Суицидальное поведение
В большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло.
По сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, рост самоубийств после 13 лет кажется огромным. Так во Франции в группе 15-19-летних подростков самоубийство является четвертой, а в США - третьей по статистической значимости причиной смерти. У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи).
Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек, хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще. Многие из них имеют демонстративный характер, однако 10% мальчиков и 3% девочек в возрасте от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в ближайшие два года все-таки покончили с собой (Г. Отто). Существует психологический тип личности, имеющий устойчивую установку, согласно которой выход из стрессовых ситуаций, по их представлению, один - это самоубийство. Особенно это характерно для юношеского возраста. Повод, из-за которого подросток уходит из жизни, может быть совершенно незначительным. Родителей могут очень удивить намерения ребенка или подростка (чье представление о смерти не соответствует действительности) покончить жизнь самоубийством. Многие дети, совершавшие такие попытки (сохранившие жизнь и рассказавшие о своих переживаниях), относятся к смерти как к средству удовлетворения каких-то своих нужд или испытания любви своих близких. Намерение покончить с жизнью долго вынашивается и обдумывается. Подросток пишет записку, что он не состоялся в этой жизни. Тон письма, как правило, самоуничижительный и самообвиняющий. Причиной такого поведения обычно служит длительная и тяжелая психическая травма.
Рекомендации родителям по профилактике суицида:
Угрозы или попытки подростка к осуществлению суицида должны восприниматься родителями совершенно серьезно. Насмешки, унижающие замечания, общие «семейные» обсуждения этого вопроса неприемлемы.
Целесообразна своевременная консультация психолога или детского психиатра.
Родителям вместе со специалистами нужно выработать для себя «золотую середину» поведения по отношению к подростку (возможен откровенный шантаж с его стороны), но нельзя и игнорировать его угрозы.
Родители должны тщательно проанализировать психологическую атмосферу в семье в целом и возможные причины такого поведения подростка.
Необходимо создать такую атмосферу, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство - это не желание свести счеты с жизнью, а крик о помощи (Г. Отто). Подобные прецеденты требуют серьезного отношения, чуткости и внимания со стороны родителей, учителей и психологов-консультантов.
Приложение 1
Определение группы здоровья и критерии оценки отклонений в состоянии здоровья детей
Наименование отклонения | Группа здоровья | Критерии оценки | |
Сердечно-сосудистая система: | |||
Функциональный шум в сердце | II |
| |
Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца, висячее сердце | II |
| |
Тахикардия, брадикар- дия, синусовая аритмия, экстрасистолия | II | При отсутствии заболеваний сердца | |
Понижение артериального давления | II | При снижении систолического давления у детей 8-12 лет до 80-85 мм рт. ст.; 13-16 лет до 90-95 мм рт. ст. | |
Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу | III | Снижение систолического давления у детей 8-12 лет ниже 80-85 мм рт. ст. и 13-16 лет ниже 90- 95 мм рт. ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др. | |
Вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу | III | Транзиторные подъемы артериального давления более 140 мм рт. ст. при наличии потливости, тахикардии, субфебрилитета, изменений на ЭКГ и др. | |
Гипертоническая болезнь | III | Продолжительные подъемы систолического давления до 150-160 мм рт.ст, уровень лабильный. Дистолическое артериальное давление повышается до 85-90 мм рт. ст. | |
Миокардиты | III | Неполная клиническая ремиссия | |
Врожденные пороки сердца | III | Нарушения кровообращения любой степени | |
Органы дыхания: | |||
Хроническая пневмония | III | Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем | |
Хронический бронхит | III | Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем | |
Бронхиальная астма | III | Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем | |
Пищеварительная система: | |||
Кариес зубов | II | Кариес средней активности | |
III | Кариес высокой активности | ||
Аномалии прикуса | II | Начальные формы аномалии прикуса | |
III | Значительно выраженные аномалии прикуса | ||
Дискинезия желчевыводящих путей. Хронический холецистит. Хронический гастродуоденит. Хронический колит, энтероколит | II | В стадии стойкой ремиссии (3 года) | |
III | В стадии неполной ремиссии | ||
Гельминтоз | II | Без признаков интоксикации | |
III | При наличии признаков интоксикации | ||
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки | II | В стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии более 5-ти лет | |
III |
| ||
Мочеполовая система: | |||
Доброкачественная про- теинурия при отсутствии заболеваний почек | II |
| |
Пиелонефрит хронический | III | При неполной ремиссии функции почек | |
Крипторхизм | III |
| |
Нарушение менструального цикла в период становления менструальной функции | II |
| |
Дисменорея | III |
|
Эндокринная система и обмен веществ: | ||
Гипертрофия вилочковой железы | II |
|
Увеличение щитовидной железы I—II степени | II | Увеличение щитовидной железы I ст. (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо - боковые доли) |
| III | Железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли - увеличение II ст. |
Зоб | III | Увеличение щитовидной железы III степени и более |
Диффузный токсический зоб | III |
|
Избыточная масса тела (за счет жироотложения) | II | Превышение массы тела на 14-19% в связи с избыточным жироотложением |
Ожирение (экзогенноконституциональное) | III | Ожирение I ст. (превышение массы тела на 20- 29%) и II ст. (превышение массы тела на 30- 40%), ожирение III ст. (превышение массы тела на 50% и более) за счет жироотложения |
Заболевания кожи: |
| - |
Аллергические реакции | II | Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др. |
Экссудативно-катаральный диатез без выявления экземы | II |
|
Экзема, дерматит, нейродермит
| III |
|
Системы крови: | ||
Преданемическое состояние (анемизация) | II | Содержание гемоглобина 11,5-11,1 г/% или 115- 111 г/л |
Анемия | III |
|
Нервно-пснхическое развитие: | ||
Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость | III |
|
Патологическое развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности | III |
|
Последствия органического заболевания центральной или периферической нервной системы | III | Двигательные, чувствительные и координационные нарушения |
Гипертензионно-гидро- цефальный синдром | III |
|
Эпилепсия, эпилепти- формный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга | III |
|
Задержки психического развития и умственная отсталость | III |
|
Орган зрения: | ||
Миопия слабой степени, астигматизм. Гипер- метропия средней степени, астигматизм | II | Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 D или ги- перметропическая рефракция от 3,25 до 6,0 D в меридиане наивысшей аметропии на лучшем глазу при остроте зрения с коррекцией не менее 1,0 на каждый глаз |
Миопия средней и высокой степени, астигматизм | III |
|
Г иперметропия высокой степени, астигматизм | III | Гиперметропическая рефракция от 6,25 D и выше в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу |
Аккомодационное косоглазие | II | Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения |
Неаккомодационное косоглазие | III | С учетом степени аномалии рефракции |
Ухо, горло, нос: | ||
Аденоидные вегетации | II | Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию |
III | Аденоиды II ст. (хоаны прикрыты наполовину); аденоиды III ст. (хоаны прикрыты полностью) | |
Аденоидит хронический | III | Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания. |
Гипертрофия небных миндалин II и III степени | II | При гипертрофии II ст. (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) |
III | При гипертрофии III ст. (миндалины соприкасаются между собой) | |
Искривление носовой перегородки | II | При отсутствии нарушения носового дыхания |
III | При нарушении носового дыхания | |
Ларингит хронический | III |
|
Отит хронический | III | Наружный и средний отит, гнойный эпимезо- тимпанит |
Ринит хронический | III | Неполная ремиссия |
Синусит хронический | III | Неполная ремиссия |
Тонзиллит хронический | III | Декомпенсированная или токсикоаллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфебрилитетом, тонзиллокардиаль- ным синдромом) |
Фарингит хронический | III | Неполная ремиссия |
Тугоухость | II | Односторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) |
III | Односторонняя II степени (восприятие шепотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), двусторонняя II степени; двусторонняя III степени | |
Кохлеарный неврит | III | Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. «Тугоухость») |
Физическое развитие: | ||
Общая задержка физического развития | II | Длина тела меньше, чем М-2Е, отставание в уровне развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации скелетных костей, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутствии эндокринной патологии; |
Значительный дефицит массы тела | III | Масса тела меньше, чем М-2ЕК по региональным стандартам |
Опорно-двигательный аппарат: | ||
Нарушение осанки | II | Асимметрия плеч, боковые искривления позвоночника, сутуловатая, лордотическая, кифотиче- ская выпрямленная осанка |
Сколиоз II—IV степени | III | Сколиоз II ст. (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника до 10° -1 ст.; до 30° - II ст.). Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV ст. (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 до 50° - III ст., более 50° - IV ст.) |
Уплощение стопы | II | Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне определяется компенсаторный мышечный валик, линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой |
Плоскостопие | III | Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы |
Приложение 2
Скрининг-программа доврачебного обследования детей дошкольного и школьного возраста
Возраст, лет | Тест-опрос | Рост, вес | Арт. давление | ЭКГ | Определение состояния органа зрения | Шепотная речь | Плантограф | Анализ крови | Анализ мочи | Кал на я/глист, соскоб на энтеробиоз | |||
Острота зрения | Предмиопия | Цветоощущение | Клинический | Общий | |||||||||
3 | + | + | — | — | + | — | — | + | — | + | — | + | + |
4 | + | + | — | — | — | — | — | + | — |
| + | + | + |
5 | + | + | — | — | + | — | — | + | — | — | + | + | + |
6 | + | + | + | + | + | + | — | + | + | + | — | + | + |
7 | + | + | + |
| — | + | — | + | — | — | + | + | + |
8 | + | + | + | — | + | — | — | + | — | — | + | + | + |
9 | + | + | + |
|
|
|
| + |
|
| + | + | + |
10 | + | + | + | — | + | — | + | + | + | — | — | + | + |
11 | + | + | + | — | — | — | — | + | — | — | + | + | — |
12 | + | + | + | + | + | — | — | + | — | — | + | + | — |
13 | + | + | + |
|
|
|
| + |
|
| + | + | — |
14 | + | + | + | — | + | — | — | + | + | + | — | + | — |
- Характеристика преддошкольного периода
- Психомоторное развитие детей преддошкольного возраста
- Сроки приобретения навыков самостоятельного приема пищи
- Социальное развитие детей преддошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка) в 1-3 года
- Основные жизненноважные потребности ребенка преддошкольного возраста
- Потребность быть здоровым
- Потребность во сне
- Потребность в безопасности
- Характеристика дошкольного периода
- Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста
- Социальное развитие ребенка дошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка)
- Основные жизненноважные потребности ребенка дошкольного возраста Потребность в игровой деятельности
- Потребность в пище
- Потребность в сне
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Подготовка детей к обучению в школе
- Анатомо-физиологнческие особенности и физическое развитие детей младшего школьного возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
- Социальное развитие детей младшего школьного возраста
- Адаптация детей к коллективу (к школе)
- Оценка адаптации ребенка к школе
- Оценка адаптации школьников, приступивших к предметному обучению (5 класс)
- Сексуальность (половое развитие) детей младшего школьного возраста
- Характеристика периода подросткового и юношеского возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах):
- Стадии развития волосяного покрова на лобке (р):
- Стадии развития грудных желез (Ма):
- Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков в подростковом периоде
- Ранний подростковый (пубертатный) период –
- Физическое развитие в ранний подростковый период
- Психомоторное развитие в ранний подростковый период
- Социальное развитие в ранний подростковый период
- Сексуальное (половое) развитие в ранний подростковый период
- Средний подростковый период - 3-4-я стадия половой зрелости
- Физическое развитие в средний подростковый период
- Психомоторное развитие в средний подростковый период
- Социальное развитие в средний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в средний подростковый период
- Поздний подростковый или юношеский период –
- Физическое развитие в поздний подростковый период
- Психомоторное развитие в поздний подростковый период
- Социальное развитие в поздний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в поздний подростковый период
- Основные жизненноважные потребности в период школьного, подросткового и юношеского возраста Потребность в питании
- Потребность детей шкрлыюго возраста в основных пищевых веществах и энергии
- Потребность двигаться
- Потребность быть здоровым
- Потребность в сне
- Потребность в игровой деятельности, интересном досуге
- Потребность учиться
- Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни Профилактика школьной усталости
- Ситуации повышенного риска
- Подростковая депрессия
- Профилактика и лечение депрессии
- Подростковая беременность
- Проблемное поведение подростков
- Пристрастие к вредным привычкам
- Курение
- Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм
- Подростковая наркомания
- Агрессивное поведение
- Суицидальное поведение
- Диета здорового ребёнка
- Питание детей первого года жизни
- Питание детей старше года
- Питание детей школьного возраста
- Глава 2 Комплексная оценка состояния здоровья ребёнка
- Длина тела в различные периоды детства
- Форма грудной клетки
- Форма стопы
- Методика антропометрических исследований
- Измерения различных частей тела
- Оценка физического развития