logo search
Шаповаленко И

§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития

Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рас­сматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Да­выдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — кон­цепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина1. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность», одно-временно схватывающее две стороны развития — его объект и ис-точник.

В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет co-бой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:

I. Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.

II. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

III. Персонализация (5,5— 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.

IV. Индивидуализация (17—42 года). Партнером чело-века становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общест-венных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.

V. Универсализация (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство бще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как со-участник в построении и собеседник в осмыслении универ­сального со-бытия.

Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической цен­ности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: «Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут уви­деть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном про­странстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точ­ки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов»2.

В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспе­риментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к пере­ходу на новый этап возрастного развития3. В работах К.Н. Поли­вановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и иде­альной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаи­модействия4. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов.

Обращается внимание на то, что в поле зрения психологов должны попасть не только новообразования возраста, но и «исчез­новения» (признаки нормальной возрастной инволюции); возрас­тная динамика должна рассматриваться не только с точки зрения взрослого (с позиции достигнутого ребенком соответствия культур­ной норме возраста и психофизиологической норме созревания), но и с учетом детских критериев «самочувствования»5.

Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информаци­онную эпоху. Конец XX — начало XXI в. характеризуется размыва­нием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития1

Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодиза-ционному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий2

Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Раскройте идею Л.С. Выготского об «исторически детском».

2. Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина об историческом происхожде-нии и природе детства.

3. Какие исторические тенденции в развитии феномена детства вы можете обозначить?

4. Какие общественные и культурные изменения могут оказывать влияние на дифференциацию жизненного цикла человека?

5. Определите понятие «психологический возраст».

6. Какие принципы, по мнению Выготского, должны лежать в основе подлинно научной периодизации психического развития?

7. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст?

8. В чем существо гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б. Элькониным?

9. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни человека.

Дополнительная литература:

Абульханова-Славская К.А., Березина Т.А. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. М., 1981.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в он­тогенезе // Вестник Университета РАО. 2000. № 1.

Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. М., 1976.

Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология развития человека: Развитие субъектив­ной реальности в, онтогенезе. М., 2000. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.

Life-span developmental psychology research and theory. Ed. by Goublet L.R., Bakes

P.B. N.Y., 1970. Santrock J.W. Life-span development. Madison (Wis.); Dubuque (Iowa): Brown &

Benchmark, 1995.