logo
билеты по терапии

56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.

К телесной терапии относятся биоэнергетика, метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная интеграция, первичная терапия и другие групповые подходы, подчеркивающие значение физических характеристик. Все виды телесной терапии восходят к В. Райху, который описал, как защит¬ное поведение выражается в напряжении мышц (мышечном панцире) и стес-ненном дыхании.

Основные понятия телесной терапии введены учеником В. Райха Ф. Александром, А. Лоуэном, основателем биоэнергетики, и включают энер¬гию, мышечный панцирь и почву под ногами. Хронические блокировки спон¬танного течения энергии отражаются в телесной позе, движении и физиче¬ском строении. Между этими физическими переменными, структурой харак-тера и типами личности существуют тесные взаимосвязи.

Группы телесной терапии используют дыхательные упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств. Проблемы подвижно¬сти могут быть диагностированы с помощью применения напряженных поз, таких, как арка А. Лоуэна. Двигательные упражнения, например брыкание, поощряют высвобождение примитивных чувств. Многие телесные терапевты используют физический контакт, такой, как массаж, для снятия напряжения.

Метод М. Фельденкрайса сосредоточивается на позе тела и имеет це¬лью формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утвер¬ждение образа «Я». Метод Ф. Александера направлен на исследование при¬вычных телесных поз и осанки и их изменение путем поощрения адекватных психических установок. Структурная интеграция, называемая также роль- финг, использует прямое манипулирование для изменения мышечных фас¬ций и перестройки телесных функций. Первичная терапия, созданная А. Яновым, направляет усилия участников на «разрядку» примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве. А. Янов пользовался большим влиянием, но подвергался критике за неумеренные претензии и теорию развития.

Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам. Она является сильным методом высвобождения эмоций и может вызывать вопросы и чувства у участников группы, которые наблюдают или облегчают работу других участников. Критики возражают против грубости некоторых методов, их ритуальных аспектов и лежащей в основе телесной терапии теории катарсиса.

Обычно используются статические, динамические, дыхательные уп¬ражнения и упражнения, связанные с релаксацией. Дыхательные упражне¬ния являются классическим элементом телесно-ориентированной психоте¬рапии. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыха¬ние, способствующее разрядке сдерживаемых чувств. Двигательные упраж¬нения способствуют возврату клиентов к примитивному эмоциональному состоянию, первичной природе человека. Мышечное напряжение определя¬ется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способст¬вующих появлению напряжения, что позволяет выявить участки тела, склонные к проявлению физической регидности. Основной напряженной по¬зой является «арка» — прогиб назад. Типичным упражнением является де¬монстрация своего тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними, после чего можно сделать вывод о «броне характера» каждого участника группы, блокировках спонтанного те¬чения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы.

Типичными упражнениями, применяемыми в телесно-ориентирован¬ном тренинге, являются, например, следующие (В. Ю. Баскаков):

• Напряжение- расслабление. Участникам предлагается последова¬тельно сосредоточивать внимание и напрягать до предела левую руку, затем правую, ноги, туловище; напряжение чередуется с расслаблением этих уча¬стков тела.

• «Перекат напряжения». Напрячь до предела правую руку. Постепен¬но расслабляя ее, перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, перевести напряжение на левую ногу, правую ногу и т. д.

• «Огонь— лед». Упражнение включает попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде «Огонь» участники совершают свобод¬ные движения всем телом, по команде «Лед» они застывают в той позе, в ко¬торой их застала команда, напрягая все тело до предела. Ведущий несколько раз чередует обе команды.

• «Ртуть». Ведущий предлагает участникам представить себя в виде механизма, который нуждается в смазке маслом или ртутью. Упражнение выполняется медленно, чтобы ни один участок «не остался без смазки».

• «Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары, один из них скульптор, другой — глина. «Глина» податлива, расслаблена, принимает ту форму, которую ей придает «скульптор». Скульптура застывает, ей дается

название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

• «Марионетки». Участникам предлагается представить, что они ма¬рионетки, подвешенные за руку, ухо, плечо. «Ваше тело фиксировано в од¬ной точке, все остальное расслаблено, болтается».

• «Брыкания». Участники группы имитируют движения маленького ребенка, который лежит на спине, стучит ногами и руками по полу, брыкает¬ся, вертит головой из стороны в сторону, кричит. Другие члены группы по¬ощряют более полное высвобождение эмоций.

Применяются также упражнения, способствующие выражению эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. По мнению телес¬но-ориентированных психотерапевтов, негативные чувства скрывают глубо¬кую потребность в положительном контакте и успокоении. В телес- но-ориентированных группах чаще всего идут дальше эмоциональной раз¬рядки и используют вновь возникающие чувства для взаимодействия с дру¬гими, для поиска обратной связи и вербальной работы со своими реакциями.