41. Нлп: метод использования «якорей»
«Якорь» - это ассоциативная связь. Подвенечное платье, старая фо¬тография, песенка из Вашего детства - все это «якоря», связанные с опре¬деленными переживаниями, чувствами. Такую ассоциативную связь меж¬ду стимулом и чувством можно создать искусственно. «Якорем» может быть мимика, жест, интонация. «Якоря» могут быть визуальными, ауди- альными, кинестетическими. Прикосновение - хороший кинестетический «якорь».
Терапевт выбирает определенное чувство, переживание, симптом, ко¬торые нужно «поставить на якорь». Это делается при активном участии па¬циента. Большое значение при определении переживаний пациента имеют невербальные признаки. Зная «ключи доступа» к внутренним процессам, на¬пример паттерны глаз, предикаты речи, можно усилить или, наоборот, осла¬бить эти переживания, а затем «заякорить».
Техника: 1) дать клиенту возможность получить доступ к нужному пе¬реживанию так полно и глубоко, как это возможно (вспомнить, как это было, как он себя чувствовал в этот момент, найти это чувство).
2) В момент наиболее полного переживания ввести дополнительный стимул, например коснуться ладонью колена пациента.
3) Позаботиться о том, чтобы этот дополнительный стимул в после¬дующем воспроизводился точно так же, иначе «якорь» не будет работать.
Метод якоря может быть успешно применен при работе с фобиями, при сексуальных дисгармониях, при алкоголизме.
Техника «Визуально-кинестетическая диссоциация»
L Представьте себя сидящим в центре пустого кинотеатра.
2. На экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы видите себя в ситуации за мгновение до возникновения сильного эмоционального переживания.
3. Выйдите из своего тела и переберитесь в проекционную будку. От¬туда вы можете видеть себя в центре кинотеатра, наблюдающего за собой на экране.
4. Включите кинопроектор, и черно-белый снимок превратится в чер¬но-белый фильм о ситуации, где было переживание. Для контроля за состоя¬нием диссоциации держите выключатель рукой. Если вы начнете ассоцииро¬ваться с ситуацией, то одновременно с выходом из будки выключится кино¬проектор, и вы «потеряете» ситуацию.
5. Просмотрите фильм от начала до конца и остановите его в кадре сразу после окончания переживания.
6. Из проекционной будки перейдите в свое тело в зале и на экране. Другими словами, ассоциируйтесь с ситуацией на экране. Чтобы изображе¬ние не исчезло, нажмите предварительно выключатель кинопроектора силь¬нее, и он зафиксируется.
7. Сделайте фильм цветным и прокрутите его в обратном порядке. Вы имеете дело со своим воображением, а в воображении можно сделать все, что угодно.
8. Проделайте процедуру седьмого шага за две секунды.
9. Повторите процедуру седьмого шага за одну секунду. Сделайте это три или пять раз.
10. Проверка. Подумайте о ситуации, вызывавшей у вас ранее сильное переживание. Другой способ проверки - это в реальной жизни пройти через беспокоившую ситуацию. Эта процедура используется при работе с сильны¬ми эмоциональными переживаниями. С переживаниями, которые сущест¬венно нарушают внутреннее равновесие человека.
1. Теперь у вас есть два образа: один слева, другой справа. Они оба на¬ходятся в поле вашего внутреннего зрения. Созерцание изображений вызы¬вает положительные переживания, ведь это результат приложенных усилий и «строительный материал» будущих позитивных изменений.
2. Объединение итогового образа со своим собственным телом. Дру¬гими словами, погружение образа в себя или ассоциация с ним. Для этого, переплетя пальцы, приближайте руки к своей груди, одновременно мыслен¬но придвигая к себе и образ. Коснувшись груди, можно расцепить руки, об¬нять себя. Переживите процесс объединения. Обратите внимание, чтобы все части образа совпали с соответствующими частями вашего тела. Когда пе¬реживания закончатся, можно опустить руки.
Техника «Стратегия достижения успеха»
1. Начиная любое дело, важно сформулировать будущий результат, так как результат, к которому мы стремимся, играет одну очень значимую роль в организации поведения. Он позволяет выстроить все многообразие челове¬ческих действий в такой поведенческий рисунок, который становится в ито¬ге картиной успеха. Влияние представления о будущем результате на наши повседневные дела можно сравнить с воздействием магнита на рассыпанные на бумаге железные опилки. Вероятно, все в школьные годы проделывали этот опыт и видели, как выстраиваются железные опилки на бумаге вдоль магнитных линий.
Четкая формулировка результата особенно важна при решении ка¬ких-то технических задач или в делах, связанных с бизнесом. Однако порой однозначный результат просто нецелесообразно формулировать, допустим, в области межличностных отношений, которые всегда зависят не только от желаний и устремлений одного человека.
2. Формирование сильной мотивации достижения результата. Будущий результат должен вызывать положительные интенсивные переживания. Это становится возможным, если человек сумеет связать цель, к которой стре¬
мится, с какой-либо из своих личностных ценностей, причем чем более зна¬чима эта ценность, чем сильнее она эмоционально насыщена, тем интенсив¬нее будет соответствующий мотив. Очень часто удается связать будущий ре¬зультат сразу с несколькими личностными ценностями. Это позволяет моти¬ву получать энергию из двух-трех, а то и более внутренних источников. Данное положение является своеобразной страховкой от неожиданного уга¬сания мотива в связи с обнаруженной по ходу дела невозможностью реали¬зовать какую-либо одну из личностных ценностей.
Все, что человек делает, он делает лишь при наличии соответствующе¬го мотива. Обычно процесс мотивации протекает стихийно и не контролиру¬ется сознанием. Внешне это выглядит как взвешивание положительных и отрицательных сторон того или иного поступка, выяснение необходимых усилий для достижения цели и т. д. В действительности в этот момент и происходит формирование мотива.
3. Добавление цели до одного шага осуществляется сегодня. Особенно это важно, когда будущий результат предполагает большой объем работы.
Процедура добавления цели позволяет, во-первых, начинать действо¬вать прямо сегодня, а не откладывать это на неопределенный срок. Во-вто¬рых, деление предстоящей работы на отдельные части дает возможность оп¬ределить необходимые ежедневные усилия. В-третьих, регулярная работа создает определенный ритм деятельности. Этот ритм, с одной стороны, вы-полняет роль своеобразной «инерции», а с другой стороны, данный ритм, вернее, его соблюдение, начинает выступать в качестве самостоятельной мо¬тивирующей силы к продолжению деятельности.
4. Получение доступа к ресурсному состоянию. В данном случае ресур¬сом будут все те положительные переживания, которые как-либо связаны или могут быть связаны с выполняемой работой, все, что помогает каждый день осуществить очередной шаг к намеченному результату. Любая работа имеет какие-то формы осуществления, протекает в определенных условиях. Вот эти детали и используются для получения доступа к ресурсному состоянию.
Важно подчеркнуть, что всегда можно потратить немного времени и найти вариант утилизации неожиданно возникшего затруднения на пути к результату. Это очень ценная способность. Научите себя обращать препятст¬вия в трамплины для новых прыжков к цели.
5. Установление качественной обратной связи. Речь идет об умении воспринимать результаты своей деятельности, о способности увидеть, ус¬лышать и почувствовать все, что происходит с нами и вокруг нас. К сожале¬нию, люди часто пренебрегают обратной связью. И в этом причина неконст¬руктивности, ригидности многих человеческих поступков.
Без качественной обратной связи невозможен эффективный контроль за успешностью продвижения к намеченной цели. Качество обратной связи определяется наличием достаточного объема информации для оценки ре¬зультатов деятельности и определения необходимых дальнейших шагов. Ка¬чественная обратная связь помогает найти приемы, позволяющие подклю-чить к намеченному делу наиболее сильные стороны своей личности. Если это удается, то можно считать, что вы на полпути к успеху.
6. Оценка результатов сделанного за один день происходит на основе сравнения с достижениями предыдущего дня. Такой механизм сравнения по¬зволяет подчеркнуть продвижение вперед к цели, даже если сделанное сего¬дня- это всего лишь одна написанная строка или единственный кирпич, уложенный в стену будущего дома. Любой шаг к цели связан с позитивными переживаниями. Важно не заглушать, а усиливать эти переживания. Пред¬ложенный механизм сравнения как раз и направлен на поддержание положи¬тельного отношения к работе.
Сравнение же результатов отдельного шага с конечной целью деятель¬ности - одна из наиболее распространенных тактических ошибок на пути к задуманному. Обычно устремления человека предполагают достаточно большой объем работы. На этом фоне сделанное за один день просто теряет¬ся и начинает казаться слишком незначительным. В итоге человек впадает в уныние, достигнутые результаты перестают приносить радость. Снижается
мотивация деятельности. В этом случае продолжение работы, как правило, требует дополнительных волевых усилий.
Хвалите себя за КАЖДЫЙ сделанный шаг к цели. Вы чего-то достигли сегодня - значит, есть причина порадоваться. Успех связан не только с ко¬нечным результатом, но и сделанное в течение дня это тоже успех. Вы при¬ложили усилия, проявили свои способности, у вас что-то получилось и это хорошо.
Техника работы с беспокоящими воспоминаниями
1. Создайте образ беспокоящего вас воспоминания. Хочется сразу пре¬дупредить, что легче всего работать со зрительным аспектом психического образа. Слуховой, тактильный, обонятельный аспекты образа обычно менее доступны для человека при воспоминании. За тем как бы «отложите» дан¬ный образ в сторону и приступайте ко второму шагу процедуры.
2. Найдите ситуацию, в которой переживание событий вас вполне уст¬раивает. Создайте образ этой ситуации. Переживание может быть разным, например безразличие, любопытство, радость, удивление, грусть и т. д. Главное, чтобы оно вас действительно устраивало. По содержанию ситуация второго шага может быть в чем-то аналогична ситуации шага первого. Но это необязательное условие.
3. Сравните параметры первого и второго образов. Найдите разницу. Речь идет о характеристиках образа, а не о различии в содержании.
4. Воспроизведите образ беспокоящего вас воспоминания и измените его характеристики так, чтобы он стал аналогичен по своим параметрам уст¬раивающему вас образу. Например, сделать образ более светлым, прозрач¬ным, очертания предметов - расплывчатыми и полностью убрать звуки.
5. Процедура шага четвертого воспроизводится три или пять раз. Из¬менение образа беспокоящего вас воспоминания делается очень быстро, за одну, а лучше полсекунды.
6. Проверка. Воспроизведите беспокоящий вас образ. Если вы все сде¬лали тщательно, то данный образ будет неустойчив. Часто он сразу меняет параметры и становится по своим характеристикам аналогичен образу, вы¬зывающему устраивающие вас переживания.
- 1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.
- 2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
- 3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
- 4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов в.В. Макарова
- 5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
- 6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
- 7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
- 8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
- 9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
- 10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
- 11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
- 12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психоаналитической психотерапии.
- 13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
- 14. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов»
- 15. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Основные психотерапевтические техники
- 16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
- 18. Когнитивная психотерапия а. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
- 19. Рациональнально-эмотивная психотеапия а. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
- 20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
- 21. Позитивная психотерапия н. Пезешкиана.
- 22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
- 23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения з.Фрейда
- 24. Работа с материалом сновидений.
- 25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
- 26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
- 27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
- 28. Психодрама: характеристика метода, основные процедуры и приемы.
- 29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
- 30. Трансактный анализ э.Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
- 31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
- 32. Психосинтез р. Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
- 33. Психосинтез р. Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
- 34. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи, технические приемы.
- 35. Клиент-центрированная терапия к. Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение собственности, времени, допустимые пределы привязанности).
- 36. Экзистенциальный анализ в. Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
- 37. Нлп: теоретические основы и базисные постулаты
- 38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
- 39. Нлп: работа с мета-моделью
- 40. Нлп: работа с субмодальностями
- 41. Нлп: метод использования «якорей»
- 42. Нлп: рефрейминг
- 43. Работа с метафорами в психотерапии
- 44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе
- 45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
- 46. Арттерапия и ее принципы
- 47. Внушение. Пробы на внушаемость.
- 48. Арттерапия. Основные приемы и техники рисуночной терапии
- 49. Арттерапия. Музыкотерапия.
- 50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
- 51. Самовнушение. Технические приемы
- 52 Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния
- 53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
- 54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
- 55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 57. Психотерапия ориентированная на тело. Основные положения учения в. Райха
- 58. Семейная психотерапия.
- 59. Психологическая проблематика семьи. Семья как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
- 60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
- 61. Катотимно-имагнитивная психотерапия
- 62. Основные приемы и мотивы в Катотимно-имагнитивной психотерапии
- 63. Психотерапия при кризисных состояниях
- 64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
- 65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
- 66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
- 67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
- 68. Психотерапия невротических состояний.
- 69. Особенности психотерапии детей и подростков.
- 70. Критерии эффективности психотерапии.