20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
Работа строится с учетом схемы А, В, С.
Первый этап - кларификаиия, прояснение параметров события (А), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших пациента, вы¬звавших у него неадекватные реакции. Фактически на этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификаиия позволяет пациенту дифференци¬ровать события, которые могут и не могут быть изменены. При этом цель психотерапии - не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его самого (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка ее и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае пациент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.
Следующий этап — идентификация следствий (С), прежде всего аф¬фективных воздействий события. Цель этого этапа - выявление всего диапа¬зона эмоциональных реакций на событие. Это необходимо, поскольку не все эмоции легко дифференцируются человеком, некоторые подавляются и по¬этому не осознаются из-за включения рационализации, проекции, отрицания и некоторых других механизмов защиты. У одних клиентов осознание и вер¬бализация испытываемых эмоций затруднены из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в его арсенале поведен¬ческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций; такие клиенты реагируют полярными эмоциями, например или сильной лю¬бовью, или полным отвержением). Вторичный выигрыш от болезни также может исказить осознание испытываемых эмоций. Для достижения цели это¬го этапа используется ряд приемов.
Наблюдение за экспрессивно-моторными проявлениями при рассказе клиента о событии и предоставление обратной связи психотерапевтом, гово¬рящим о своем восприятии характера эмоциональной реакции у клиента; вы¬сказывание предположений о чувствах и мыслях у типичного индивида в подобной ситуации (обычно такое высказывание помогает пациенту осоз-нать неосознаваемые эмоции). В некоторых случаях можно использовать
приемы усиления из арсенала гештальт-терапии (усиление отдельных экс¬прессивно-моторных проявлений с осознанием языка тела и др.). Выявление системы оценочных когниций (как иррациональных, так и рациональных ус¬тановок) облегчается, если два предшествующих этапа реализованы полно¬ценно; вербализации же их помогает ряд технических приемов: фокусировка на тех мыслях, которые приходили пациенту на ум в момент столкновения с событием; высказывание психотерапевтом гипотетических предположений типа «У меня в такой ситуации возникли бы следующие мысли»; вопросы с проекцией в будущее время, например: «Предположим, что произойдет са¬мое худшее, что же это будет?» и др.
Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, от¬ражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности пациента (ужас¬но, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного пред¬писания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оце¬нок лица, объекта или события. А. Эллис выделил четыре наиболее распро-страненные группы иррациональных установок, создающих проблемы: 1) катастрофические установки, 2) установки обязательного долженствова¬ния, 3) установки обязательной реализации своих потребностей, 4) глобаль¬ные оценочные установки. Цель этапа реализована, когда в проблемной об¬ласти выявлены иррациональные (а их может быть несколько) установки, показан характер связи между ними (параллельные, артикуляционные, ие¬рархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реак¬цию индивида в проблемной ситуации. Выявление рациональных установок также необходимо, поскольку они составляют ту позитивную часть отноше¬ния, которая в последующем может быть расширена.
Следующий этап - реконструкция иррациональных установок. К нему следует приступать, если клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Реконструкция установок может протекать на когнитивном уровне, на уровне воображения, а также на уровне поведе¬ния- прямого действия. Реконструкция на когнитивном уровне включает до¬казательство клиентом истинности установки, необходимости сохранения ее в данной ситуации. Обычно в процессе такого рода доказательств пациент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Использование приемов вспомогательного моделирования (как бы другие ре¬шали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки. При работе на уровне воображения клиент вновь мысленно погружается в психо-травмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен макси¬мально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень, осознать, за счет каких новых установок ему удалось достигнуть это¬го. Погружение в психотравмирующую ситуацию повторяется неоднократно. Тренировка может считаться эффективно проведенной, если пациент умень¬шил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет про¬блемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией. Реконструкция с по¬мощью прямого действия является подтверждением успешности модифика¬ций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Иногда можно начинать реконструкцию сразу на уровне поведения, при этом работа с пациентом напоминает систематическую десенсибилизацию (постепенное приближение к реальной ситуации опасности с осознанием включения ирра¬циональной установки, торможение ее реализации в поведении, использова¬ние для описания ситуации других рациональных установок).
Важным элементом данного варианта психотерапии являются домаш¬ние задания, способствующие закреплению адаптивного поведения.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.