logo
билеты по терапии

47. Внушение. Пробы на внушаемость.

Внушение - элемент коммуникации между психотерапевтом и паци¬ентом, позволяющий получить непроизвольный ответ на стимул, адресован¬ный бессознательной части пациента. Информация при внушении подается в обход критики, цензуры.

Внушения делятся на вербальные и невербальные.

А. Вербальные внушения. Их можно разделить на три большие кате¬гории: прямые внушения; косвенные внушения; открытые внушения.

Прямое внушение. Недвусмысленно указывает на намерения психо¬терапевта.

Различают следующие виды:

- Явное прямое внушение. Психотерапевт точно и ясно указывает, че¬го он хочет добиться или что должно произойти. У пациента в этом случае нет выбора. Внушение может либо реализовываться, либо нет.

- Закамуфлированное прямое внушение. Психотерапевт ясно предла¬гает нечто замаскированное в силу того, что это будет частично исходить от самого пациента. Что именно должно произойти, открыто не указывается.

- Постгипнотическое внушение. Заключается в том, чтобы запечатлеть в разуме пациента во время особого состояния сознания виды поведения, ко¬торые реализуются в период после терапевтической сессии. Чаще всего ис¬пользуется для того, чтобы вызвать амнезию, стимулировать самогипноз и чтобы гармонизировать возвращение обычного состояния в последней части сеанса.

Косвенное внушение. Преследует определенную цель и указывает на намерения психотерапевта, выраженные в неявном виде, даже если пациент обычно их не распознает. У него есть выбор и возможность не принимать того, что ему внушается. Таким образом, психотерапевт не провоцирует со¬противление и избегание неудач. Само по себе косвенное внушение очень близко к манипуляции, поэтому оно широко используется в фазе наведения или для того, чтобы сориентировать пациента в том направлении, которое он спонтанно избегает.

Косвенное внушение бывает нескольких видов:

1) Последовательность принятия. Состоит в том, чтобы перечислить ряд истинных утверждений, с которыми клиент не может не согласиться. Их сле¬дует связывать между собой соединительными союзами. Данная последова¬тельность заканчивается тем утверждением, которое должен принять клиент.

2) Импликация. Смысл этого приема заключается в следующем: необ¬ходимо внушить то, что может произойти. Так, например, М. Эриксон обра¬щался к большинству клиентов, входящих в его кабинет, следующим образом: «Я прошу вас не входить в транс, пока не усядетесь удобно в этом кресле».

3) Негативное парадоксальное внушение. Заключается в назывании действия с одновременным указанием не совершать его. Так как отрицания существуют только на языке, но не в индивидуальном опыте, бессознатель¬ное не обрабатывает лингвистические отрицания и негативные команды дей¬ствуют как позитивные.

4) Двойная связка. Это иллюзорный выбор: предлагается два варианта, решение которых на самом деле одинаково.

5) Контекстуальное внушение. Оно состоит в том, что выделяются оп¬ределенные слова, которые произносятся различными способами (при этом после каждого выделенного слова необходимо соблюдать паузу). Но вполне уместны и случаи, когда послание заключают в весьма банальную фразу. Чаще всего для выделения слов психотерапевт изменяет голос или произно¬сит слова, меняя положение головы.

6) Составное внушение. Заключается в связывании предложений сою¬зами. Благодаря этому предложения взаимно усиливают друг друга, даже ес¬ли между ними нет логической связи.

7) Использование трюизмов. Это высказывание очевидной банально¬сти. Многочисленные пословицы и поговорки основаны именно на этом

принципе.

8) Внушение отсутствием упоминания. Если при перечислении забы¬вают упомянуть какой-либо важный элемент, это позволяет выделить его, обозначив тем самым его наличие, а не отсутствие.

9) Внушение, связанное со временем. При таком внушении делается предположение и указывается, что оно может быть принято позже (когда именно, не уточняется). В подобной форме, естественно, внушение не может быть отвергнуто клиентом и в конечном итоге принимается.

2) Намек. В этом случае психотерапевт как бы намекает, на что имен¬но необходимо сориентировать клиента. Поскольку такое внушение не адре¬совано клиенту прямо, оно не вызовет противодействия, оставляя бессозна¬тельному полную свободу выбора: принять его или не принимать. При этом в любом случае реакция будет непроизвольной.

Открытые внушения. Эта категория внушений подразделяется на не¬сколько видов:

1) Мобилизующее внушение. Пациенту предлагается нечто неопреде¬ленное - расплывчатые мобилизующие рамки, которые он заполнит в зави¬симости от своей готовности и внутренних ресурсов.

2) Ограниченное открытое внушение. Этот тип внушений предлагает целый ряд возможных ответов, подтверждаемых реакцией. Выбор ответов может носить неограниченный характер (без конкретного уточнения).

3) Внушения, охватывающие все возможности данного класса. В этом случае рассматриваются все категории, принадлежащие к одному классу. Это позволяет бессознательному пациента осуществлять реальный выбор. И что бы ни было выбрано, ответ непременно будет хорошим - именно тем от¬ветом, который наиболее подходит пациенту.

Б. Невербальные внушения. Эти внушения чрезвычайно многочис¬ленны и отчетливо воздействуют на бессознательном уровне. Они различ-ным образом могут использоваться действующими лицами психотерапевти¬ческого театра — сознательно или бессознательно. Жесты, поведение, уста¬новки, интонации голоса — все это активные средства общения. Работа с осо¬быми состояниями сознания — это взаимодействие, и действующие лица в нем весьма активны.

Приведем примеры нескольких проб на внушаемость.

Проба 1. Пациенту предлагают вытянуть руки вперед ладонями внутрь. Под предлогом неврологического исследования просят фиксировать взгляд на молоточке, одновременно внушают: “Ваши руки расходятся в стороны. Шире. Еще шире”. При повышенной внушаемости руки расходятся в стороны.

Проба 2. Перед испытуемым ставят штатив с тремя пробирками и под предлогом исследования обоняния императивным тоном заявляют: “Вот три пробирки: в одной была вода, во второй – керосин, в третьей – духи. Укажите мне пробирку, где был керосин”. Способность испытуемого четко дифференцировать несуществующие запахи свидетельствует о его повышенной внушаемости.

Проба 3. Испытуемому дают в руки нитку с грузиком на конце (маятник Шевроле). Внушают: “Сейчас вы, не двигая рукой, будете думать, только думать, что груз качается от вас ко мне. Думайте”. Вскоре груз начинает действительно качаться в заданном мыслью направлении. Этот тест основан не столько на внушаемости, сколько на других эффектах, но такие приемы усиливают внушаемость.

Прием Брейда. Испытуемый сосредоточивает взгляд на предъявленном ему блестящем предмете (металлический шар, наконечник медицинского молотка и т.д.), зафиксированном напротив и несколько выше его переносицы (для более сильного напряжения глазных мышц). После долгой концентрации внимания может наступить утомление зрительного анализатора и сон.

Приемы Куэ и Бодуэна. Опыт первый: стоящему человеку предлагают держаться прямо, чтобы главной его опорой были пятки; можно также попросить закинуть назад голову. Это положение неустойчивого равновесия, в котором любой толчок приведет к падению. При этом спокойно, но твердо внушается: "Вы падаете назад, вас тянет назад, вы уже падаете, падаете..." Большинство людей действительно падают, поэтому гипнотизер должен стоять сзади человека, чтобы вовремя его поймать. Для усиления действия пробы ладонью, расположенной напротив лба, можно чуть подтолкнуть пациента или, коснувшись ладонью его затылка, постепенно отводить руку назад, что также вызывает нарушение равновесия тела. Если проба сработала, то человек начинает испытывать гораздо большее "уважение" и доверие по отношению к гипнотизеру, что впоследствии положительно скажется на результатах самого сеанса.

Опыт второй: испытуемого ставят напротив гипнотизера; центр тяжести тела на этот раз смещен на носки. Оба смотрят друг на друга, в глаза (опытные специалисты, чтобы меньше утомлять зрение, смотрят на переносицу). Затем проводящий пробу вытягивает ладони вперед так, чтобы достать до висков подопечного, и говорит: "Вы уже падаете, падаете..." При выполнении данного приема можно касаться висков испытуемого (пальцы рук при этом должны быть холодными).

Проведение подобных приемов требует соблюдения некоторых правил, обеспечивающих физическую безопасность испытуемого: он должен быть без очков; нужно убрать находящиеся рядом предметы с острыми углами; гипнотизер должен обладать силой, достаточной для удержания человека в случае падения.

Опыт третий: испытуемому дают в руки нитку с тяжелым предметом на конце, предлагают закрыть глаза и настойчиво думать о круге. Очень скоро маятник начинает описывать круговые движения. Если пациенту сказать, чтобы он думал об овале, то маятник начинает вращаться по овальной траектории. Так что "прибор", с помощью которого определяют "отрицательную энергию", имеет своего предшественника, но совсем в иной сфере приложения.

«Экстрасенсорика». Это эриксонианский подход. Вариант вызывания тепла и онемения, покалывания в руках. Обратите внимание, мы ожидаем какой-то реакции, не навязывая свое представление о том, что произойдет. Создается иллюзия выбора, неопределенности: то ли покалывание будет, то ли ощущение легкости… То ли в правой, то ли в левой руке. И вы не приказываете, а с любопытством ожидаете вместе с пациентом какой-нибудь реакции.

Попросите пациента положить руки на стол или бедра ладонями вниз. Предложите ощутить вес своих рук, лежащих на столе (бедрах). Попросите подать знак (все равно какой, можно просто сказать), когда в правой или левой кисти (интересно, какой из них будет первой?) возникнут ощущения тяжести, либо прилив тепла, либо покалывание в кончиках пальцев… Затем держите свои ладони над тыльной поверхностью кистей рук испытуемого. Постарайтесь вызвать у себя ощущения тепла в кистях рук. Никакого потаенного смысла в этом нет, просто испытуемый может ощутить тепло, исходящее от ваших ладоней, что может, в свою очередь, оказать дополнительное воздействие. Ведь гипнотизер оказывает воздействие всем, что у него есть — внешним видом, позой, жестами, интонацией, тембром голоса, словами. Скажите: «Давайте вместе понаблюдаем, в какой руке сначала появятся особые ощущения: в правой или левой? Это может быть ощущение тепла или покалывание в кончиках пальцев, ощущение тяжести или, наоборот, легкости». Если какие-то ощущения появляются, то проба положительная. Иногда появляются идеомоторные (самопроизвольные) подергивания и движения пальцев. В таком случае, можно развить успех, продолжая наведение транса, используя технику индукции «Левитация руки». Это очень надежный метод определения внушаемости, при надлежащем навыке психотерапевта практически у всех появляется какая-нибудь реакция. Важно только знать, что при высокой внушаемости эти реакции появляются быстро, а при более умеренной или слабой — медленно. Медленно, но появляются! Поэтому не спешите с выводами, дайте пациенту время для того, чтобы он откликнулся на ваши внушения. Если реакция нет, можете повторить текст еще раз, немного перефразировав его. Эта проба — фактически начало наведения транса.

Внушение тяжести в руке. Попросите испытуемого закрыть глаза и вытянуть руки вперед, горизонтально. Стоя или сидя. Затем внушающим тоном скажите: «Сейчас вы почувствуете нарастающую тяжесть в правой руке. Ваша правая рука тяжелеет, как будто заполняется изнутри густым, тяжелым свинцом. Сейчас я прикоснусь к вашей правой руке и ощущение тяжести усилится». Прикоснитесь к правой кисти испытуемого или возьмите ее и приподнимите на пару сантиметров, затем отпустите. Рука начнет опускаться ниже уровня левой. Продолжайте внушение: «Ощущение тяжести в правой руке усиливается. И чем выше вы пытаетесь поднять руку, тем тяжелее она становится. Пробуйте! Вы не можете! Чем больше вы стараетесь, тем сильнее ощущение тяжести».

Не давая особенно опомниться, похвалите клиента и себя: «Хорошо, у вас замечательно получается». И сразу переходите к следующему тесту.

Тест падения назад. Попросите испытуемого встать в такой позиции: пятки вместе, руки опущены. Глаза закрыты. Дайте инструкцию уверенным тоном, негромко, но решительно: «Расслабиться. Представьте, что вы лежите на диване и отдыхаете. Запрокиньте голову назад и положите мне на ладонь». Сами становитесь сбоку и кладете ладонь правой руки испытуемому на затылок. Затем следует внушение: «Сейчас я уберу руку и вы почувствуете, что вас тянет назад, тянет все сильнее, вы падаете, падаете!» Предварительно нужно предусмотреть, чтобы сзади клиента была либо стена, либо помощник, который сможет подхватить падающего испытуемого, либо нужно быть наготове самому, чтобы вовремя подстраховать падающего. Лучше, если клиент встанет на расстоянии полуметра от стены, повернувшись к ней спиной. Чтобы освоить этот (и другие) тесты, необходимо практиковаться. Гипноз, внушение — это в чьих-то руках ремесло, в чьих-то — искусство, но и ремесленники, и люди искусства должны много трудиться, чтобы достичь высот в том, чем они занимаются. Поэтому ключ к успеху — больше практики. Проводите эти тесты на друзьях, знакомых, коллегах, пациентах (в ходе осмотра и обследования, когда вы «описываете» больного в истории болезни). Нет необходимости афишировать цель тестов, можно объяснить это так: «Давайте проверим, насколько вы можете расслабиться, как вы умеете владеть тонусом мышц». В случае же с осмотром пациента вообще можно ничего не объяснять, если не возникнут вопросы. Как правило, они не возникают. Если же пациент интересуется, что это такое, я обычно спокойно объясняю все как есть.

Вообще врачам легче освоить директивный тон, не терпящий возражений, поскольку навык давать простые инструкции, требующие беспрекословного выполнения, нарабатывается годами, изо дня в день. Вспомните: «Дышите. Вдох — выдох. Не дышать. Дышите. Повернитесь спиной». Или: «Сейчас вы почувствуете укольчик, не пугайтесь, потом вы ощутите распирание — это нормально…» И так далее. Коллеги, используйте этот навык в освоении техник гипноза, это именно то, что нужно. Попробуйте, не меняя тона, продолжить: «Сделайте вдох — выдох. Не дышать. Дышите. Еще раз: вдох — медленный выдох, после этого вы почувствуете усиливающуюся тяжесть в правой руке». Все очень естественно, спокойно и уверенно. Поверьте, гипноз, внушение — работают, верим мы в это или нет.

Тест падения вперед. Если клиент (пациент) успешно потерял равновесие в предыдущем тесте (человек может просто покачнуться назад, при хорошей же внушаемости — падает), то можно переходить к тесту падения вперед. У вас может возникнуть вопрос: а к чему, собственно, продолжать эти тесты, ведь внушаемость проверена: рука уже потяжелела, равновесие человек потерял — значит, внушаем, можно проводить сеанс гипноза. Друзья мои, сеанс уже идет, он в самом разгаре! Гипноз начинается с первой секунды общения пациента и врача, клиента и гипнотизера. Абсолютно необязательно так называемое официальное наведение транса. Человек может и не знать, что его гипнотизируют.

. Испытуемый в позе стоя, ноги вместе. Вы находитесь напротив в такой позиции: левая нога выставлена вперед, стоите на расстоянии вытянутой руки от оппонента. Даете инструкцию: «Смотрите мне в глаза». Сами же смотрите в переносицу. Можете тоже в глаза, это сложнее, но некоторым так удобнее. Затем обе руки кладете клиенту на виски, и внушаете: «Через некоторое время я уберу руки и вас плавно, все сильнее и сильнее потянет вперед, прямо на меня, вы упадете. Не бойтесь, я вас подхвачу». Сделав паузу секунд в 20–30, отнимите ладони от висков испытуемого и плавно перенесите вес своего тела на правую ногу, отдаляясь назад. Клиент начнет падать на вас. Будьте все время начеку при проведении проб с потерей равновесия, вы должны быть готовы удержать падающего человека.

Обычно на этом проведение тестов я заканчиваю и приступаю непосредственно к сеансу гипноза. Иногда же удачно проведенный тест служит началом индукции. Но вы можете выбрать для себя из предложенных ниже тестов что-то другое, более подходящее для себя.

Тест «сцепленных рук» (прием В. Е. Рожнова). Это директивная техника. Усадите пациента на стул. Встаньте прямо перед ним. Ваше поведение директивное, властное, с ноткой агрессивности. Взгляд гипнотизирующий, жесткий. Приказываете: «Смотреть мне прямо в глаза, не отрываясь!» Пациент сидит на стуле, а вы стоите перед ним, возвышаясь. В такой ситуации удобно смотреть пациенту в один глаз. Лично я обычно выбираю левый. У Владимира Леви я вычитал очень остроумную присказку-заклинание, которая очень хорошо помогает: «Два сильнее, чем один». Ваша задача — доминирование, это должно читаться в вашем взгляде, вы должны это чувствовать. Или можете чувствовать нечто другое, но покажите, будто ощущаете именно это: вы хозяин положения, вы приказываете, управляете.

Затем дайте инструкцию.

«Сцепите пальцы рук в "замок".

(Давая такую инструкцию, покажите пациенту наглядно, что он должен сделать, продемонстрируйте на себе, как надо сложить пальцы.)

Сожмите крепко, очень крепко и держите так. Сожмите пальцы крепко и смотрите мне в глаза, не отрываясь! Как только я положу свою руку на ваши руки, они начнут неметь. Как только я положу свою руку на ваши руки, они начнут неметь и деревенеть. Потом я сосчитаю до пяти и вы не сможете разжать руки.

(После этого положите свою ладонь на «замок» вашего пациента, накрывая его сверху. Контакт должен быть достаточно плотным, тесным. В ходе дальнейших внушений можно даже покрепче сжать своей рукой руки гипнотизируемого, массируя их.)

Один — пальцы сжимаются все сильнее. Вы чувствуете, как растет напряжение в руках. Два — пальцы сжимаются все сильнее, руки деревенеют. Три — ваши руки притягиваются друг к другу, словно магниты, очень мощные магниты! Ваши руки оцепенели, пальцы сжимаются все сильнее! Четыре — руки сжимаются еще сильнее, руки сжались крепко-крепко, они деревенеют еще больше! Пять! — ваши руки одеревенели, они сжаты крепко-крепко, вы уже не можете их разжать! Прилагайте усилия, пробуйте! Ничего не получается!»

Сразу же после слов «ничего не получается!», для усиления эффекта внушения, возьмите пациента за запястья и попытайтесь «разорвать» «замок» из пальцев. Особенно не старайтесь, можно сделать вид, что пытаетесь сделать это усердно, но больших физических усилий прилагать не надо. После этого уберите свою руку с «замка» пациента и предоставьте ему возможность попытаться «расцепить» замок самостоятельно, комментируя это словами:

Чем сильнее вы стараетесь разорвать руки, тем сильнее сжимаются ваши пальцы, чем сильнее вы пытаетесь, тем сильнее деревенеют ваши руки».

Обычно, когда я встречаю в книгах по гипнозу описание различных тестов на внушаемость, мне становится смешно, когда я вдруг понимаю, что «как скрепить руки» — описывается подробно, а как правильно отменить внушенный феномен — нет. Так и представляется большое количество людей, равное тиражу книги, растерянно бродящее тут и там со сцепленными руками. Предположим, что проба прошла удачно: пациент не может разжать руки. Что делать дальше? Возможны два варианта: или продолжить наведение транса, или отменить внушенную каталепсию. Как отменить внушенную каталепсию? Просто даете приказание: «Пальцы легкие и легко двигаются!» При этом желательно наглядно, на себе показать, каким образом можно разжать руки, а потом слегка постучать по «замку» из пальцев своей рукой, подчеркивая тем самым, что вы снимаете свое воздействие. После этого поинтересуйтесь самочувствием пациента, и если имеются остаточные внушенные феномены (онемение, покалывание, слабость в руках), нужно дать инструкцию: «Сила в руках восстанавливается, восстанавливается чувствительность». Это правило универсально для всех других проб на внушаемость: всегда отменяйте действие внушенных феноменов! Просто скажите: «Я отменяю тяжесть, я отменяю оцепенение» и так далее. Что внушали, то и отменяйте.

Если же вы решили продолжить сеанс гипноза и углубить транс, то можно перейти к любой приемлемой, на ваш взгляд, технике гипноза для индукции и углубления, приведенной в главе «Индукция».

«Пальцы, как гвозди». Другой вариант внушенной каталепсии. Пациенту предлагается раскрыть ладонь, растопырить пальцы и напрячь их. Затем внушаете: «Сейчас я сосчитаю до пяти и вы не сможете сжать пальцы в кулак. Один — напрягли мышцы, напряжение растет. Два! — я прикасаюсь к вашим пальцам (слегка постукиваете своими пальцами по кончикам пальцев пациента) и оцепенение и напряжение еще больше нарастают. Три — пальцы немеют, напряжение нарастает, они становятся деревянными! Четыре! — прикосновение моих рук вызывает полное одеревенение, полное оцепенение ваших пальцев. Невозможно пошевелить ни одним пальцем (еще раз постукиваете по кончикам пальцев). Пять! — пальцы стали как деревянные, полностью неподвижные, невозможно пошевелить ни одним пальцем. Можете попробовать сжать пальцы в кулак, но у вас ничего не получится. Пальцы как деревянные, напряженные, они застыли в таком положении». При хорошей внушаемости пациент с удивлением обнаружит, что его пальцы оцепенели и не сгибаются.

Внушение тепла и покалывания в руке.

Проводя медосмотр на одном из заводов города Челябинска, я повстречал рабочего, фаната «экстрасенсорики» и «биоэнергетики». Позицию его в этом вопросе можно было охарактеризовать, как «добросовестное заблуждение». Он просто был уверен в том, что обладает некими особенными сверхъестественными способностями. Как психиатр, я насторожился, провел дополнительный опрос, но подозрения мои не подтвердились: мужчина был психически абсолютно здоров. И я благодарен ему за еще одну пробу на внушаемость, которую он провел со мной, а я теперь могу поделиться этим секретом с вами. «Вызвать тепло в руке? Это ерунда! — заявил он, — положите руку на стол!» Я с интересом подчинился. Быстрым, уверенным движением мой «коллега» поднес свою ладонь к тыльной стороне моей кисти. Растопырив пальцы, он держал свою руку сантиметрах в пятнадцати над моей. При этом он смотрел в сторону, мимо меня. Прошло 10–20 томительных секунд. И тут «экстрасенс» меня спрашивает: «Что чувствуете?» Что я почувствовал? Конечно, тепло и покалывание в тыльной части кисти. Потому что подсознание наше иррационально. Это был разрыв шаблона (шаблоном в данном случае была бы ситуация, когда я взял бы инициативу на себя, продолжал бы обследование). Обратите внимание на очень важный и существенный момент, ради которого я так подробно описываю этот случай. Несмотря на то, что я врач психиатр-нарколог, критически отношусь к так называемой «биоэнергетике» и «экстрасенсорике», и не просто критически, а с изрядной долей иронии, проба на внушаемость была положительной. Только «коллега» мой не знал, что он проводит пробу на внушаемость. Успеху дела не препятствовал тот факт, что я не верил в его так называемые «экстрасенсорные» способности, а он проводил пробу с искренней убежденностью в обратном. Его уверенное поведение обошло все мои фильтры и мое рациональное, критическое отношение ко всему происходящему. Ощутив же тепло в кисти, я был убежден, что это моя внушаемость, но никак не энергия, излучаемая «экстрасенсом». Вот и все.

Как бы критично ни был настроен ваш пациент, ваша внутренняя убежденность в том, что техники гипноза работают, что вы способны погрузить человека в транс, приведет к положительному результату, так же, как «экстрасенс» вызвал тепло в руке у меня. Покажите всем своим видом и поведением: «Да, ты образован, ты критически настроен, я уважаю твою позицию, но ты чего-то еще не знаешь. Я тебе сейчас это продемонстрирую».

Конец истории такой. На вопрос «экстрасенса» я ответил: «Ничего не чувствую». В ответ на это, нимало не смущаясь, мужчина убрал руку и ответил: «Значит, потом почувствуете, позже. Тепло или покалывание, это может распространиться и на предплечье, и выше». Каково? Это настоящий мастер-класс, учитесь!

Тест падающей руки. Этот тест на внушаемость для любопытных. То есть сам по себе к развитию транса он не приводит. Какую-то почву для последующей индукции, он, конечно, подготавливает, но не более. Ценность этого метода в том, что испытуемый не подозревает о цели проводимой пробы и внушаемость может быть оценена незаметно для него. Обычно это важно, если психотерапевт хочет быть уверен, что директивная техника индукции сработает. Тест проводится в положении сидя. Пациент кладет руки на бедра. Дается инструкция расслабить мышцы рук. Затем психотерапевт берет правую или левую руку испытуемого за запястье, приподнимает ее в воздух и отпускает. Рука должна упасть на бедро, где и лежала до этого. Так повторяется несколько раз. Затем, когда в очередной раз рука поднята за запястье, нужно отпустить ее таким образом, чтобы она упала мимо бедра, еще ниже. При хорошей внушаемости расслабленная рука упадет вниз и повиснет, как плеть. При неудовлетворительной внушаемости пациент задержит падение руки.

Внушение тяжести в руках. В процессе беседы попросите пациента положить руки на стол. Спросите его: «Дайте себе отчет, что ощущаете контакт ладоней с поверхностью стола. Чувствуете, что руки становятся тяжелее, наливаются тяжестью?» При положительном ответе проба положительная. Если будет необходимо, можно продолжить наведение транса, усиливая ощущения тяжести и релаксации в руках и во всем теле.

«Вкус лимона». Техника состоит в том, что вы просто описываете пациенту процесс нарезания лимона на тонкие ломтики, со смаком, со вкусом. У внушаемых наблюдается обильное слюноотделение. На мой взгляд, не очень впечатляющая и информативная проба. Разве у вас сейчас не началось слюноотделение?

«Каталепсия век». Проведите небольшое обследование пациента: проверьте реакцию зрачков на свет, попросите следить за кончиком вашего пальца, которым поводите вправо-влево, вверх-вниз. Затем попросите закрыть глаза и скажите: «Не удивляйтесь, я сейчас надавлю немного и вы не сможете открыть глаза». Надавите пальцами в области надбровных дуг, больших усилий не прилагайте. У людей с повышенной внушаемостью глаза открываются либо с трудом, возникает ощущение тяжести век, либо не открываются совсем. Не забудьте снять каталепсию поглаживанием по надбровным дугам и словами: «Веки легкие и глаза легко открываются. Я снимаю свое воздействие».

Надеюсь, вам становится понятен принцип проведения проб на внушаемость. Возможно вы, уважаемый читатель, сможете продолжить импровизацию на эту тему самостоятельно