logo search
Шаповаленко И

§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека

Задача изучения своеобразия культурно-исторического развития психики, высших психических функций и высших форм поведения человека требует соответствующего метода исследования.

Разработка нового метода исследования осуществлялась Вы­готским путем противопоставления сложившемуся общему методу экспериментирования, основанному на теоретических позициях классического бихевиоризма и выраженному в теоретической и экспериментальной схеме стимул—реакция. Выготский разработал новый, экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Идея метода формирующего экспеpимента состоит в воссоздании генезиса определенных форм по-ведения, причем важно не просто констатировать этапы смены од-них форм другими, но изучить самый процесс перехода к этим новым формам. Экспериментально-генетический метод Выготско-го реализует принцип историзма в психологии. Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию психических явлений: «Изучать исторически что-либо — значит изучать в движении. Это и есть основное требование диалектического метода»1.

В своем экспериментальном исследовании развития речевых понятий Выготский ставит задачу не установить эмпирические стадии истории слова как основной единицы языка, а выяснить функциональную роль тех систем связей, которые стоят за словом. Опыты Выгот-ского доказали, что значения слов развиваются, и позволили проследить сам процесс формирования житейских и научных понятий2.

Усовершенствованный формирующий эксперимент получил название генетико-моделирующего метода исследования.