56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
К телесной терапии относятся биоэнергетика, метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная интеграция, первичная терапия и другие групповые подходы, подчеркивающие значение физических характеристик. Все виды телесной терапии восходят к В. Райху, который описал, как защит¬ное поведение выражается в напряжении мышц (мышечном панцире) и стес-ненном дыхании.
Основные понятия телесной терапии введены учеником В. Райха Ф. Александром, А. Лоуэном, основателем биоэнергетики, и включают энер¬гию, мышечный панцирь и почву под ногами. Хронические блокировки спон¬танного течения энергии отражаются в телесной позе, движении и физиче¬ском строении. Между этими физическими переменными, структурой харак-тера и типами личности существуют тесные взаимосвязи.
Группы телесной терапии используют дыхательные упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств. Проблемы подвижно¬сти могут быть диагностированы с помощью применения напряженных поз, таких, как арка А. Лоуэна. Двигательные упражнения, например брыкание, поощряют высвобождение примитивных чувств. Многие телесные терапевты используют физический контакт, такой, как массаж, для снятия напряжения.
Метод М. Фельденкрайса сосредоточивается на позе тела и имеет це¬лью формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утвер¬ждение образа «Я». Метод Ф. Александера направлен на исследование при¬вычных телесных поз и осанки и их изменение путем поощрения адекватных психических установок. Структурная интеграция, называемая также роль- финг, использует прямое манипулирование для изменения мышечных фас¬ций и перестройки телесных функций. Первичная терапия, созданная А. Яновым, направляет усилия участников на «разрядку» примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве. А. Янов пользовался большим влиянием, но подвергался критике за неумеренные претензии и теорию развития.
Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам. Она является сильным методом высвобождения эмоций и может вызывать вопросы и чувства у участников группы, которые наблюдают или облегчают работу других участников. Критики возражают против грубости некоторых методов, их ритуальных аспектов и лежащей в основе телесной терапии теории катарсиса.
Обычно используются статические, динамические, дыхательные уп¬ражнения и упражнения, связанные с релаксацией. Дыхательные упражне¬ния являются классическим элементом телесно-ориентированной психоте¬рапии. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыха¬ние, способствующее разрядке сдерживаемых чувств. Двигательные упраж¬нения способствуют возврату клиентов к примитивному эмоциональному состоянию, первичной природе человека. Мышечное напряжение определя¬ется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способст¬вующих появлению напряжения, что позволяет выявить участки тела, склонные к проявлению физической регидности. Основной напряженной по¬зой является «арка» — прогиб назад. Типичным упражнением является де¬монстрация своего тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними, после чего можно сделать вывод о «броне характера» каждого участника группы, блокировках спонтанного те¬чения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы.
Типичными упражнениями, применяемыми в телесно-ориентирован¬ном тренинге, являются, например, следующие (В. Ю. Баскаков):
• Напряжение- расслабление. Участникам предлагается последова¬тельно сосредоточивать внимание и напрягать до предела левую руку, затем правую, ноги, туловище; напряжение чередуется с расслаблением этих уча¬стков тела.
• «Перекат напряжения». Напрячь до предела правую руку. Постепен¬но расслабляя ее, перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, перевести напряжение на левую ногу, правую ногу и т. д.
• «Огонь— лед». Упражнение включает попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде «Огонь» участники совершают свобод¬ные движения всем телом, по команде «Лед» они застывают в той позе, в ко¬торой их застала команда, напрягая все тело до предела. Ведущий несколько раз чередует обе команды.
• «Ртуть». Ведущий предлагает участникам представить себя в виде механизма, который нуждается в смазке маслом или ртутью. Упражнение выполняется медленно, чтобы ни один участок «не остался без смазки».
• «Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары, один из них скульптор, другой — глина. «Глина» податлива, расслаблена, принимает ту форму, которую ей придает «скульптор». Скульптура застывает, ей дается
название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.
• «Марионетки». Участникам предлагается представить, что они ма¬рионетки, подвешенные за руку, ухо, плечо. «Ваше тело фиксировано в од¬ной точке, все остальное расслаблено, болтается».
• «Брыкания». Участники группы имитируют движения маленького ребенка, который лежит на спине, стучит ногами и руками по полу, брыкает¬ся, вертит головой из стороны в сторону, кричит. Другие члены группы по¬ощряют более полное высвобождение эмоций.
Применяются также упражнения, способствующие выражению эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. По мнению телес¬но-ориентированных психотерапевтов, негативные чувства скрывают глубо¬кую потребность в положительном контакте и успокоении. В телес- но-ориентированных группах чаще всего идут дальше эмоциональной раз¬рядки и используют вновь возникающие чувства для взаимодействия с дру¬гими, для поиска обратной связи и вербальной работы со своими реакциями.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.