logo
билеты по терапии

17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.

Поведенческий тренинг основывается на идеях поведенческой психо¬терапии; его целью является обучение приспособительным умениям, необ¬ходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями.

Хотя поведенческий тренинг может проводиться в индивидуальной или групповой форме, он имеет ряд общих особенностей:

1. Постановка целей. Пациент или член группы определяет, какие на¬выки поведения он хотел бы приобрести в результате работы. В индивиду¬альном поведенческом тренинге (функциональная тренировка поведения) может быть составлена иерархия целей по сложности достижения. Пока не достигнута одна цель, переходить к другой с помощью психотерапевтиче-ских приемов не следует.

2. Измерение и оценка проблем. Чаще всего проблемы отражают либо избыток чего-либо (слишком много курит, испытывает сильную тревогу), либо недостаток (мало занимается, не слушается). Задача пациента— нау¬читься на занятиях анализировать, что предшествует проблемному поведе¬нию, как и когда оно проявляется, каковы будут его последствия. Воздейст¬вие этой поведенческой цепочки на любом этапе может привести к положи¬тельным изменениям. Членов группы нужно поощрять заниматься самона¬блюдением и записывать данные о себе.

3. Психотерапевтические приемы. В зависимости от индивидуальных и групповых целей выделяются следующие методические приемы: использо¬вание ролевых игр; четкое тематическое построение занятий; объединение ролевых игр с трансактным анализом; интегративный подход с использова¬нием техники гештальт-терапии и психодрамы. Репетиция поведения - ос¬новная методика в поведенческом тренинге, состоящая из ролевого проиг-рывания сложных ситуаций, которые создавали или могут создать в буду¬щем определенные трудности для пациента. В процедуре репетиции поведе¬ния используются элементы оперантного и наблюдательного научения. В некоторых группах применяются аудио- и видеозаписи образцов желаемого поведения. Моделирование особенно полезно, когда участник группы имеет ограниченное представление, каким может быть эффективное в проблемной ситуации поведение. Другим компонентом репетиции поведения является подкрепление. Чаще это поощрение за любое улучшение. Большое значение имеет получение обратной связи от членов группы.

4. Домашняя работа. Этот способ, поощряющий перенос поведенче¬ских изменений во внешний мир, служит «экологической проверкой» приоб¬ретенных навыков. Кроме того, дома осваиваются различные приемы релак¬сации и уменьшения тревоги.

Подбор пациентов в группы нередко осуществляется на основе сход¬ных проблем и общих задач.

Тренинг уверенного поведения. Наиболее трудными областями об¬щения и источником отрицательных эмоций у клиентов с пограничными психическими расстройствами служат ряд моментов: умение за себя посто¬ять, публичные выступления, вступление в контакт, страх неудачи или от¬вержения, страх отрицательной оценки, адекватное поведение в незнакомой или неформальной обстановке, принятие ответственности за свое поведение.

Тренинг уверенного поведения разрешает эти проблемы и представля¬ет собой сплав следующих когнитивно-поведенческих методов: дискрими¬национного тренинга, состоящего в обучении клиентов распознавать агрес¬сию, уверенность и пассивное поведение (см. табл. 5); моделирования раз¬личных сложных ситуаций; положительного подкрепления уверенного пове¬дения и реакций; десенсибилизации страха и гнева, ингибиторами которых является уверенное поведение; расширения признаков уверенного поведения в реальных жизненных обстоятельствах; знания собственных прав и прав другого.

Выбор клиентов на тренинг уверенного поведения учитывает специ¬фические ситуации, где оно затруднено; особые обстоятельства, препятст¬вующие уверенному поведению; ситуационные, а не общие проблемы не¬уверенности; мотивацию к изменениям; согласие на работу в группе и жела¬ние самораскрытия; реальные ожидания и постановку конкретных целей. Прежний негативный опыт работы в группе требует больше времени для предварительной подготовки. Примерная программа такого тренинга состо¬ит из 6-9 занятий, проводимых 1-2 раза в неделю по 1,5 ч.

Считается необходимым поиск альтернатив для агрессивного и пас¬сивного поведения: спрашивать разрешения, делиться с другими, помогать другим, вести переговоры, развивать самоконтроль, отстаивать свои права, отказывать; обучать различным способам реакции на шутки, умению выйти из конфликта и т. д.

Приобретение уверенности взамен агрессивного и неуверенного пове¬дения, которое желательно увидеть у клиентов (положительная динамика), доступно наблюдению. В процессе тренинга ведущий занятия добивается, чтобы проблемное поведение встречалось реже, а «поведение-мишень», ради которого клиент пришел на занятия, увеличилось. Этому способствует при¬менение приемов шкалирования, пространственной и графической социо-метрии, анализ самоотчетов участников группы.

На последнем занятии рекомендуется делать повторные замеры пока¬зателей, способных отразить изменения, а также опрашивать клиентов, что удалось им приобрести в результате тренинга, а что не удалось достигнуть. Сигнал к продолжению психотерапевтической работы давали те клиенты, которые не выполнили своих задач. Тогда тренинг уверенности в себе слу¬жит лишь этапом комплексной психотерапевтической программы.