logo search
Шаповаленко И

§ 2. Проблема специфики психического развития человека

Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюциониз­ма Л.С. Выготский противопоставил идею историзма, куль­турно-историческую концепцию развития. Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого орга­нического созревания, в процессе общественной жизни сами при­родные потребности человека претерпели глубокие изменения, воз­никли и развились новые человеческие потребности.

Для понимания специфики человеческого онтогенеза ключевой является идея соотношения реальной и идеальной форм развития. В одной из лекций, сравнивая развитие ребенка с другими типами развития (эмбриональным, геологическим, историческим), Выгот­ский говорил: «Можно ли себе представить, ...что, когда самый первобытный человек только-только появился на Земле, одновре­менно с этой начальной формой существовала высшая, конечная форма — "человек будущего" и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобыт­ный человек. Невозможно это себе представить. Ни в одном из из­вестных нам типов развития никогда дело не происходило так, что­бы в момент, когда складывается начальная форма... уже имела место высшая форма, идеал, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок на пути развития этой начальной, или пер­вичной, формы. В этом заключается величайшее своеобразие дет­ского развития в отличие от других типов развития, среди которых такого положения не могли обнаружить и не находим. Это, следо­вательно, означает, что среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не обстанов­ки, а источника развития»1.

Социальная среда, по Выготскому, — это не просто внешнее окружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, в том числе мир человеческой деятельности. Среда содержит идеалъ-ные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться. Высшие психические функции взрослого человека, речь и действия взрослого — идеальные формы (по отношене-нию к действиям и речи ребенка), задающие направление онтогенетического развития. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики.

Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Комментируя это принципиальное положение, Д.Б. Эльконин позже писал: «Ребенок присваивает общество... Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции»2. От уровня развития общества зависит содержание развития ребенка и продолжительность детства.

Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выгот-ский считал подражание ребенка взрослому.

Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения, Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий — средств, выработан­ных в ходе исторического развития человеческого общества, — т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психиче-ского развития (от социального к индивидуальному).

Необходимым условием развития ребенка является полноцен­ность всех функциональных систем организма, нормально функционирующий мозг (вспомним опыты Н. Ладыгиной - Котс по вос­питанию детеныша шимпанзе до четырехлетнего возраста в очеловеченных условиях)3. Нельзя отрицать огромную вариатив­ность «природных особенностей», недооценивать значение факто­ров, благоприятных или осложняющих органическое развитие.

Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. В широком смысле сама жизнь в че­ловеческом обществе (стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Кроме того, обучение как специально организованный, целенаправленный образовательный процесс важно для разных сторон психического развития. Полноценное развитие слепого, глухого ребенка возмож­но при специальной организации обучения и общения с ним; и, на­против, нередко самые благоприятные предпосылки физически здо­рового ребенка могут остаться нереализованными при дефиците общения со взрослым, при отсутствии адекватных форм организа­ции детской деятельности. Так, для развития устной и письменной речи важен так называемый фонематический слух; он, с одной сто­роны, обусловлен строением слухового аппарата и нервной системы человека, но формируется только в процессе усвоения речи. Таким образом, под условиями развития, которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особен­ности мозга и общение.