67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
В настоящее время вопросы, касающиеся возникновения и лечения психосоматичесчких расстройств, все более широко освещаются в медицин¬ской и психологической литературе. По данным различных авторов, от 20 до 60% (J. de Butler, 1987) страдают психосоматическими расстройствами и ну¬ждаются в помощи психотерапевта.
Тезис о значении эмоций в процессе возникновения целого ряда сома¬тических заболеваний разрабатывался в течение веков философами, психо¬логами, врачами. С 30-х гг. XX в. данное положение активно разрабатывает¬ся представителями психосоматической медицины.
Например, для представителей психоаналитического направления и неофрейдистов преобладающим является положение Зигмунда Фрейда о конверсии эмоционального состояния на соматические функции организма.
Одним из представителей данного направления является Ф. Алексан¬дер (1939 г.), который впервые показал, что симптомы соматических заболе¬ваний могут иметь символическое значение и представляют собой неосоз¬нанное выражение пациентом внутриличностного конфликта.
Согласно теории «десоматизации и ресоматизации» (М. Scyur, 1974), в основе возникновения данного типа заболеваний лежит неразрывность сома¬тических и психологических (в частности, эмоциональных) процессов в пе¬риод раннего детства, которая ослабевает по мере взросления. Нормальное развитие, по мнению Макса Шура, соответствует понятию десоматизации, а патологическое- ресоматизации. Таким образом, предрасположенность к психосоматическим заболеваниям обусловлена недостаточной дифферен¬циацией эмоциональных и соматических процессов у лиц с явлениями ин¬фантилизма.
В соответствии с концепцией «утраты значимого объекта» (Freyberger, 1976). ведущей в развитии психосоматической патологии является субъек¬тивно перерабатываемая утрата значимых объектов, обеспечивающих ком¬фортность самочувствия субъекта. Это ведет к возникновению состояний, которые в отечественной психиатрии рассматриваются как соматизирован- ные депрессии. Существуют теории «двойной причинности» (S. Wolf, 1956; L. Mirsky, 1958). представители которых связывают специфичность эмоцио¬нального конфликта с собственными особенностями организма (предраспо¬ложенность).
Большое значение уделяется фактору алекситимии (P. Sifheos, 1973), что характеризуется ограниченностью представленности в сознании и в речи чувств и эмоций, снижением способности воспринимать собственные пере¬живания. Это способствует тому, что на эмоциональное переживание субъ¬ект реагирует соматическими проявлениями.
К. В. Судаков (1981) рассматривает возможные варианты реализации эмоционального стресса: 1) развитие устойчивости; 2) развитие невроза; 3) развитие соматовегетатнвных расстройств: 4) развитие невроза с сомато- вегетативными расстройствами.
M.Bleuler выделил три группы психосоматических заболеваний:
1) психосоматозы в узком смысле слова - гипертоническая болезнь, яз¬венная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, нейродермит, сахарным диабет, ожирение:
2) психосоматические функциональные расстройства - сердечно-сосу- дистые реакции на психогению, нарушения деятельности кишечника, функ¬циональные сексуальные расстройства и др.;
3) психосоматические расстройства в более широком смысле слова, например наклонность к травмам, связанная с индивидуальными личност¬ными особенностями.
Б. Д. Корвасарский, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис отмечают, что ряд симптомов заболеваний является своеобразной формой выражения нару¬шенных реальных отношений личности, связанных с дисгармоничными от¬ношениями в семье пациента. Э. Г. Эйдемиллер считает, что жесткий кон¬троль со стороны родителей («доминирующая гиперпротекция»), «симбио¬тическая связь» способствуют развитию черт инфантильности, замкнутости, безынициативности, что в свою очередь является основой для формирования данного типа заболеваний.
Д. Н. Исаев подчеркивает большую сложность патогенеза психосома¬тических расстройств:« ...он складывается:
1) из неспецифической наследственности и врожденной отягощенно- сти соматическими нарушениями и деффектами;
2) наследственного предрасположения к психосоматическим расстрой¬ствам;
3) нейродинамических сдвигов (нарушений деятельности ЦНС);
4) личностных особенностей;
5) психического и физического состояния во время действия психо¬травмирующих событий;
6) фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
7) особенностей психотравмирующих событий.
Поэтому в лечении психосоматических расстройств большое значение приобретает совместная деятельность врачей, психотерапевтов, психологов, работников социальной сферы. Важно осуществление преемственности в ве¬дении данной категории больных.
Из методов психотерапии, успешно применяющихся у больных пси¬хосоматическими расстройствами, наиболее эффективными являются телес¬но-ориентированная терапия, гипнотерапия, аутогенная тренировка, ката-тимно-имагинативная терапия, арттерапия, у детей - игровая психотерапия; успешно применяется работа в психотерапевтических группах.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.