logo
билеты по терапии

28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Ле¬ви Морено (1892-1974), основателя социометрии и, как считают некоторые психологи, движения групповой психотерапии в целом. Я. Л. Морено родил¬ся в Бухаресте (Anderson, 1974), затем ребенком вместе с семьей переехал в Австрию, где изучал философию и медицину в Венском университете. В пе¬риод учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Я. Л. Морено, поло¬жил начало движению групповой психотерапии.

Я. Л. Морено сосредоточил внимание на динамических внутригруппо¬вых факторах как средствах оказания помощи клиентам в осознании ими своих личностных целей. Он (J. L. Moreno, 1947) отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали крае¬угольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимно¬сти. В 1916 г. Я. Л. Морено начал работать над вторым проектом организа¬ции групп самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым ус¬ловиям. На основе данных, полученных благодаря осуществлению этих про¬ектов, он разработал методики групповой социометрии, составившие фун¬дамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.

Я. Л. Морено впервые задумался о применении игровых методик, ко¬гда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Таким образом, созданная им психодрама базируется на игровом принципе.

Как лечебный метод психодрама была создана и разработана Я. JI. Мо¬рено в 1922 г. (Moreno J.L.) на основе опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра» в Вене после Первой мировой войны. Изначальная цель заключалась в развитии и реализации творческого «Я» человека в «те¬атре жизни», а не в личностных изменений и гармонизации психического развития. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в «храме театра». Внутри- и межличностные изменения, дости¬гаемые участником «спонтанного театра», послужили основой для дальней¬шего развития психодрамы как лечебного, психотерапевтического метода.

В 1925 г., переехав в США, Я. JI. Морено продолжал разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в Плимутском институте в Нью-Йорке. Одновременно он работал над методиками социометрического анализа, проводя обследования заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка и детей-правонарушителей, обучавшихся в подготовительной школе. Результатом исследований по терапии групповым взаимодействием явилось построение социодрамы. В 1929 г. Морено приступил к осуществле¬нию первой крупномасштабной программы «открытой» психодрамы в люби¬тельской труппе Карнеги-холла. В 1934 г. он издал монографию «Применение группового метода для классификации», в которой определил содержание терминов «групповая терапия» и «групповая психотерапия», подробно описав специфический комплекс операций. Обсуждение этой работы на конференции по групповым методам явилось первой попыткой привлечь внимание Амери¬канской психиатрической ассоциации к групповой психотерапии.

17.1. Причины неврозов Причиной невротических нарушений является нарушение ролевого раз¬вития. Согласно представлениям Я. J1. Морено, человек испытывает потреб¬ность играть роли с детства (акциональный голод). Су ществуют роли сомати-ческие, психологические, социальные, трансцедентальные. Еще одна причина

нарушений - ролевые конфликты. Могут быть интраролевые конфликты - конфликты между парциальными ролями (составляющими роли), интерроле¬вые конфликты — при противоречии двух и более ролей, интраперсональ- ный— конфликт настоящих ролей с прошлыми ролями, интерперсональ¬ный — возникает между людьми, если они находятся в дивергентных ролях.

Морено исходил из того, что человек обладает естественной способно¬стью к игре и, исполняя различные реалистичные и нереалистичные роли, получает возможность работать над собственными проблемами и конфлик¬тами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креатив¬ность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катар¬сис, способствующие творческому переосмыслению собственных проблем и конфликтов, выработке более глубокого и адекватного самопонимания, пре¬одолению неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмо¬ционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

В качестве факторов, способствующих изменению установок в процес¬се разыгрывания ролей, выделяют: предоставление клиенту свободного вы¬бора относительно участия в психодраме и выбора ролей; вовлечение паци¬ента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру свои импровизации; получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают также, что психодрама способствует преодо¬лению защитных позиций клиента, помогает изучению собственных про¬блем, способствует достижению катарсиса и инсайта («озарения»).

Классическая процедура психодрамы

Основные терапевтические факторы:

• эффект групповой динамики;

• спонтанность и креативность;

• сверхреальность;

• телевзаимодействия;

• инсайт;

• научение;

• катарсис;

• конфронтация;

• внушение;

• коррегирующий эмоциональный опыт.

Требования к психодраматической группе

Оптимальные размеры группы - 7-12 человек. Группа может сущест¬вовать как открытая, так и как закрытая. Желателен гетерогенный состав.

Классическая процедура психодрамы предполагает наличие:

1) протагониста - клиента, предъявляющего свою проблему, главного исполнителя;

2) терапевта (режисера) - того, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматиче¬ского действия, пространства, создания атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к роле¬вой игре;

3) помощников терапевта- котерапевта и клиентов, исполняющих вспомогательные роли и усиливающих функцию терапевта. Эта категория обозначается также как «вспомогательные Я» и обозначает значимых для клиента людей или части его собственного Я. Они призваны сделать види¬мыми неосознаваемые протагонистом отношения, играя роль, которая необ¬ходима протагонисту, помогают протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни;

4) зрителей - остальной части группы, которая не участвует в пси¬ходраматическом действии, но обсуждает ситуацию не только относи-тельно протагониста и других участников психодрамы, но и применитель¬но к себе;

5) сцены - жизненного пространства, места, где разворачивается пси- ходраматическое действие.

Процесс психодрамы включает 3 основные фазы:

1. Инициальная фаза. В течение этой фазы проводится разминка (при¬званная увеличить спонтанность участников, снять страх и тревогу, создать доверительные отношения), выбор протагониста, предварительное обсужде¬ние проблемы и самой ситуации, подготовка протагониста и других участ¬ников.

2. Психодраматическое действие или разыгрывание ролевой ситуации. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувст¬ва, установки, проблемы и конфликты.

3. Фаза обсуждения или интеграции. Начинается она обычно с выска¬зываний членов группы, не принимавших участия в психодраматическом действии о том, что они переживали, вспоминали, думали во время разыгры¬вания ролевых ситуаций. Также предоставляется обратная связь протагони¬сту, происходит анализ и интерпретация психодраматического действия.

Основные техники психодрамы:

• смена ролей;

• двойник;

• монолог;

• «зеркало»;

• представление себя;

• реплики в сторону;

• проекция в будущее;

• монодрама;

• моделирование;

• скульптура;

• «круг поддержки»;

• «давящий круг»;

• модифицирующая психодрама;

• «психодраматический шок»;

• работа с фотографией;

• «высокий стул»;

• работа со снами.

Психодрама широко используется как в группах личностного роста, так и в работе с больными неврозами и психосоматическими заболеваниями.

Я. JI. Морено описывает три разновидности психодрамы: 1) психодра¬ма, центрированная на протогонисте; 2) психодрама, центрированная на группе; 3) центрированная на теме.