38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством сво¬их органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия носит название модальности. Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телес¬ных ощущениях (кинестетической). Одна из модальностей у человека обыч¬но доминирует, остальные являются сопутствующими. Поэтому для одного мир - это прежде всего то, что он видит, для другого - то, что он слышит, для третьего - то, что он ощущает. Существует зависимость между домини¬рующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, ко¬торыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи.
Так, человек, у которого доминирует визуальная модальность, будет чаще использовать слова: «видеть», «яркий», «отчетливый», «перспектива», «туманный» и т. д. Это зрительные предикаты. Аудиальные предикаты- слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушительный» и т.д.; кинестетические- «чувствовать», «теплый», «прикасаться», «давя¬щий», «тяжелый», «ароматный» и т. д.
Предикаты формируются у клиента на подсознательном уровне, и те¬рапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым прибегает клиент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.
Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному являются невербальные, внешние проявления мышления, эмоций. Это поза, тембр го¬лоса, мимические реакции, ритм дыхания и т. д. Для аудиапов характерна сдержанная жестикуляция, преимущественно в горизонтальной плоскости, голос обычно ритмичный, четкий, слова хорошо артикулированы, «телефон¬ная» поза, в глаза смотрят редко; для визуапов- порывистые, энергичные жесты, направленные вверх, голос резкий и быстрый, быстро переходят на крик, поза прямая, направление взгляда - поверх голов; для кинестетиков — движения округлые, жесты направлены вниз, голос глуховатый, грудной, мямлящий, направление взгляда — снизу; для людей с преобладанием ауди- ально-дигитальной системы («внутренний диалог») - движения мягкие, гиб¬кие, голос монотонный, затухающий, взгляд - над людьми, зрительный кон¬такт кратковременный.
Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются глаз¬ные паттерны. Это движения глазных яблок (рис. 1), тесно связанные с до¬минирующей модальностью, в которой человек воспринимает и отражает мир.
Для правшей движения глаз вверх и влево отражает визуальную эйде¬тику, вверх и вправо - визуальное конструирование; горизонтально-влево- аудиальное воспоминание, горизонтально-вправо - конструирование ауди- альных образов; вниз-влево - «внутренний диалог» (аудиально-дигитальный или аудиально-дискретный канал), вниз-вправо - кинестетические образы.
Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент вос¬принимает мир, находить «ключи доступа», умение включаться в модаль¬ность клиента и говорить с ним с позиции его модели мира называется в НЛП подстройкой.
Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает мир. Прежде чем дать ответ на вопрос, пациент должен «получить доступ» к сво¬ей собственной информации, к своим собственным неосознанным психиче¬ским процессам.
Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию, - доминирующей ре¬презентативной, а система, сверяющая полученный результат, - референтной.
Человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модаль¬ности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стимулах) и поведение (как результат) у всех людей разные.
Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведе¬ния, называется в НЛП стратегией поведения. Обычно при всем многообра¬зии форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Если у человека есть опыт реагирова¬ния в определенной ситуации, он выбирает определенный стереотип поведе¬ния исходя из имеющегося у него опыта. Это помогает избежать риска, но ограничивает творческий подход к решению ситуации, делает поведение ме¬нее гибким.
Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации имеет одну стратегию поведения, социально-зрелый - две-три. Чем больше страте¬гий, тем больше выбор и тем лучше адаптация. Исходя из этого психотера¬певт должен установить, что ограничивает выбор клиента, что можно изме¬нить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.
В НЛП есть понятие «метамодель». Это набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента.
Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каждый имеет свою модель мира («карту мира»). Иногда субъективная модель мира пациента не поддается коррекции (бредовые больные).
Опытный психотерапевт сначала примет модель мира клиента, «под¬строится» к нему. Лишь распознав метамодель пациента, терапевт может за¬няться коррекцией его субъективной модели мира. Наиболее эффективна в таком случае лингвистическая коррекция:
Язык отражает субъективный мир человека. С помощью лингвистиче¬ских средств психотерапевт может менять субъективный мир клиента, а не окружающий его объективный мир. Поэтому основное правило НЛП заклю¬чается в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить всему остальному миру иметь свои.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.