logo search
Шаповаленко И

Глава VII

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

КАК ПРОБЛЕМА НАУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ:

БИХЕВИОРИЗМ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

Разочарование в интроспективной теории сознания, успехи эволюционной биологии, попытки использовать объективный метод по изучении поведения животных и человека привели к созданию на рубеже XIX — XXвв. так называемой поведенческой п с и х о-логии, бихевиоризма — науки о поведении человека, которое (в противовес сознанию) единственно доступно объективному наблюдению и исследованию. Философскую основу этого подхода составила концепция английского философа Дж. Локка. Локк сформулировал представления о сознании ребенка при рождении как tabula rasa (чистой доске) и о значимости прижизненного опыта. Обучение признавалось основным способом индивидуального развития, источником всех знаний. Локк выдвинул ряд идей об организации обучения детей на принципах ассоциаций, повторения одобрения и наказания.

Раскрытие конкретных механизмов обучения, анализ различных типов обучения составляют важнейшую задачу ряда психологических теорий, созданных последователями Локка, в первую оче­редь бихевиоризма и теорий социального научения1.

Простейший тип научения, при котором на основе непроизволь­ных безусловных рефлексов врожденного характера складывается реактивное поведение, названо классическим обусловливанием.

Первым установил такой способ научения русский физиолог И.П. Павлов при исследовании физиологии пищеварения в усло­виях лабораторного эксперимента. Были созданы специальные условия кормления собаки. В экспериментальных целях звук ко­локольчика многократно предшествовал появлению пищи. Пища является безусловным стимулом; попадая в рот голодной соба­ки, она автоматически вызывает слюноотделение — безусловную реакцию или безусловный рефлекс. В результате систематическо­го сочетания (звук колокольчика и получение пищи) ранее ней­тральный стимул приобретает условный характер. Теперь звуко­вой сигнал уже как условный стимул начинает вызывать слюноотделение — условную реакцию на звук колокольчика. Ус­ловный рефлекс как новая форма реагирования на воздейст­вие среды сформировался.

И.П. Павлов экспериментально установил несколько принципов классического обусловливания: угасание реакции, генерализация стимула, дифференциация стимулов, обусловливание высших (вто­рого, третьего) порядков. Например, опытным путем доказано, что возможно угасание условного рефлекса, если в течение продолжи­тельного времени звук колокольчика не подкрепляется появлением пищи. Однако после перерыва в опытах новое предъявление стиму­ла вновь вызовет слюноотделение в ответ на звук, т.е. произойдет самопроизвольное восстановление условного рефлекса. Можно добиться выработки условного рефлекса на звук конкретного коло­кольчика особого тона {дифференциация стимула), а можно вы­работать реакцию на подобный звук любого колокольчика (геперализация).