logo
билеты по терапии

38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством сво¬их органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия носит название модальности. Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телес¬ных ощущениях (кинестетической). Одна из модальностей у человека обыч¬но доминирует, остальные являются сопутствующими. Поэтому для одного мир - это прежде всего то, что он видит, для другого - то, что он слышит, для третьего - то, что он ощущает. Существует зависимость между домини¬рующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, ко¬торыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи.

Так, человек, у которого доминирует визуальная модальность, будет чаще использовать слова: «видеть», «яркий», «отчетливый», «перспектива», «туманный» и т. д. Это зрительные предикаты. Аудиальные предикаты- слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушительный» и т.д.; кинестетические- «чувствовать», «теплый», «прикасаться», «давя¬щий», «тяжелый», «ароматный» и т. д.

Предикаты формируются у клиента на подсознательном уровне, и те¬рапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым прибегает клиент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.

Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному являются невербальные, внешние проявления мышления, эмоций. Это поза, тембр го¬лоса, мимические реакции, ритм дыхания и т. д. Для аудиапов характерна сдержанная жестикуляция, преимущественно в горизонтальной плоскости, голос обычно ритмичный, четкий, слова хорошо артикулированы, «телефон¬ная» поза, в глаза смотрят редко; для визуапов- порывистые, энергичные жесты, направленные вверх, голос резкий и быстрый, быстро переходят на крик, поза прямая, направление взгляда - поверх голов; для кинестетиков — движения округлые, жесты направлены вниз, голос глуховатый, грудной, мямлящий, направление взгляда — снизу; для людей с преобладанием ауди- ально-дигитальной системы («внутренний диалог») - движения мягкие, гиб¬кие, голос монотонный, затухающий, взгляд - над людьми, зрительный кон¬такт кратковременный.

Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются глаз¬ные паттерны. Это движения глазных яблок (рис. 1), тесно связанные с до¬минирующей модальностью, в которой человек воспринимает и отражает мир.

Для правшей движения глаз вверх и влево отражает визуальную эйде¬тику, вверх и вправо - визуальное конструирование; горизонтально-влево- аудиальное воспоминание, горизонтально-вправо - конструирование ауди- альных образов; вниз-влево - «внутренний диалог» (аудиально-дигитальный или аудиально-дискретный канал), вниз-вправо - кинестетические образы.

Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент вос¬принимает мир, находить «ключи доступа», умение включаться в модаль¬ность клиента и говорить с ним с позиции его модели мира называется в НЛП подстройкой.

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает мир. Прежде чем дать ответ на вопрос, пациент должен «получить доступ» к сво¬ей собственной информации, к своим собственным неосознанным психиче¬ским процессам.

Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию, - доминирующей ре¬презентативной, а система, сверяющая полученный результат, - референтной.

Человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модаль¬ности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стимулах) и поведение (как результат) у всех людей разные.

Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведе¬ния, называется в НЛП стратегией поведения. Обычно при всем многообра¬зии форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Если у человека есть опыт реагирова¬ния в определенной ситуации, он выбирает определенный стереотип поведе¬ния исходя из имеющегося у него опыта. Это помогает избежать риска, но ограничивает творческий подход к решению ситуации, делает поведение ме¬нее гибким.

Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации имеет одну стратегию поведения, социально-зрелый - две-три. Чем больше страте¬гий, тем больше выбор и тем лучше адаптация. Исходя из этого психотера¬певт должен установить, что ограничивает выбор клиента, что можно изме¬нить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.

В НЛП есть понятие «метамодель». Это набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента.

Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каждый имеет свою модель мира («карту мира»). Иногда субъективная модель мира пациента не поддается коррекции (бредовые больные).

Опытный психотерапевт сначала примет модель мира клиента, «под¬строится» к нему. Лишь распознав метамодель пациента, терапевт может за¬няться коррекцией его субъективной модели мира. Наиболее эффективна в таком случае лингвистическая коррекция:

Язык отражает субъективный мир человека. С помощью лингвистиче¬ских средств психотерапевт может менять субъективный мир клиента, а не окружающий его объективный мир. Поэтому основное правило НЛП заклю¬чается в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить всему остальному миру иметь свои.