logo search
Шаповаленко И

Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности) э. Эриксона

Основной предмет исследования

Возрастное развитие личности, стадии жизни, характерные общие проблемы для каждой из стадий

Методы исследования

Метод анализа клинических случаев, кросскультурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, сти­лей материнства, психоисторический метод

Основные понятия

Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуализация

Основные идеи

Стадии развития предопределены генетически, универ­сальны; порядок их развертывания неизменен

Факторы развития

Внутренний (созревание) и внешний (требования и ожидания со стороны общества, социальные задачи)

Ценное

— Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового развития, адаптивные функции Эго

— Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия

— Одна из немногих теорий, охватывающая все жизнен­ное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней

— Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы раз­вития

— Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода

Направления критики

Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «на­дежда» и т.д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции

В книге «Жизненная вовлеченность в старости» (1.986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции1. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыду­щих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохра­нении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной пси­хологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных поня­тий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую из­вестность, дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например, работам Д. Марсиа по изучению предпосылок и по­следствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования, в сфере образования и социаль­ной работы2.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Охарактеризуйте наиболее важные понятия теории Э. Эриксона.

2. Почему концепцию Эриксона называют:

психосоциальной теорией развития личности;

эпигенетической концепцией;

— концепцией жизненного пути личности?

3. Какой кризис главный в подростковом возрасте?

4. Какие условия и факторы препятствуют позитивному выходу из кризиса, а на что можно опереться?

5. Охарактеризуйте проблемы достижения идентичности в современной России.

ЗАДАНИЕ

Как вы понимаете и можете проинтерпретировать такие высказывания Эриксона из его работы «Детство и общество»:

1. «В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавли­вает новую ответственность для всех» (С. 243).

«...Каждое поколение должно развиваться из своего детства и, преодолевая свой особый тип детства, должно развивать новый тип, потенциально многообещающий — и потенциально опасный» (С. 393).

«Делая все это, общество не может позволить себе быть деспотическим или анархическим. Даже «примитивные» общества должны избегать того, что наше аналогическое мышление хотело бы, чтобы они делали. Они действительно не могут позволить себе создавать сообщества безумных чудаков, инфантильных личностей и невротиков. Чтобы создавать людей, способных эффективно действовать в качестве массы, либо в роли энергичных лидеров или полезных девиантов, даже самая «дикая» культура должна стремиться к тому, чтобы у ее большинства или, по крайней мере, у господствующего меньшинства, было «сильное эго», как мы неопределенно называем ядро индивидуума. Так вот, всякая культура должна стремиться к формированию такого ядра — достаточно твердого и в то же время достаточно эластичной чтобы примирять неизбежные в любой человеческой организации противоречия, интегрировать индивидуальные различия...» (С. 173).

Дополнительная литератур:

Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона / Принцип развития в психологии. М., 1978.

Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Гл. 1. С. 6-65.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.