logo search
Характеристика преддошкольного периода

Социальное развитие в ранний подростковый период

Общение подростка на ранней стадии полового созревания происходит, в основном, дома с членами семьи, в школе и в группе сверстников. Для успешного развития подростка его окружение должно находиться в полном взаимодействии. Следует учитывать, что в этот период начинает формироваться независимость подрост­ка от семьи и существовавшие ранее семейные взаимоотношения могут значительно нарушиться. Начало полового созревания неред­ко вызывает у подростков стремление к уединению, что приводит часто к увеличению дистанции с любящим его родителем противо­положного пола. Родители, которые не учитывают возникшую по­требность подростка в самостоятельности и пытаются установить ограничения в его действиях, обусловливают конфликты и возник­новение стрессовых ситуаций в семье. В результате этого подрост­ки стремятся как можно больше времени находиться вне дома, предпочитая общение в группе сверстников своего пола.

Таким образом, на ранней стадии полового развития для под­ростка типична дружба с лицами своего пола, которая основывает­ся в большей степени на поверхностных взаимоотношениях. Друж­ба в этом периоде, как правило, лишена глубины и взаимности.

Соответствие уровня полового развития подростка и уровня развития его сверстников относится к важным регулирующим фак­торам в системе их взаимоотношений. При этом известно, что мальчики при позднем половом созревании отличаются более низ­кими показателями успеваемости в школе, чем раньше созревшие их сверстники. А рано созревшие девочки в средних классах шко­лы отличаются более низким уровнем культуры и успеваемости, чем их сверстницы, созревшие позднее.

Подростки в этом периоде более зависимы от взаимоотноше­ний со сверстниками, страдают от разлуки с ними, жизненное само­утверждение проявляется бравадой, претензиями на взрослость, пренебрежительным отношением к определенным жизненным си­туациям и болезням.