28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Ле¬ви Морено (1892-1974), основателя социометрии и, как считают некоторые психологи, движения групповой психотерапии в целом. Я. Л. Морено родил¬ся в Бухаресте (Anderson, 1974), затем ребенком вместе с семьей переехал в Австрию, где изучал философию и медицину в Венском университете. В пе¬риод учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Я. Л. Морено, поло¬жил начало движению групповой психотерапии.
Я. Л. Морено сосредоточил внимание на динамических внутригруппо¬вых факторах как средствах оказания помощи клиентам в осознании ими своих личностных целей. Он (J. L. Moreno, 1947) отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали крае¬угольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимно¬сти. В 1916 г. Я. Л. Морено начал работать над вторым проектом организа¬ции групп самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым ус¬ловиям. На основе данных, полученных благодаря осуществлению этих про¬ектов, он разработал методики групповой социометрии, составившие фун¬дамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.
Я. Л. Морено впервые задумался о применении игровых методик, ко¬гда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Таким образом, созданная им психодрама базируется на игровом принципе.
Как лечебный метод психодрама была создана и разработана Я. JI. Мо¬рено в 1922 г. (Moreno J.L.) на основе опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра» в Вене после Первой мировой войны. Изначальная цель заключалась в развитии и реализации творческого «Я» человека в «те¬атре жизни», а не в личностных изменений и гармонизации психического развития. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в «храме театра». Внутри- и межличностные изменения, дости¬гаемые участником «спонтанного театра», послужили основой для дальней¬шего развития психодрамы как лечебного, психотерапевтического метода.
В 1925 г., переехав в США, Я. JI. Морено продолжал разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в Плимутском институте в Нью-Йорке. Одновременно он работал над методиками социометрического анализа, проводя обследования заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка и детей-правонарушителей, обучавшихся в подготовительной школе. Результатом исследований по терапии групповым взаимодействием явилось построение социодрамы. В 1929 г. Морено приступил к осуществле¬нию первой крупномасштабной программы «открытой» психодрамы в люби¬тельской труппе Карнеги-холла. В 1934 г. он издал монографию «Применение группового метода для классификации», в которой определил содержание терминов «групповая терапия» и «групповая психотерапия», подробно описав специфический комплекс операций. Обсуждение этой работы на конференции по групповым методам явилось первой попыткой привлечь внимание Амери¬канской психиатрической ассоциации к групповой психотерапии.
17.1. Причины неврозов Причиной невротических нарушений является нарушение ролевого раз¬вития. Согласно представлениям Я. J1. Морено, человек испытывает потреб¬ность играть роли с детства (акциональный голод). Су ществуют роли сомати-ческие, психологические, социальные, трансцедентальные. Еще одна причина
нарушений - ролевые конфликты. Могут быть интраролевые конфликты - конфликты между парциальными ролями (составляющими роли), интерроле¬вые конфликты — при противоречии двух и более ролей, интраперсональ- ный— конфликт настоящих ролей с прошлыми ролями, интерперсональ¬ный — возникает между людьми, если они находятся в дивергентных ролях.
Морено исходил из того, что человек обладает естественной способно¬стью к игре и, исполняя различные реалистичные и нереалистичные роли, получает возможность работать над собственными проблемами и конфлик¬тами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креатив¬ность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катар¬сис, способствующие творческому переосмыслению собственных проблем и конфликтов, выработке более глубокого и адекватного самопонимания, пре¬одолению неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмо¬ционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
В качестве факторов, способствующих изменению установок в процес¬се разыгрывания ролей, выделяют: предоставление клиенту свободного вы¬бора относительно участия в психодраме и выбора ролей; вовлечение паци¬ента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру свои импровизации; получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают также, что психодрама способствует преодо¬лению защитных позиций клиента, помогает изучению собственных про¬блем, способствует достижению катарсиса и инсайта («озарения»).
Классическая процедура психодрамы
Основные терапевтические факторы:
• эффект групповой динамики;
• спонтанность и креативность;
• сверхреальность;
• телевзаимодействия;
• инсайт;
• научение;
• катарсис;
• конфронтация;
• внушение;
• коррегирующий эмоциональный опыт.
Требования к психодраматической группе
Оптимальные размеры группы - 7-12 человек. Группа может сущест¬вовать как открытая, так и как закрытая. Желателен гетерогенный состав.
Классическая процедура психодрамы предполагает наличие:
1) протагониста - клиента, предъявляющего свою проблему, главного исполнителя;
2) терапевта (режисера) - того, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматиче¬ского действия, пространства, создания атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к роле¬вой игре;
3) помощников терапевта- котерапевта и клиентов, исполняющих вспомогательные роли и усиливающих функцию терапевта. Эта категория обозначается также как «вспомогательные Я» и обозначает значимых для клиента людей или части его собственного Я. Они призваны сделать види¬мыми неосознаваемые протагонистом отношения, играя роль, которая необ¬ходима протагонисту, помогают протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни;
4) зрителей - остальной части группы, которая не участвует в пси¬ходраматическом действии, но обсуждает ситуацию не только относи-тельно протагониста и других участников психодрамы, но и применитель¬но к себе;
5) сцены - жизненного пространства, места, где разворачивается пси- ходраматическое действие.
Процесс психодрамы включает 3 основные фазы:
1. Инициальная фаза. В течение этой фазы проводится разминка (при¬званная увеличить спонтанность участников, снять страх и тревогу, создать доверительные отношения), выбор протагониста, предварительное обсужде¬ние проблемы и самой ситуации, подготовка протагониста и других участ¬ников.
2. Психодраматическое действие или разыгрывание ролевой ситуации. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувст¬ва, установки, проблемы и конфликты.
3. Фаза обсуждения или интеграции. Начинается она обычно с выска¬зываний членов группы, не принимавших участия в психодраматическом действии о том, что они переживали, вспоминали, думали во время разыгры¬вания ролевых ситуаций. Также предоставляется обратная связь протагони¬сту, происходит анализ и интерпретация психодраматического действия.
Основные техники психодрамы:
• смена ролей;
• двойник;
• монолог;
• «зеркало»;
• представление себя;
• реплики в сторону;
• проекция в будущее;
• монодрама;
• моделирование;
• скульптура;
• «круг поддержки»;
• «давящий круг»;
• модифицирующая психодрама;
• «психодраматический шок»;
• работа с фотографией;
• «высокий стул»;
• работа со снами.
Психодрама широко используется как в группах личностного роста, так и в работе с больными неврозами и психосоматическими заболеваниями.
Я. JI. Морено описывает три разновидности психодрамы: 1) психодра¬ма, центрированная на протогонисте; 2) психодрама, центрированная на группе; 3) центрированная на теме.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.