§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации.
Мид выделила три типа культур в истории человечества — постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), кофигура-тивные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, современников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей)1. Ее взгляды оказали большое влияние на концепции психологии личности и возрастной психологии; она наглядно показала роль социального окружения, культуры в формировании психики ребенка.
Таким образом, мы проследили постановку проблемы детерминации психического развития в теоретических положениях и эмпирических исследованиях ряда крупнейших психологов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Обозначьте основные тенденции в развитии возрастной психологии в период первой трети XX в.
2. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?
3. Как решался вопрос о детерминации психического развития детей в подходах М. Монтессори и А. Гезелла? Какие педагогические выводы логически следуют из их взглядов?
4. Какова основная идея теории К. Бюлера?
5. В чем ограниченность метода зоопсихологического эксперимента в детской психологии? Что можно и что нельзя установить с его помощью?
ЗАДАНИЕ
Прочитайте отрывок из воспоминаний участника опытов А. Гезелла. Найдите упоминания о схеме организации исследования и методах изучения детского развития, использованных Гезелдом:
«Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые мы с ним встретились в Нью-Хайвене, когда я был еще ребенком: меня, 10-месячного малыша, мама принесла тогда на очередной осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл всегда охотно разговаривал с мамой обо мне, много расспрашивал и одновременно записывал в свою тетрадку все, что она рассказывала ему. Отец обычно не ходил с нами на эти осмотры.
Как только мы появлялись в лаборатории, меня помещали под какой-то стеклянный купол и вокруг начиналась невообразимая суматоха. Мне не было видно, что все эти люди в белых халатах делали там, снаружи, зато они наблюдали все, что происходило под куполом, но об этом я тогда не догадывался. Мне разрешали играть в самые разные красивые игрушки, а когда я научился говорить, стали задавать мне массу вопросов.
Я был одним из сотен малышей, которых изучали в Йельской детской поликлинике, организованной доктором Гезеллом в 1911 году. Мне повезло, когда я вырос, то оказался участником наиболее масштабных за всю историю науки исследований и экспериментов по проблемам развития детей, начиная с рождения.
Теперь мне ясно, что те долгие беседы доктора Гезелла с мамой были построены по типу интервью: он задавал вопросы — сначала просто о моем самочувствии, а потом, когда я пошел в школу, о моем поведении и успехах, а мама подробно отвечала на них.
Все мои игры записывались на кинопленку (кинокамера была прикреплена к металлическим частям стеклянного купола. Эти игры и вопросы представляли собой серии тестов, предназначенных для выяснения всех изменений, которые происходили со мной от посещения к посещению знаменитой поликлиники доктора Гезелла» (Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. С. 36-37).
Дополнительная литература:
Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. С. 34—49.
Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-бада и О.Е. Кошелевой. М., 1998.
Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988.
Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М., 1989.
Leach P. Children first: What our society must do — and is not doing — for our children today.. N. Y., 1994.
- Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические
- Раздел первый
- Возрастная психология как наука
- § 2. Проблема детерминации психического развития
- § 3. Основные понятия возрастной психологии
- Глава II организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
- § 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
- § 2. Метод наблюдения
- § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
- § 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование
- § 5. Вспомогательные методы исследования
- Стратегии, методы и схема организации исследования психологии развития и возрастной психологии
- § 6. Схема организации эмпирического исследования
- Раздел второй
- § 2. Начало систематического изучения детского развития
- Теория рекапитуляции с. Холла
- § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в.
- Глава IV теории детского развития первой трети xXв.: постановка проблемы факторов психического развития
- § 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
- § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
- Теория созревания а. Гезелла
- Теория трех ступененей к. Бюлера
- § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
- Теория конвергенции двух факторов в. Штерна
- § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
- Раздел третий
- Психоанализ 3. Фрейда
- § 2. Психоанализ детства
- § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей
- Глава VI психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности э. Эриксона
- § 1. Эго-психология э. Эриксона
- § 2. Методы исследования в работах э. Эриксона
- § 3. Основные понятия теории Эриксона
- § 4. Психосоциальные стадии развития личности
- Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности) э. Эриксона
- Глава VII
- § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
- Бихевиоризм Дж. Уотсона
- § 3. Оперантное научение
- § 4. Радикальный бихевиоризм б. Скиннера
- Теория оперантного обусловливания б.Ф. Скиннера
- Глава VIII психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
- § 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
- § 2. Эволюция теории социального научения
- § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
- Теория социального научения (социально-когнитивная теория) а. Бандуры
- § 4. Диадический принцип изучения детского развития
- § 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
- § 6. Социокультурный подход
- Глава IX психическое развитие как развитие интеллекта: концепция ж. Пиаже
- § 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка ж. Пиаже
- § 2. Ранний этап научного творчества
- § 3, Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития.
- Тест на сохранение объема жидкости
- Тест на включение во множество
- Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- § 4. Критика основных положений теории ж. Пиаже
- Раздел четвертый
- § 2. Проблема специфики психического развития человека
- § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
- § 4. Проблема «обучение и развитие»
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского
- § 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
- Две парадигмы в исследовании психического развития
- Глава XI
- § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах а.С. Выготского
- § 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития д.Б. Элъконина
- § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
- Раздел пятый онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени
- Глава XII младенчество
- § 1. Новорожденностъ (0—2 месяца) как кризисный период
- § 2. Младенчество как период стабильного развития
- § 3. Развитие общения и речи
- Развитие общения и речи на первом году жизни
- § 4. Развитие восприятия и интеллекта
- Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
- § 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами
- Развитие двигательной сферы на первом году жизни
- § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
- § 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
- Глава XIII раннее детство.
- § 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
- § 2. Развитие предметной деятельности
- § 3. Зарождение новых видов деятельности
- §4. Познавательное развитие ребенка
- § 5. Развитие речи
- § 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
- § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
- Глава XIV дошкольное детство
- § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
- §2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- § 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
- § 4. Познавательное развитие
- § 5. Общение со взрослыми и сверстниками
- §6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
- § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
- Глава XV младший школьный возраст
- § 1. Социальная ситуация развития психологическая готовность к школьному бучению
- § 2. Адаптация к школе
- § 3. Ведущая деятельность младшего школьника
- § 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
- § 5. Кризис отрочества (предподростковый)
- Глава XVI подростковый возраст (отрочество)
- § 1. Социальная ситуация развития
- § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- § 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
- § 4. Особенности общения со взрослыми
- § 5. Психологические новообразования подросткового возраста
- § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
- Глава XVII юность
- § 1. Юность как психологический возраст
- § 2. Социальная ситуация развития
- § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
- § 4. Интеллектуальное развитие в юности
- § 5. Развитие личности
- § 6. Общение в юности
- Глава XVIII взрослость: молодость и зрелость
- § 1. Взрослость как психологический период
- § 2. Проблема периодизации взрослости
- § 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
- § 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
- § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
- Глава XIX взрослость: старение и старость
- § 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
- § 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
- § 3. Теории старения и старости
- § 4. Проблема возрастных границ старости
- § 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
- § 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
- § 7. Личностные особенности в старости
- § .8. Познавательная сфера в период старения
- Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте
- Возрастная периодизация психического развития человека