем техники;
2) терапия основана прежде всего на терапевтических отношениях;
3) считается, что развитие человека определяют скорее цели, чем при¬чины;
4) клиент проживает в терапии опыт быть принятым;
5) решающая роль в терапии принадлежит творческим силам клиента;
6) психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту;
7) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента;
8) холистический подход.
Коммуникации психотерапевта могут иметь как вербальную, так и не¬вербальную природу, важно лишь, чтобы она была эффективной.
Подчеркивается роль выражения чувств самим психотерапевтом, что способствует более быстрому терапевтическому эффекту .
15.4. Результаты терапии
К. Роджерс описал процессуальный аспект изменения клиента. После завершения большой исследовательской программы в университете Чикаго, связанной с интенсивным изучением терапевтического интервью, были опи¬саны отдельные процессы изменений клиента. По существу, в рамках этой программы был осуществлен переход от статического анализа отношений между Я-концепцией и Я-идеалом, между Я-концепцией и адаптацией к фо~ кусировке на понятии опыта и процессе становления личности. Этот пре¬имущественный интерес к динамике, а не к статике личности позволил вы¬явить устойчивые изменения клиента во всех проанализированных терапев¬тических интервью, проведенных К. Роджерсом. Изменения клиента идут в направлении повышения дифференцированности реакций и непосредствен¬ности переживания чувств. В результате психотерапии происходят следую¬щие изменения:
1) повышается открытость опыту;
2) углубляются переживания;
3) повышается доверие к собственным проявлениям, к самому себе;
4) формируется внутренний локус оценки;
5) усиливается готовность войти в «процесс жизни»;
6) углубляется знание о себе в процессе переживания.
С принятием своего опыта и переживаний всегда связан значительный риск. Структура личности может быть выражена следующим рисунком (рис. 2).
Только небольшая часть личности является эго-идеитифицировян- ной, или эго-синтонной, т. е. принадлежащей сфере Эго. Некоторые лично¬стные проявления (черты, переживания) не являются эго-синтонными и об¬разуют сферы «не-Я» и «симптоматика». Сфера «не-Я» конституируется вы¬тесненными содержаниями и потенциальными эмоциями, а сфера «симпто¬
матика» представляет собой дезидентифицированные проявления (навязчи¬вости, фобии и т. п.), как, например, эпизоды запойного пьянства.
Переживания чувств (не эго-идентифицированных) позволяют войти важной части психики клиента в его сознание, пережить эти чувства как свои. Открытость к опыту — это готовность ввести в собственную Я-концеп- цию новый опыт. Доверие к собственному организму (актуализационному опыту) возникает при расширении Я-концепции, при включении в нее «не¬желательных» аспектов опыта. В этом случае человек дает себе право быть нелогичным в поведении и право на ошибку - то, что является предметом анализа и тренировки в идеологии ассертивности. При появлении доверия к актуализационному опыту, к себе происходит сдвиг от внешнего локуса оценки к внутреннему. И наконец, очень важное качество — готовность быть в процессе. Как подчеркивал К. Роджерс, это означает способность отказать¬ся от фиксированных целей и ожиданий, готовность отказаться от собствен¬ных определений жизни, от фиксированных планов. Для терапевта это озна¬чает готовность войти в терапию без заранее установленных рамок. Жизнь и все ее конкретные проявления намного богаче, чем мы их определяем. Чело¬век не ограничивает себя позициями «Я-терапевт», «Я-отец», «Я-муж», «Я-преподаватель» и тому подобное и не сводит все многообразие своей жизни к одной из позиций. Он пытается принять все эти позиции, входит в жизненный процесс «с головой», без оглядки, пытаясь отказаться от интел¬лектуальных и квазиморальных маяков собственного жизненного потока. В психотерапевтическом плане это означает, что фасилитатор групп встреч не должен чувствовать себя сценаристом групп, не должен «делать» групповой процесс для других и за других. Таким образом, для клиент-центрированной терапии важны не поведенческие изменения, а изменения субъективного ми¬ра клиента.
Результатом развития личности и максимально эффективной психоте¬рапии становится «полноценно функционирующая личность». Концептуаль¬но это понятие означает полную конгруэнтность, способность преодолевать
преграды и трудности жизни, творчески себя реализовывать. В результате двадцатипятилетней исследовательской программы выявлено, что такая личность характеризуется позитивной Я-концепцией, эффективным соци¬альным функционированием и готовностью организма отзываться на любые внешние воздействия. Очевидно, что психотерапевтический процесс продви¬гает клиента к показателям «полностью функционирующей личности». Но клиент вправе остановить терапию в любой момент и вынести из нее ровно столько, сколько может. Поэтому одним из важнейших условий изменения клиента в терапии является его готовность к этому изменению.
Реальная психотерапевтическая практика связана с тем, что кли- ент-центрированные терапевты действуют по-разному и вносят в психотера¬певтический процесс свои особенности и личностно значимые теоретические конструкты. Идея «полностью функционирующей личности» может тракто¬ваться как идея «ребенка» в смысле натуральности, естественности чувств, жизни и проявлений. Это свободное выражение любви, грусти, страсти, пе¬чали, тревоги, гнева и т. п. Человек, «закрытый» к переживанию и экспрес¬сии гнева, в значительной мере «закрыт» к переживанию и экспрессии люб¬ви. Некоторые терапевты понимают «полностью функционирующую лич¬ность» как «духовную развитость», т. е. делают акцент не на живости, есте¬ственности, натуральности, а, напротив, на разумности, всепрощении, муд¬рой успокоенности и т. п.
15.5. Технические приемы клиент-центрированной терапии Клиент-центрированная психотерапия осуществляется в индивидуаль¬ной и групповой формах.
Технические средства являются дополнением позиции психотерапевта и сами по себе не обеспечивают психотерапевтического продвижения. Наи¬более используемыми приемами являются:
- вербализация (техника повторов) — высказывание другими словами того, что говорит пациент, избегая истолкования, привнесения своего мате¬риала. Это перефразирование, имеющее целью выделить наиболее сущест¬венное и обратить внимание клиента на «острые углы», а также показать, что его не только слушают, но и слышат;
- умелое использование молчания, молчаливое принятие;
- техника рефлексии («терапевтического зеркала») - словесного отра¬жения чувств клиента: повторяются те слова пациента, в которых непосред¬ственно выражаются эмоции;
- «сопровождение» клиента;
- фиксация проблемы;
- конфронтация;
- прояснение;
- суммация;
- работа с метафорой;
- эмпатическая поддержка со стороны психотерапевта.
К. Роджерс подчеркивал, что вопрос должен стоять не о том, как дол¬жен вести себя психотерапевт, а о том, каким ему быть. К. Роджерс являлся противником нозологии, любых классификаций и типологий. Общая тенден¬ция направлена на выражение и сообщение пациенту своих устойчивых чувств. Однако не стоит ожидать от психотерапевта, чтобы он был вполне конгруэнтной личностью в каждый конкретный момент. Это скорее идеаль¬ное условие, но чем оно более выражено, тем с большей вероятностью будет идти процесс психотерапии и тем значительнее степень происходящей при этом реорганизации личности.
Терапевтическое интервью представляет собой индивидуальную форму, в рамках которой встречаются психотерапевт и клиент. Групповая форма представлена группами встреч.
Остановимся на техниках терапевтического интервью. Следует особо подчеркнуть, что техники клиент-центрированного подхода - это не способ делания (действия), а способ существования с клиентом, поэтому они не мо¬гут рассматриваться в отрыве от необходимых и достаточных условий тера¬певтического изменения. Терапевт-роджерианец ответствен только за свою работу, изменяться или не изменяться - это выбор клиента.
Терапевт и клиент садятся напротив друг друга (часто под небольшим углом). Контакт с клиентом устанавливается в течение первых пяти минут. Если этого не происходит, то, как правило, клиент блокируется. Терапевт сопровождает клиента в его собственные переживания. Описываемая тера¬пия- это терапия, центрированная на клиенте, а не на проблеме. Поэтому нет никакой необходимости тянуть (подталкивать) клиента в его проблему. Клиент сам волен выбирать предмет разговора. Подталкивание к обсужде¬нию сокровенной проблемы может осуществляться и направленными вопро¬сами, и невербальными средствами. При этом содержание реакции терапевта может быть индифферентным по отношению к проблеме клиента. Терапевту важно показать клиенту свою готовность работать с ним. Терапевт должен чувствовать, хочет ли клиент говорить о своей проблеме и как долго он спо¬собен это делать, и считаться с этим.
Терапевт сопровождает клиента не в проблему, а в глубину его внут¬реннего мира, опыта его переживаний, которые важны для клиента «здесь и сейчас». Некоторые клиенты не в состоянии сформулировать собственную проблему на психотерапевтическом сеансе. Формулирование проблемы или глубинных переживаний клиента за него, во-первых, направляет клиента, во-вторых, «втаскивает» клиента в проблему, не учитывает готовности кли¬ента войти в проблему самостоятельно. Формулирование проблемы или глу¬бинных переживаний клиента за него приводит к тому, что терапевт идет впереди клиента, опережает его, задает процесс.
Терапевту не следует спешить спрашивать клиента, просить его уточ¬нить что-либо, если проблема остается непонятой. Основное — быть в про¬цессе вместе с клиентом. Поэтому вопросы психотерапевт задает не для се¬бя, а для клиента. Эти вопросы помогают клиенту быть в процессе, а воз¬можно, помогают ускорить и углубить его. Наиболее изящная метафора пси¬хотерапевтического процесса, как мы уже отмечали,— метафора парного
танца, в котором ведет клиент, а сопровождает психотерапевт. Следует избе¬гать построения версии проблемы клиента и вести клиента по этой версии, собирая в ходе интервью материал, подтверждающий ее истинность. Любые диагнозы, версии, интерпретации нарушают процесс.
Первоначально К. Роджерс сделал акцент на рефлексивной технике - психотерапевт, как зеркало, отражает переживание клиента, что позволяет ему осознать свой внутренний опыт, несогласованность опыта с Я-концеп- цией, искажение в Я-концепции. В последние годы в работе Роджерса воз¬росла доля метафор и интуиции.
Рассмотрим некоторые техники, позволяющие быть «в процессе» с клиентом. Клиент имеет право сам выбирать, о чем, сколько и когда гово¬рить, и ответствен перед собой за этот выбор. Удачной будет следующая ре¬акция терапевта: «Ну да, сегодня утром с вами многое произошло...», - после чего терапевт некоторое время ждет в тишине. В это время клиент решает, о чем говорить (из этих пяти частей) и нужна ли ему помощь в изменении. Это дает клиенту свободу, в том числе свободу не изменяться. И в этом случае не нужно тянуть клиента в терапию.
Возможна и другая техника - техника повторов. В этом случае психо¬терапевт просто пересказывает то, что сказал клиент. После такой реакции терапевта следует пауза. Если клиент, излагая свою жалобу терапевту, гово¬рит много, то техника повторов не сработает - она выведет клиента из про¬цесса. Здесь уместна техника обобщения. Приведенный первый вариант эф¬фективного ответа и является обобщением.
В ранних работах К. Роджерс выразил мнение, что роль терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту понять и прояснить эмоции, которые тот переживает. Позже К. Роджерс писал, что такое понимание слишком интеллеюуалистично и подразумевает, что только консультант знает, ка¬кие чувства переживает клиент. Если рефлексивная техника становится преобладающей, то это приводит к некачественному терапевтическому контакту.
Интересной техникой является метафора, которую можно использо¬вать и как разовый терапевтический элемент, и как устойчивый образ, со¬провождающий весь процесс терапии. Если метафора отвечает опыту клиен¬та, она позволяет ему войти в символический пласт собственного сознания, уйти от предметной определенности мира, накладывающего существенные внешние ограничения на принятие решения самим клиентом.
Метафора является прекрасным средством терапевтической регрессии в том смысле, что освобождает клиента от взрослой определенности мира, его причинно-следственной взаимосвязанности. «Ты чувствуешь, что подо¬шел к краю и должен перебраться на другой берег?» Здесь, конечно же, кли¬ент не дает технических вариантов перехода на другой берег (как построить мост, как найти лодку и т. п.). Этот переход не подчиняется предметной оп¬ределенности ситуации, и главное здесь - переживания клиента, делающие внутренне необходимым такой гигантский прыжок «на другой берег». Оче¬видно, что если на уровне первичных метафорических образов проблема ре¬шена, то это значительное продвижение клиента к росту.
Важной техникой служат эмпатические ответы терапевта. Эмпатиче- ский ответ - это вербализация терапевтом миро- и самоощущения клиента. Эмпатические ответы дают клиенту возможность почувствовать, что тера¬певт его понимает и находится с ним в одном «танце».
Обучение клнент-центрированной психотерапии - это прежде всего погружение в опыт переживания, качественных отношений. К техникам же человек как бы «дозревает». При этом техники не имеют статуса техники в точном значении этого слова. Подход К. Роджерса — это скорее стиль жизни, чем просто профессиональная техника.
Динамика в процессе психотерапии:
• клиент все более свободен в выражении своих чувств, которое осу¬ществляется по вербальным и моторным каналам;
• его выраженные чувства имеют все большее отношение к «Я» и все реже остаются безликими:
• все чаще он дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятий, включающие среду, окружающих лиц, собственное «Я», пере¬живания и взаимоотношения между ними;
• его выраженные чувства все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его концепцией Я;
• пациент начинает осознавать угрозу этого несоответствия:
• он осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы и искажения;
• концепция Я реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать и включить эти ранее искажаемые и подавляемые переживания;
• по мере изменения концепция Я включает такие переживания, кото¬рые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться; ослабляются механизмы зашиты;
• клиент развивает способность переживать безусловное положительное отношение со стороны психотерапевта без какого бы то ни было чувства угрозы;
• он все более отчетливо чувствует безусловную положительную са¬мооценку;
• источником представления о себе все в большей степени являются собственные ошушения;
• клиент реже реагирует на опыт, исходя из оценок, даваемых значи¬мым окружением; чаще как удовлетворительные расцениваются те стимулы или поведенческие акты, которые сохраняют и усложняют организм и Я как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем.
Исход терапии относительно личности и поведения включает целый ряд изменений:
1) клиент становится более конгруэнтен, более открыт для опыта, ме¬нее защищен;
2) он становится более реалистичным и объективным, эмоциональным в восприятии;
3) он эффективен, решает свои проблемы;
4) психологическая адаптация улучшается, приближаясь к оптимальной;
5) уменьшается ранимость;
6) восприятие своего идеального Я более реалистично и доступно;
7) вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается напряжение (физиологическое, психологическое, а также особый тип последнего тре¬вожность);
8) повышается степень положительной самооценки;
9) пациент воспринимает место оценки и место выбора локализованным внутри самого себя, доверяет себе;
10) правильнее воспринимает окружающих;
11) он сильнее переживает принятие в отношении других людей вследствие меньшего искажения их в своем восприятии.
12) происходят изменения в поведении, увеличивается доля поведе¬ния, «принадлежащего» Я клиента,
13) окружаюшие воспринимают поведение клиента как более социа¬лизированное, более зрелое,
14) поведение клиента более креативно, более адаптировано по отно¬шению к каждой новой ситуации и каждой вновь возникающей проблеме и. кроме того, представляет более полное проявление экспрессии его собствен¬ных намерений и оценок
Развивая теорию клиент-центрированной терапии, К Роджерс неодно¬кратно модифицировал свое понимание роли психотерапевта. Если сначала внимание акцентировалось на создании климата невмешательства, то затем задачей психотерапевга все больше становится отражение эмоций пациента (роль «зеркала»). Следующий период связан с осмыслением процессов и опыта психотерапевтических групп.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.