36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
Идеи пересоздания жизненных смыслов, но уже в контексте некоторых религиозных положений, были развиты в логотерапии (от древнегр. Logos - смысл) одного из наиболее ярких представителей так называемой Третьей венской школы психотерапии Виктора Франкла.
Виктор Эмиль Франкл родился в 1905 г. в Вене. До 1927 г. он являлся активным членом Общества индивидуальной психологии. В 1930 г. В. Франкл получил степень доктора медицины. С 1942 по 1945 г. он нахо¬дился в заключении в фашистских концлагерях. В 1946 г. В. Франкл опубли¬ковал книгу «Психолог в концлагере», в которой описал свой опыт пребыва¬ния в «лагерях смерти». В 1946 г. он становится директором женской невро¬логической больницы, а с 1947 г. начинает преподавать в Венском универси¬тете. В 1949 г. В. Франкл получил степень доктора философии и возглавил Австрийское общество врачей-психотерапевтов. В 1955 г. он стал профессо¬ром неврологии и психиатрии.
С середины 1950-х гг. В. Франкл вел активную просветительскую и общественную деятельность по всему миру.
Согласно представлениям логотерапии, стремление к поиску смысла и реализации смысла своей жизни— врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям. Человеку требуется не состояние равновесия, гомео¬стаз, а борьба за какую-то цель, достойную его. Человеческое стремление к реализации смысла может быть фрустрировано. «Экзистенциальная фруст¬рация» может привести к неврозу, коренящемуся в духовной сфере жизни человека. В.Франкл считал, что потеря смысла существования вызвала в за¬падном обществе новый тип невроза - «ноогенный невроз». Эти ноогенные неврозы возникают не вследствие конфликта между влечениями и сознани¬ем, а из-за противоречий между различными ценностями, на основе нравст-
венных конфликтов. Фрустрированная потребность в смысле жизни может компенсироваться в стремлении к власти или к удовольствию.
При этом чем более экономически развитым является государство, тем больше оно страдает от проблем такого рода и тем сильнее распространена в нем точка зрения на духовные поиски личности как на проявление психопа¬тологической симптоматики. В. Франкл замечает, что «поиск человеческого смысла не является патологическим, напротив, это вернейший признак под¬линности человеческого бытия. Даже если этот поиск привел к фрустрации, его нельзя рассматривать в качестве симптома болезни. Это духовный дист¬ресс, а не психическое заболевание.
Метод психотерапии и экзистенциального анализа, созданный В. Франклом, представляет из себя сложную систему философских, психо-логических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, ме¬ханизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.
Данная концепция относится к Третьей венской школе психотерапии. Основная идея - вопросы поиска смысла человеческого существования.
В. Франкл противопоставляет стремление к смыслу жизни принципу удовольствия, на котором сконцентрирован психоанализ.
В. Франкл различал две стадии бессмысленности: экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум, или экзи¬стенциальная фрустрация, - феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма. Экзистенциальный, или ноогенный, невроз развивается при присоединении к экзистенциальной фрустрации невротической симптоматики. Он может принимать любую кли¬ническую форму, но его главная характеристика- блокированная воля к смыслу. Наиболее типичные варианты реагирования на возникающий экзи¬стенциальный вакуум - конформизм и подчинение тоталитарности.
Один из представителей логотерапии, Сальвадор Мадди, описал три клинические формы экзистенциальной патологии.
1. Крусадерство («идеологический авантюризм») - выискивание для себя наиболее престижных и выигрышных дел и погружение в них с головой.
2. Нигилизм — активная тотальная склонность дискредитировать дея¬тельность, имеющую смысл для других.
3. Вегетативность — крайнее состояние бессмысленности, имеющее широкие когнитивные, аффективные и поведенческие проявления. Когни¬тивный компонент состоит в хронической неспособности поверить в полез¬ность какого-либо жизненного усилия. Аффективный настрой выражается в умиротворении и скуке, перемежающихся эпизодическими депрессиями. Поведенческая активность колеблется между средним и низким уровнем, но для нее характерно отсутствие избирательности поведения: человеку все равно, чем он занят.
Согласно В. Франклу, непонимание и недооценка значения смысла в жизни человека ведут к тому, что клиентам со стороны психотерапевтов на¬вязываются упрощенные и конформистские «схемы» мира, маскируемые под ту или иную метафору психотерапии. Кроме того, применение критериев «норма - патология» к духовным творениям, а не к личностям их создателей, приводит к вульгаризации, упрощению и релятивности любых социальных, моральных и нравственных ценностей.
Соглашаясь с христианской традицией, В. Франкл утверждает, что су¬ществует идеальное царство истин и ценностей, которое не зависит от субъ¬екта. На них направлено «духовное зрение» человека, которое не детерми¬нируется ни биологическими, ни социальными, ни психологическими зако¬номерностями.
Такой «сверхсмысл» вообще превосходит познавательные способности человека. Тремя основополагающими принципами логотерапии являются свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.
Свобода воли, считает В. Франкл, принадлежит к непосредственным данным человеческого опыта. Ее можно феноменологически описать, но не¬возможно свести к причинным связям. Благодаря ей человек свободен ме¬
нять позицию по отношению к условиям своего существования, он всегда сохраняет свободу выбирать свою установку в отношении к жизни, он выхо¬дит в «ноологическое» или «ноэтическое» измерение, образуя вместе с со¬матическим и психологическим измерением «антропологическое целое».
Воля к смыслу противопоставляется В. Франклом «принципу удо¬вольствия» психоанализа и «воле к власти» индивидуальной психологии. Он считает, что человеческие мотивы и цели всегда осознанны, поэтому «в ко¬нечном счете оказывается, что воля к удовольствию и воля к власти являют¬ся производными первоначальной воли к исполнению смысла. При этом он проводит различие между влечениями, подталкивающими человека изнутри, и смыслом, действующим на человека извне и создающим стремление. Стремление предполагает свободу - свободу принимать или отвергать цель, которая притягивает. Стремление также телеологично, т. е. ориентировано на будущее.
Только при наличии воли к смыслу человек способен оказаться лицом к лицу со смыслом. Тогда он становится свободным и ответственным за свои деяния.
Смысл жизни, согласно В. Франклу, «это то, что содержится в ситуа¬ции, подразумевающее вопрос и требующее ответа... У каждой проблемы есть только одно решение, и оно правильное; у каждого решения - только один смысл, и он подлинный» (И. Ялом, 1999). Таким образом, осмысленной является абсолютно любая жизнь, в том числе полная лишений и страданий.
Все уникальные смыслы делятся на три основные категории: 1) со¬стоящие в том, что именно личность дает миру как творение; 2) состоящие в том, что личность берет у мира в форме опыта; 3) состоящие в позиции лич¬ности по отношению к страданию и судьбе, которую она не может изменить.
Во всех своих работах В. Франкл отмечает, что смысл - это скорее то, что надо найти. Человек не может его изобрести, он должен его открыть.
В. Франкл утверждал, что истинная осмысленность существования возможна лишь у религиозного человека.
Психотерапию В. Франкл называл «медицинским священничеством». Поэтому В.Франкл и его последователи в основном работали с вполне здо¬ровыми с медицинской точки зрения людьми, ведя их к «религиозному воз¬рождению», предпочитая лечить психические заболевания традиционными медицинскими средствами.
Логотерапия заключается в попытках помочь клиенту обнаружить смысл. Одно из наиболее характерных отличий логотерапии от всех осталь¬ных экзистенциальных подходов состоит в том, что она «трагически опти¬мистична».
Логотерапия ставит перед собой цель расширить возможности клиен¬тов видеть весь спектр возможных смыслов, которые содержит в себе любая ситуация. Жизнь человека, согласно данному учению, никогда не может быть бессмысленной. С осознанием смысла, с принятием решения относи¬тельно его реализации, с выбором путей реализации неразрывно сопряжена ответственность человека за свою судьбу.
В. Франкл отмечает, что у каждого человека - свой уникальный смысл жизни.
В то же время он дает характеристику основных позитивных смыслов (ценностей), характерных для человеческого существования в целом. Ценно¬сти - смысловые универсалии, которые обобщают типичные ситуации в ис¬тории общества.
В. Франкл отмечал три категории универсальных ценностей:
• Ценности творчества занимают приоритетное место и реализуются в труде и творческой деятельности.
• Ценности переживаний (любовь, привязанность, ненависть и т. д.).
• Ценности отношений - в любой ситуации человек способен занять
осмысленную позицию в отношении к происходящему и придать сво¬ему страданию глубокий жизненный смысл, однако обращение к ним оправ¬дано, когда все другие возможности влиять на свою судьбу исчерпаны. Та-
ким ообразом, ценности отношений — нахождение смысла в ситуациях, счи¬тающихся безысходными.
В ходе психотерапевтической работы В. Франки делал акцент на сле¬дующих моментах:
• осознание конечности существования;
• осознание смыслов;
• принятие смыслов своего существования (при помощи техники «смыслодрама»);
• осознание ответственности;
• работа с ценностями («шкала ценностей», «повторное проживание жизни»).
Основные техники, которые использовались при психотерапевтической работе:
1. «Сократовский диалог» — постановка вопросов и ведение беседы та¬ким образом, чтобы клиент неминуемо приходил к определенному позитив¬ному выводу относительно смысла своего существования.
2. «Дерефлексия» - смещение фокуса внимания клиента с осмысления собственных переживаний и затруднений на переживания и состояние дру¬гого человека; при этом несколько меняется смысл проживаемой ситуации.
3. «Парадоксальная интенция» - клиент должен «захотеть», чтобы осуществилось то, чего он боится, при этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано в шутливой форме.
Сферы приложения логотерапии
Специфическая - для лечения ноогенных неврозов, связанных с утра¬той смысла жизни. В этом случае эффективно применение техники «сокра¬товского диалога», который призван подтолкнуть клиента к осознанию смысла своего существования. Большое значение играет личность самого те¬рапевта (важно, чтобы он не навязывал «смыслы»).
Неспецифическая - для терапии различных заболеваний (неврозы, ал¬коголизм, ситуативные депрессивные реакции, ПТСР и др.).
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.