logo search
Шаповаленко И

Теория оперантного обусловливания б.Ф. Скиннера

Основной предмет исследования

Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и из­мерению поведение человека

Методы исследования

Наблюдение, экспериментальное научение в про-блемном ящике, экспериментальный анализ поведе­ния

Основные понятия

Поведение, респондентное и оперантное научение, принципы обусловливания, подкрепление, поощрение и наказание, режим подкрепления, модификация поведения

Основные идеи

Основное внимание — влиянию внешнего окруже­ния. Велико значение в жизни людей оперантного научения, при котором поведенческие модели опре­деляются их последствиями (характером подкрепления), т.е. поведение объясняется в терминах стиму­лов и подкрепляющих последствий. Поведенческие реакции складываются постепенно и постоянно

Факторы развития

Социальный фактор, научение

Ценное

— Раздвигание рамок теории научения до более сложных моделей оперантного поведения

— Привлечение внимания к условиям социальной среды, к характеристикам подкрепления поведения индивида

— Широкое практическое применение (модификация поведения, оперантные техники для коррекции пове­денческих проблем, программированное обучение)

Направления критики

— Приписывание решающей роли в развитии чело­века воздействиям окружающей среды

— Принципиальный отказ от анализа внутренних (психологических) факторов поведения, когнитивных составляющих

— Отрицание существования возрастных стадий раз­вития

Идеи Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение. Стратегия успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиоралъного тренинга2. Среди конкретных областей их приложения — преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, пере­стройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Применяются оперантные методики и к детям дошколь­ного возраста, и к пациентам психиатрических клиник, и к заклю­ченным в тюрьмах. Широкую известность получили методики «жетонного вознаграждения», сенсибилизации и десенсибилизации, «выключенного времени», или «тайм-аута». Программированное обучение с использованием компьютера строится во многом на принципах, разработанных Скиннером. Многие специалисты при­знают эффективность «технологии строительства поведения», но подчеркивают при этом механистичность метода, авторитарные тенденции руководителя и игнорирование внутренних факторов развития (интересов, чувств, мыслей человека) и предостерегают от чрезмерно широкого применения этого метода1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Каковы закономерности формирования новых форм поведения (с пози­ции классического бихевиоризма)?

2. Каково соотношение биогенетических и бихевиористских идей в психо­логии?

3. Сравните обучение по законам классического обусловливания и опе­рантного научения.

4. Приведите примеры разных видов подкрепления нормативного поведе­ния ребенка и взрослого.

5. Как решается проблема возрастной периодизации развития в поведен­ческой психологии?

6. Что такое модификация поведения?

7. В чем специфика бихевиорального подхода к проблеме социализации детей?

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте отрывок из статьи Дж. Уотсона «Бихевиоризм», выделите в тексте специфические для бихевиоризма понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.

«Другими словами, бихевиоризм полагает стать лабораторией общества. Обстоятельство, затрудняющее работу бихевиориста, заключается в том, что стимулы первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии вызвать ее Мы называем это процессом обусловливания (раньше это называли образование» привычек). Эта трудность заставила бихевиориста прибегнуть к генетическому методу. У новорожденного ребенка он наблюдает так называемую физиологическую систему рефлексов, или, лучше, врожденных реакций. Беря за основу весь инвентарь безусловных, незаученных реакций, он пытается превратить их в условные. При этом обнаруживается, что число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, относительно невелико. Это приводит к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Большинство сложных peакций, которые старые психологи называли инстинктами, например, ползание, лазание, опрятность, драка (можно составить длинный перечень их), в настоящее время считаются надстроенными или условными. Другими словами, бихевиорист не находит больше данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.). Он считает, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути» (Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.).

Дополнительная литература:

Выготский Л. С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1 С. 177-195.

Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. М., 1992.

Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.