42. Нлп: рефрейминг
В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения НЛП:
• любой симптом, любая реакция, любое поведение человека изна¬чально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они стано¬вятся только тогда, когда используются в неподходящем контексте;
• у каждого человека своя субъективная модель мира, которую можно изменить;
• каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими из¬менить и субъективное восприятие, и субъективный опыт и, как результат, субъективную модель мира.
Этот метод хорош тем, что вместо того, чтобы работать с содержанием проблемы, он, используя скрытые ресурсы организма, реорганизует внут¬ренние психические процессы человека и меняет отношение к самой про¬блеме. Существует несколько техник рефрейминга (шестиступенчатый реф¬рейминг, контекстуальное преобразование и т. д.).
Техника шестишагового рефрейминга:
1. Определить болезненный симптом, синдром или форму нарушения поведения.
2. Попросить пациента войти в контакт с его же «частью» личности, ответственной за данный симптом. Для этого предложить ему закрыть глаза и сосредоточиться на внутренних ощущениях и мысленно спросить себя о том, желает ли эта «часть» вступить с ним в контакт. Затем пациент внима¬тельно следит за возникающими переживаниями. Терапевт должен отметить внешние невербальные признаки возникающего контакта: новую позу, рез¬кое движение, иную мимику и т. д. Для большей достоверности следует за¬ранее попросить пациента обозначить возникающий контакт с «частью» движением руки, кивком головы и др. Предварительно стоит рассказать кли-енту про множество «частей», составляющих целое Я. Разъяснить, что каж¬дая из частей существует, в принципе, чтобы приносить ему пользу, и только позже трансформируется в болезненный симптом или нежелательное пове¬дение.
3. Отделить симптом (поведение) от первоначального мотива (намере¬ния). Другими словами, узнайте, для чего первоначально возникла данная «часть».
4. Найдите новую «часть» (новый способ), способную удовлетворить это первоначальное намерение. Можно найти два-три новых способа. Для этого попросите пациента обратиться к своему внутреннему Я, точнее, к его «творческой части», с просьбой найти эти новые способы. Если творческую часть внутри себя отыскать не удается, создайте ее. Для этого попросить па-циента вспомнить ситуации, когда он был способен к творчеству и разрешал те же ситуации иными путями. Если попытка удалась, поставьте «якорь». Если же пациент утверждает, что никогда не был склонен к творчеству, предложите ему вспомнить человека, к которому он относится с уважением и который способен к творческому разрешению подобных ситуаций, а затем попросите найти 2-3 способа исполнения намерения.
5. Теперь предложите первоначально выделенной «части» (ответст¬венной за симптом) использовать эти новые возможности (способы) для реа¬лизации намерений. Техника все та же: внутренний диалог с «частью».
6. Экологическая проверка. Пациент должен спросить себя, согласны ли все его «части» (все Я) с заключительным договором. Если возникают возражения - начать весь процесс сначала. При этом прежде всего выясните, в чем состоит возражение, и отделите его от намерения. Если же все части согласны, контракт заключен, процесс рефрейминга можно считать завер¬шенным. Нужно ждать результатов (Джозеф О Коннор, Джеймс Сеймор «Введение в нейролингвистическое программирование»).
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.