logo
билеты по терапии

39. Нлп: работа с мета-моделью

Метамодель была одним из первых паттернов, разработанных Джоном Гриндером и Ричардом Бендпером. Чтобы понять метамодель, нам следует рассмотреть, как мысли превращаются в слова. У говорящего может быть полная и завершенная идея того, что он хочет сказать, лингвисты называют ее глубинной структурой. Глубинная структура не принадлежит сознанию. Мы сокращаем эту глубинную структуру, и то, что мы на самом деле гово¬рим, называется поверхностной структурой. Чтобы перейти от глубинной структуре к поверхностной, мы неосознанно делаем три вещи:

1) отбираем лишь часть информации, имеющейся в глубинной струк¬туре; большая часть информации будет упущена;

2) даем упрощенную версию, которая неизбежно будет искажать смысл;

3) обобщаем.

Метамодель представляет собой серию вопросов, цель которых — по¬вернуть вспять и разгадать упущения, искажения и обобщения языка. Эти вопросы имеют целью восполнить утраченную информацию.

К искажению информации приводят:

1) использование неспецифических существительных, которые прояс¬няются заданием вопроса: «Кто или что именно?» Например: - Дом был по¬строен (Кто построил этот дом?)

168

- Любимчики доставляют хлопоты (Чьи любимчики?)

- Если люди оставляют шоколад, то его съедают (Какие люди остав¬ляют? Кто съедает?);

2) неспецифические глаголы- их значение проясняется вопросами: «Как конкретно?» Например: «Идите и выучите это к следующей неделе». Вопрос: «Как именно мне следует это выучить?»;

3) сравнения — смысл выясняется вопросом: «В сравнении с кем или чем?» Например: «Вам надо работать лучше». Вопросы: «Лучше в сравнении с кем?», «Лучше кого?»;

4) суждения — их смысл можно прояснить с помощью вопросов: «Кто высказал данное суждение и на чем он основывался, делая его?» Например: «Я эгоист». Вопрос: «Кто это сказал?», «На чем это основывается?»;

5) номинапизация (когда глагол, описывающий процесс, превращается в существительное). Смысл можно выяснить, превратив ее в глагол и задав вопрос об упущенной информации: «Кто кого номинализирует и зачем он это делает?» Например: «Обучение и дисциплина вместе с уважением и на-стойчивостью представляют собой основу процесса воспитания». Вопрос: «Кто и кого должен уважать?»,« Кому и зачем это нужно?»;

6) модальные операторы возможности («Я не могу»). Смысл модаль¬ных операторов возможности проясняется вопросом: «Что произошло бы, если бы Вы это сделали? Что препятствует Вам?»;

7) модальные операторы необходимости («Я должен всегда ставить на первое место других», «Мне не следует разговаривать с этими людьми»). За¬даются вопросы: «Что бы случилось, если бы Вы это сделали (не сделали)?», «Кому Вы это должны?»;

8) универсальные квантификаторы (генерализация или обобщение, ко¬гда один пример берется в качестве представителя ряда различных возможно¬стей). Например: «Я никогда и ничего не делаю правильно!» Вопрос: «Были ли когда-нибудь случаи, когда Вы хотя бы что-то делали правильно?»;

9) комплексная эквивалентность (возникает тогда, когда два утвержде¬ния связаны таким образом, что, по мнению автора, они означают одно и то же). Например: «Вы не улыбаетесь - Вы на меня злитесь». Может бьпъ по¬ставлен вопрос: «Каким образом одно связано с другим?»;

10) пресуппозиции (убеждения и ожидания, возникшие на основе на¬шего личного опыта; мы часто получаем то, что ожидаем получить). Напри¬мер: «Уж не собираешься ли ты сказать мне очередную ложь?» Уточняющий вопрос: «Что Вас заставило подумать, что я Вам лгу?»;

11) причина и следствие. Например: «Я бы ушел в отпуск, но фирма развалится без меня». Уточняющие вопросы: «Каким конкретно образом од¬но вызывает другое?», «Что должно произойти такое, чтобы одно не было вызвано другим?»;

12) «чтение мыслей» (возникает тогда, когда человек предполагает или знает, не имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или ощущает). Например: «Я расстроена тем, что тебя не интересуют мои чувства». Уточняющий вопрос: «Как именно ты узнаешь об этом?»