logo
Кикоть ОВД 364с

13. Организация экскурсий.

Задача экскурсии: изучение истории, архитектуры, природы области, края, города.

Экскурсии организуются по историческим местам, обзорные экскурсии к архитектурным памятникам и сооружениям города, области, края, на выставки художественного творчества, достижений науки и техники.

Мероприятия культурно-просветительной работы для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей организуются и проводятся на базе культурных центров, домов культуры, клубов органов, подразделений и учреждений системы МВД России в соответствии с планирующими документами силами подразделений по организации воспитательной работы. Рекомендуется проводить мероприятия культурно-просветительной работы с еженедельной периодичностью с охватом всего личного состава органа, подразделения, учреждения системы МВД России.

ДКО МВД России

МИНИСТЕРСТВО

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МВД России)

Департамент кадрового обеспечения

Газетный пер., 6, Москва, 125009

é

Заместителю начальника Следственного комитета при МВД России, начальникам департаментов, управления МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, ГУ МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, образовательных, научно-исследовательских и медицинских учреждений МВД России, руководителю ВОГОиП МВД России в составе ОГВ (с) на Северном Кавказе (по списку)

ù

30.06.2009 г.

21/6/6143

на №

от

é

О направлении методических рекомендаций

Уважаемые коллеги!

Направляем для использования в воспитательной работе с личным составом методические рекомендации «Организация патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России».

Дополнительные сведения по телефонам ДКО: 667-21-42, 667-23-70.

П риложение: по тексту, на 20 стр. в 1 экз.

Начальник

генерал-лейтенант милиции В.Я. Кикоть

Приложение

к письму ДКО МВД России от 30.06.2009 № 21/6/6143

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,

КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

(методические рекомендации)

Патриотическое воспитание личного состава органов, подразделений и учреждений системы МВД России является составной частью общего процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений и должно представлять собой совместную, целенаправленную и систематическую деятельность руководителей органов внутренних дел, воспитательных подразделений аппаратов по работе с личным составом, ветеранских организаций и иных общественных объединений по формированию у сотрудников, курсантов и слушателей высокого патриотического сознания, чувств любви и верности Родине, гордости за свое Отечество и избранную профессию, готовности к выполнению гражданского и служебного долга.

Целью патриотического воспитания личного состава органов внутренних дел является развитие у сотрудников, курсантов и слушателей гражданской и профессиональной ответственности, активной жизненной позиции, высокой степени общественной коммуникативности, формирование позитивных личностных качеств, позволяющих плодотворно осуществлять всестороннюю деятельность, направленную на защиту Отечества и Закона, законных интересов и достоинства россиян, прав и свобод человека и гражданина, эффективное решение задач, возложенных на органы внутренних дел.

Для достижения цели патриотического воспитания личного состава решаются следующие задачи:

утверждение в сознании и чувствах сотрудников, курсантов и слушателей патриотических ценностей, общественно значимых взглядов и убеждений, уважения к истории России, летописи Министерства внутренних дел Российской Федерации и своей службы, бережного отношения к профессиональным традициям;

социализация и активное вовлечение личного состава в происходящие в стране созидательные процессы общественно-политического, правового, социально-экономического, духовно-нравственного и культурного характера;

развитие взаимодействия с общественными объединениями, ветеранскими организациями, творческими союзами, религиозными конфессиями, средствами массовой информации в вопросах пропаганды героики милицейской профессии, формирования позитивного имиджа милицейской службы и объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, информационной, духовной и социальной поддержки семей сотрудников, погибших и пострадавших при исполнении служебного долга;

формирование чувств интернационализма, толерантности, расовой, национальной и религиозной терпимости;

привитие чувств уважения, гордости, почитания по отношению к государственным символам (Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации) и историческим святыням России.

Система организации патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений включает в себя комплекс мер:

по совершенствованию нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

по организационному совершенствованию процесса патриотического воспитания;

по координации взаимодействия с общественными организациями и объединениями в интересах патриотического воспитания;

по информационному обеспечению в области патриотического воспитания;

по использованию государственных символов Российской Федерации в патриотическом воспитании;

по кадровому и финансово-экономическому обеспечению в области патриотического воспитания.

В соответствии с данной системой выстроена структура Плана мероприятий МВД России по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденного Министром внутренних дел Российской Федерации (от 09 декабря 2005 года № 1/8895).

Мероприятия по патриотическому воспитанию осуществляются по следующим основным направлениям:

научно-исследовательское и правовое обеспечение патриотического воспитания;

информационно-пропагандистское обеспечение патриотического воспитания, взаимодействие со СМИ;

проведение занятий по патриотической тематике в системе общественно-государственной подготовки и единых дней государственно-правового информирования личного состава;

организация служебных ритуалов, торжественных церемоний и встреч, памятных вечеров, дней открытых дверей, уроков мужества;

работа по увековечению памяти погибших при исполнении служебного долга;

работа с семьями погибших и пострадавших при исполнении служебного долга;

историческая и музейная работа;

организация празднования дней воинской славы, памятных дней в истории России и в летописи Министерства внутренних дел;

работа с Героями Отечества, ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветеранами органов внутренних дел, внутренних войск, боевых действий;

работа по развитию наставничества и с профессиональными династиями;

спортивная и культурно-массовая работа;

фестивальное движение, музыкальное и литературное творчество, изобразительное и монументальное искусство;

художественно-публицистическая и печатно-издательская деятельность;

работа с допризывной молодежью, организация работы клубов военно-патриотической работы, спортивных, военно-технических секций, военно-спортивных лагерей, кадетских классов, кружков по интересам;

шефская работа над безнадзорными детьми, трудными подростками, детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей;

популяризация государственных символов Российской Федерации.

Разрабатываемые и внедряемые научно-теоретические и методические основы патриотического воспитания широко обсуждаются в ходе проводимых научно-практических конференций по темам, связанным с вопросами истории органов внутренних дел и патриотического воспитания.

Представители МВД России, в том числе ведомственной науки, принимают участие в работе всероссийских, межрегиональных и региональных семинаров-совещаний по патриотической тематике. Так, в образовательных учреждениях системы Министерства проводятся региональные и межрегиональные научно-практические конференции и семинары с участием ученых и специалистов, работающих в области патриотического воспитания.

Кроме того, на базе центров профессиональной подготовки ряда МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации организована система постоянно действующих семинаров для сотрудников подразделений по работе с личным составом по вопросам совершенствования патриотического воспитания.

Осуществляются плановые выезды в подразделения для оказания практической и методической помощи на местах в организации процесса патриотического воспитания, для обобщения имеющегося опыта, изучения эффективности его влияния на оперативно-служебную деятельность.

Выполнение ведомственного плана организации патриотического воспитания осуществляется во взаимодействии с Общественной организацией ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России во главе с председателем Российского совета ветеранов, помощником Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником внутренней службы в отставке И.Ф. Шиловым. Значительный вклад ветераны вносят в работу с молодыми сотрудниками, курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.

Одним из приоритетных направлений деятельности в комплексе мероприятий, проводимых совместно с ветеранами, является организационная подготовка к проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов.

Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями проводится работа по социальному патронированию ветеранов Великой Отечественной войны, оказанию им материальной помощи, поздравлению и вручению в торжественной обстановке подарков. Организуется посещение ветеранов войны, находящихся на излечении в медицинских учреждениях и на дому.

Проводятся торжественные встречи участников Великой Отечественной войны с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.

Для курсантов ведомственных образовательных учреждений и учащихся гражданских общеобразовательных учебных заведений организуются встречи с ветеранами, уроки мужества, дни открытых дверей, посещение комнат боевой славы, музеев и уголков истории образовательных учреждений.

Личный состав, отличники учебы из образовательных учреждений и ветераны совместно участвуют в торжественных церемониях возложения венков и цветов к мемориальным сооружениям, возведенным в память о защитниках Отечества и Закона, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 годов и в послевоенное время.

В ходе подготовки к празднованию Дня Победы в ведомственных, а также федеральных и региональных СМИ демонстрируются циклы передач, публикуются серии статей и очерков о ветеранах органов внутренних дел – участниках войны.

Организуются передвижные тематические выставки, посвященные подвигу бойцов и командиров, тружеников тыла в годы войны, боевым и профессиональным традициям старших поколений солдат правопорядка.

Проводятся информационно-воспитательные и культурно-массовые мероприятия, посвященные годовщинам разгрома фашистских войск под Москвой, Сталинградом, Курском, освобождению Белоруссии и другим памятным датам и событиям истории Великой Отечественной войны 1941−1945 годов.

Важное значение имеет привлечение сотрудников, курсантов и слушателей к проведению историко-архивных изысканий, сбору и обобщению материалов о ветеранах, записи их воспоминаний, сбору документов, характеризующих работу органов внутренних дел с момента их создания, изучению и обобщению картотечных и архивных материалов, в том числе о сотрудниках, погибших при исполнении служебного долга.

Результаты этой работы используются при оформлении Книги Памяти, куда заносятся данные о погибших в военное и мирное время сотрудниках органов внутренних дел, а также о ветеранах и сотрудниках, внесших значительный вклад в борьбу с преступностью.

В рамках исторической работы в органах, подразделениях и учреждениях ведется исторический формуляр, в котором формируются страницы летописи органа, подразделения, учреждения, отражаются яркие события в оперативно-служебной деятельности личного состава, вносятся данные об их руководителях и сотрудниках, внесших значительный вклад в развитие милицейской службы.

Участвуя во всероссийской «Вахте Памяти», сотрудники органов внутренних дел, курсанты и слушатели образовательных учреждений оказывают содействие поисковым отрядам в организации работы по выявлению неизвестных воинских захоронений, установлению имен погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, организуют ритуалы перезахоронения обнаруженных в ходе поисковых экспедиций останков воинов, погибших в годы войны, а также проводят работу по профилактике противозаконной деятельности «черных копателей», организации охраны общественного порядка и существующих воинских захоронений, пресечению незаконной добычи и сбыта найденного при раскопках огнестрельного оружия и взрывчатых веществ.

Также в рамках «Вахты Памяти» в гражданских учебных заведениях для подростков и допризывной молодежи сотрудниками и ветеранами МВД организуются лекции, беседы, тематические и познавательные викторины, выставки оружия, спецсредств и экипировки, учебно-тренировочные занятия.

Эффективность работы по патриотическому воспитанию значительно повышается, когда к участию в ней привлекаются ветераны органов внутренних дел. Действенность данной работы во многом зависит от степени взаимодействия воспитательных подразделений аппаратов по работе с личным составом с советами ветеранов.

Богатый жизненный и служебный опыт ветеранов используется для усиления воспитательной работы с личным составом в различных формах: встречи с молодыми сотрудниками, курсантами и слушателями, лекции, беседы, тематические вечера, вечера-портреты, проведение экскурсий по музеям и комнатам боевой славы, участие в торжественных ритуалах.

С помощью ветеранов организуется правовое воспитание сотрудников, пропаганда и внедрение передового опыта в деятельности личного состава, работа с населением и средствами массовой информации.

Важное значение в организации патриотического воспитания имеет сохранение и развитие славных боевых и профессиональных традиций органов внутренних дел. В первую очередь это выражается в проявлении постоянной заботы и внимания к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам органов внутренних дел, сотрудникам, получившим ранение на боевом посту, семьям работников, погибших при исполнении служебного долга.

В процессе организации патриотического воспитания большое значение придается работе по увековечению памяти сотрудников, погибших при исполнении служебного долга в военное и мирное время.

Личный состав принимает непосредственное участие в этой работе, поддерживает связь с родственниками погибших, оказывает помощь в поддержании порядка на местах захоронений.

В рамках мемориальной работы проводится комплекс мероприятий, в том числе:

внесение обоснованных предложений в местные органы власти о присвоении имен погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел географическим объектам и транспортным средствам;

открытие в общественных местах, служебных помещениях органов внутренних дел и образовательных учреждений, в местах гибели сотрудников мемориальных досок, памятных стел, обелисков;

проведение на месте захоронения погибших сотрудников мемориальных акций с возложением венков и цветов;

проведение спартакиад, соревнований по различным видам спорта, конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, творческих конкурсов имени сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей;

подготовка передвижных экспозиций, тематических выставок, оформление стендов, плакатов и иных средств наглядной агитации;

зачисление имен погибших навечно в списки личного состава органов внутренних дел;

помещение материалов о погибших и организация освещения памятных мероприятий и акций в СМИ.

Одной из основных форм мемориальной работы является зачисление навечно в списки личного состава органов внутренних дел имен погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации.

По месту службы лиц, зачисленных навечно в списки личного состава органов, подразделений и учреждений МВД России, оформляются стенды с их портретами, описанием подвига, основных этапов жизни и служебной деятельности.

Важное значение имеет привлечение сотрудников, курсантов и слушателей к участию в сборе средств для открытия мемориальных досок и памятников погибшим, к работе по их строительству и реконструкции.

Традиционно у мемориальных комплексов проводятся торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения служебных удостоверений, погон, табельного оружия, государственных и ведомственных наград, проводов ветеранов на заслуженный отдых.

Для ритуалов характерны устойчивость и преемственность, когда при изменении содержания продолжают сохраняться традиционные формы их проведения, как дань уважения предшествующим поколениям. Особую эмоциональность ритуалам придает использование государственной символики и торжественной атрибутики.

Торжественные ритуалы широко используются в работе по патриотическому воспитанию личного состава. Воспитательное воздействие ритуалов усиливается торжественностью, эмоциональностью, красотой и величавостью проведения, что не только убеждает в необходимости бережного хранения и приумножения профессиональных традиций, но и вдохновляет сотрудников, курсантов и слушателей на добросовестное отношение к исполнению служебного долга, поддерживает их в стремлении брать пример со старших поколений солдат правопорядка в верности Родине, своему народу и Присяге.

В ходе проведения ритуалов практикуется торжественное прохождение личного состава органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений по улицам и площадям торжественным маршем в сопровождении оркестровой музыки. Завершается ритуал традиционным возложением венков и цветов к памятникам погибшим сотрудникам.

На церемонии открытия и закрытия ежегодных всероссийских, региональных и межрегиональных турниров, спартакиад, спортивных соревнований, посвященных памяти погибших, приглашаются члены их семей, представители органов власти, ветеранских организаций, СМИ. Семьям погибших оказывается материальная и психологическая помощь.

Активное развитие в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства получила практика установления шефства над детскими домами-интернатами и центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

Органы, подразделения и образовательные учреждения в рамках заключаемых с администрацией детских социальных учреждений соглашений оказывают помощь в работе по профилактике беспризорности, социальной адаптации и психологической поддержке воспитанников.

Стала традиционной ежегодная благотворительная акция «Время добрых дел», проводимая в рамках празднования Международного дня защиты детей, по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Детям передаются комплекты одежды, канцелярские товары, учебники и художественная литература. Детским учреждениям оказывается практическая помощь.

В рамках проведения Всероссийской благотворительной акции «Участие» в органах внутренних дел проводится комплекс мероприятий, направленных на оказание адресной помощи социальным учреждениям для несовершеннолетних детей, многодетным семьям, воспитывающим приемных детей, детям, оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.

В связи с празднованием Международного дня защиты детей при руководителях органов и подразделений проводятся встречи с детьми указанной категории, программы которых включают ознакомительные экскурсии, показательные выступления сотрудников спецподразделений, фотографирование, чаепитие и вручение памятных подарков.

Органами внутренних дел совместно с администрациями субъектов Российской Федерации создаются колледжи милиции, в общеобразовательных школах открываются лицейские милицейские классы, которые являются не только эффективным элементом системы профильного обучения, но и имеют большое воспитательное значение, выполняют задачи организации военно-патриотической работы с детьми, формируют в подростковой среде активную гражданскую позицию.

Молодежь привлекается к работе по уходу за памятниками и мемориальными комплексами, к участию в поисковых экспедициях. Учащиеся милицейских классов обеспечиваются форменным обмундированием, для них разработаны специальные учебные программы, в отдельных классах введены должности офицеров-наставников. В учебном процессе активно принимают участие сотрудники из ведущих милицейских служб.

В целях популяризации профессии защитника правопорядка и повышения престижа службы в органах внутренних дел, на территории ряда субъектов Российской Федерации по инициативе и непосредственном участии сотрудников органов внутренних дел активно действуют молодежные объединения и клубы патриотической направленности.

Им предоставляется учебно-материальная база центров профессиональной подготовки органов внутренних дел и образовательных учреждений системы МВД России, оказывается методическая помощь в обучении и проведении мероприятий патриотической направленности. В программе обучения – строевая и физическая подготовка, изучение основ милицейской службы и многое другое.

На этой базе проводятся различные мероприятия с молодежью допризывного возраста, в том числе возрождена военно-прикладная игра «Зарница».

Кроме того, сотрудники органов внутренних дел постоянно участвуют в подготовке и проведении военно-полевых сборов с допризывной молодежью. В ходе сборов проводятся занятия по огневой, строевой, тактической и физической подготовке.

Так, в лицее милиции им. Героя России Ф. Кузьмина при ГУВД по Пермскому краю ежегодно проводится ставший традиционным слет юных патриотов России и стран СНГ «Равнение на Победу», в котором принимает участие более 600 юношей и девушек из 60 регионов России и стран ближнего зарубежья, включая Белоруссию, Казахстан и Украину.

В целях привития учащимся чувств патриотизма, товарищества и взаимовыручки, честности, нетерпимого отношения к нарушению Закона и правопорядка, в регионах создаются отряды «Юных друзей милиции». Члены отрядов проводят работу в школах и прилегающих территориях по пресечению детского и подросткового хулиганства, нарушений общественного порядка, правил дорожного движения, по оказанию помощи в работе с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, пропускающими занятия и нарушающими дисциплину.

Требует дальнейшего совершенствования взаимодействие органов внутренних дел с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями и традиционными религиозными конфессиями в области патриотического воспитания.

Следует шире использовать возможности Общественных советов при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, в состав которых входят авторитетные представители общественных организаций, религиозных конфессий, средств массовой информации, заслужившие своей объективностью и профессиональной компетентностью уважение и доверие в обществе.

Представители религиозных конфессий принимают активное участие в организации совместных мероприятий с членами семей погибших, в освящении вводимых в строй храмов, часовен и молельных комнат в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства.

Заключение договоров между органами внутренних дел и учреждениями культуры, кафедрами вузов позволяет на взаимовыгодных условиях проводить культурно-массовые мероприятия и научно-просветительную работу среди личного состава.

Важную роль в совершенствовании патриотического воспитания играет поддержание и укрепление взаимодействия органов внутренних дел, ведомственных образовательных учреждений со средствами массовой информации, творческими союзами, деятелями литературы и искусства, учреждениями культуры.

На базе культпросветучреждений проводятся выставки и обзоры художественной литературы, встречи с литераторами, читательские конференции на правоохранительную тематику.

В ряде органов, подразделений и образовательных учреждений созданы видеотеки художественных и документальных кинофильмов, отражающих героику милицейской службы, самоотверженность и мужество сотрудников органов внутренних дел.

Благодаря появлению Интернет-сайта ДКО МВД России и использованию плоттера расширен доступ и возможность использования текстовых и фотографических материалов по патриотическому воспитанию личного состава во всех горрайлинорганах и образовательных учреждениях. Оперативно и качественно электронным способом передается на места любой объем печатной и типографской продукции: рукописей, книг, брошюр, бюллетеней, листовок, фотоплакатов, буклетов.

В сети Интернет размещаются официальные сайты органов, подразделений и учреждений Министерства, которые обеспечивают прямой доступ к нормативным документам, методическим материалам, базам аудио-, фото-, видеоматериалов об опыте организации работы с личным составом в органах внутренних дел, в том числе по патриотическому воспитанию.

Заключаются договоры с киностудиями о съемках хроникально-документальных фильмов о службе в органах внутренних дел.

В целях стимулирования и поощрения работы по созданию разножанровых творческо-публицистических произведений, объективно отражающих повседневную службу сотрудников органов внутренних дел, способствующих формированию позитивного имиджа и укреплению авторитета милицейской профессии, учреждаются региональные ведомственные премии, проводятся конкурсы с поощрением победителей.

Наиболее достойные произведения и авторы представляются на соискание ежегодных премий МВД России, вручаемых Министром внутренних дел Российской Федерации в канун празднования Дня милиции.

Большое значение для патриотического воспитания и высокую популярность завоевала ежегодная акция «Честь и Доблесть» с вручением одноименных премий, учрежденных Общественной организацией ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России.

В работе по изучению и пропаганде героической истории и традиций органов внутренних дел используются возможности культурных центров системы МВД России. Наряду с культурно-массовой и культурно-просветительной работой, на их базе проводятся тематические вечера, лектории, кинолектории, просмотры и обсуждения кинофильмов на патриотическую тематику.

Проводятся мероприятия, направленные на повышение у сотрудников, курсантов и слушателей культуры межнационального общения. Личный состав знакомится с историей и культурой народов России. В учреждениях культуры проводятся дни национальной культуры, национальные фестивали и праздники. Это дает возможность курсантам и слушателям образовательных учреждений готовить содержательные курсовые и дипломные работы, связанные с героической историей российского государства и его правоохранительных органов.

Значительный вклад в патриотическое воспитание личного состава вносит организация творческих фестивалей и конкурсов. Тысячи талантливых сотрудников и членов их семей вовлечены в художественное и музыкальное творчество в широкой сети культурных центров территориальных органов внутренних дел и образовательных учреждений системы МВД России.

Важное значение для патриотического воспитания личного состава имеет проведение традиционной ежегодной благотворительной акции МВД России «Милосердие белых ночей» (г. Санкт-Петербург), посвященной памяти сотрудников и военнослужащих Министерства, погибших при исполнении служебного и воинского долга. В ходе акции проводятся встречи представителей руководства МВД России с членами семей погибших сотрудников, панихида по погибшим сотрудникам и военнослужащим, марафон авторской песни и другие мероприятия.

В рамках акции проходит традиционный Всероссийский конкурс самодеятельного художественного творчества сотрудников органов внутренних дел и членов их семей «Милосердие белых ночей».

Широкое общественное признание получил ставший традиционным Фестиваль самодеятельного музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», заключительный гала-концерт победителей которого транслируется по телевидению на всю страну.

В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел, внутренних войсках и формирования позитивного общественного мнения о служебной деятельности личного состава органов, подразделений и учреждений Министерства проводятся фотоконкурс МВД России «Открытый взгляд» и литературный конкурс МВД России «Доброе слово».

Многие коллективы самодеятельного музыкального творчества органов внутренних дел участвуют в проведении региональных конкурсов Всероссийского фестиваля-конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия».

Центрами организации работы по патриотическому воспитанию в органах внутренних дел и образовательных учреждениях МВД России являются музеи истории, комнаты, уголки боевой славы. Основной задачей более 400 музеев и комнат истории, созданных в системе Министерства, является воспитание сотрудников, курсантов и слушателей на славных профессиональных традициях органов правопорядка. Поэтому их создание и обновление экспозиций является важным компонентом организации исторической работы в органе и подразделении.

Основной задачей музеев и комнат боевой славы является воспитание сотрудников на героических традициях органов внутренних дел, формирование у них высоких патриотических качеств, а также пропаганда героики милицейской профессии. Поэтому в музеях особое внимание уделяется экспозициям, посвященным сотрудникам, проявившим героизм и мужество в борьбе с преступностью, самоотверженность в деле обеспечения безопасности, прав и законных интересов граждан.

На базе музеев истории милиции проводятся плановые занятия с курсантами и слушателями образовательных учреждений, центров профессиональной подготовки системы МВД России. Систематически проводятся торжественные ритуалы. Посещение музеев и комнат боевой славы необходимо организовывать для всех вновь принятых на службу сотрудников.

В системе Министерства проводятся мероприятия патриотической направленности в связи с празднованием государственных праздников и памятных дней истории страны и летописи МВД России. Они включают в себя организацию дней открытых дверей в органах, подразделениях и учреждениях, посещение учащейся молодежью и школьниками музеев милиции, встречи с ветеранами, показательные выступления сотрудников спецподразделений, концерты с участием мастеров искусств и коллективов самодеятельного музыкального творчества сотрудников органов внутренних дел. По всем проведенным мероприятиям готовятся соответствующие материалы для размещения в СМИ.

Повсеместно традиционно проводятся мероприятия празднования дней республиканской, краевой, областной милиции, отдельных служб. Организация таких мероприятий не только служит формированию патриотических чувств у сотрудников и членов их семей, но и активно способствует укреплению авторитета и росту престижа службы в органах внутренних дел в обществе.

В формировании у личного состава патриотических чувств одно из ведущих мест принадлежит государственной символике. Государственные символы, являясь содержательной характеристикой национального самосознания, позволяют связать национальные чувства граждан с материальными носителями национально-патриотических ценностей.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» подчеркнуто, что одной из основных задач патриотического воспитания является пропаганда государственных символов.

Государственная символика обладает значительным потенциалом в работе по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений, открывает широкие возможности для формирования у личного состава устойчивого сознания, основанного на общей сплоченности вокруг единых национальных ценностей.

Государственная символика воздействует на общественное мнение и национальную идентификацию, формирует чувства патриотизма и национального сплочения. Популяризация государственной символики, формирование у личного состава уважения и любви к символам Отечества, привитие знаний истории Герба, Флага и Гимна России, умения их правильно использовать являются важнейшими направлениями деятельности воспитательных подразделений по организации патриотического воспитания.

Воспитание почтительного и уважительного отношения к государственным символам необходимо. Со сменой поколений граждан страны, политических, социальных и экономических основ государства остается неизменной задача формирования патриотизма населения как важнейшего базиса и источника процветания Отечества.

Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством преклонения перед святынями Отечества, символами государственного суверенитета. Уважение к государственным символам – не просто показатель цивилизованного патриотизма и политкорректности, но и важное достижение общей и политической культуры.

Процесс формирования культуры отношений к государственной символике перманентен и многое в его успехе зависит от усилий институтов государства и общества.

В связи с этим, распоряжением Президента России от 7 декабря 2004 года № 572-рп была одобрена Программа мероприятий по популяризации государственных символов России.

Государственная символика (Герб, Флаг, Гимн) сопровождает сотрудника на протяжении всей службы в системе МВД России, включая начальный этап – обучение в ведомственном образовательном учреждении. Значительная нагрузка и ответственность в деле формирования уважительного отношения к символам российского государства ложится на образовательное учреждение. Здесь приобретаются знания по истории государственных символов, первые навыки их правильного использования.

В процессе служебной деятельности формируется не только уважение к государственным символам, но и готовность защищать их как частицу своей Родины.

На службе сотрудник постоянно связан с символикой государства, являющейся предметом не только уважения, почитания и гордости, но и концентрированным выражением профессиональной чести и служебных традиций.

История этих символов связана с историей нашей страны и нашего народа. Они отражают определенные духовно-ценностные и геополитические традиции нации и государства, давая представление об историческом пути страны, ее месте в мировом сообществе и национальных ценностях.

Единство всякой культуры основано на общем языке ее символов. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику.

В большинстве стран государственные символы являются общенациональными и объединяющими. Они внесословны, внеклассовы, внепартийны и не меняются при смене структуры органов государственной власти.

Психологическое восприятие государственных символов позволяет определить формы и способы их изучения и внедрения в повседневную жизнь, что, наряду с целями и задачами использования, нормативным закреплением правил применения, определяет их педагогический потенциал.

В настоящее время, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, российские государственные символы учреждаются федеральными конституционными законами.

Символическое содержание (толкование) как современных Государственного герба и Государственного флага России, так и предшествующих, до недавнего времени официально определено не было. Это давало возможность и в научных исследованиях, и в быту очень разнообразно, часто вольно и необоснованно трактовать их геральдические элементы и цвета. На сегодняшний день данный вопрос упорядочен.

В Российской Федерации накоплен определенный опыт использования педагогического потенциала государственной и общественной символики в патриотическом воспитании граждан. В МВД России также наработан определенный опыт по данному направлению.

Изучение всероссийского и ведомственного опыта показало, что при вдумчивом отношении к организации воспитательной работы с использованием национальных символов у личного состава формируется устойчивое чувство гордости за свою страну и избранную профессию.

Как всякая целенаправленная, планомерная работа, популяризация в служебных и учебных коллективах органов, подразделений и учреждений системы МВД России государственных символов требует анализа имеющегося опыта, достигнутых результатов, вскрытия проблем, совершенствования путей и методов реализации стоящих перед патриотическим воспитанием личного состава целей и задач.

Опыт и достигнутые результаты использования государственной символики в патриотическом воспитании свидетельствуют о том, что в формировании патриотических чувств ей принадлежит одно из ведущих мест как структурному элементу государственности. Отношение к символике каждого отдельного гражданина, общества и государства в целом является своеобразным индикатором патриотизма, показателем степени развития патриотического сознания как на индивидуальном, так и на массовом уровне.

Опыт подтверждает, что в процессе патриотического воспитания граждан формируется уважительное отношение к государственной символике, растет интерес, в том числе у молодежи, к изучению истории государственных символов. Заметно стремление к овладению правилами использования государственной символики в служебной деятельности, в протокольной практике и в быту.

Расширяется круг форм и методов использования государственной символики в патриотическом воспитании. Появились занимательные формы популяризации символов, рассчитанные на подрастающее поколение: игры, викторины, интернет- и мультимедийные проекты. Росвоенцентр при Правительстве России констатирует устойчивую тенденцию к тому, что использование государственной символики становится составной частью системы патриотического воспитания.

Проведение мероприятий патриотической направленности с широким использованием государственной символики и точным соблюдением установленных законодательством правил стало результатом работы по подготовке кадров организаторов и специалистов патриотического воспитания, что значительно повышает эффективность воспитательного процесса.

Вместе с тем, на сегодняшний день возможности государственной символики в патриотическом воспитании в органах и подразделениях системы Министерства используются еще не в полном объеме.

В целях более эффективного функционирования системы патриотического воспитания и успешной реализации государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» необходимо подробно изучать и использовать имеющийся опыт работы по данному направлению.

Важную роль в планировании работы по патриотическому воспитанию личного состава органов, подразделений и учреждений системы МВД России играет организация контроля ее результатов.

Методологической основой для определения критериев оценки результатов работы по патриотическому воспитанию служит деятельность как процесс формирования патриотизма в сознании, ценностях, действиях, поступках и поведении сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений.

Данные критерии должны соответствовать следующим методологическим требованиям:

- являться инструментом определения реальных результатов работы по патриотическому воспитанию;

- обеспечивать соответствие оценки результатов работы по патриотическому воспитанию с его реальным состоянием;

- объективно оценивать субъективную сторону деятельности по патриотическому воспитанию, то есть категорию личного состава.

Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах.

Для определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию необходимо осуществить анализ важнейших сторон и направлений этой деятельности. В свою очередь, такой анализ основывается на определенной методике. Опыт проведения конкретных исследований работы по патриотическому воспитанию, обобщенный Росвоенцентром при Правительстве Российской Федерации, показывает, что основное содержание и последовательность этой методики включает в себя следующие моменты.

1. Составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: цель и задачи анализа; перечень важнейших направлений деятельности, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно; методы анализа и инструментарий его осуществления; рабочие гипотезы и ожидаемые результаты; порядок проведения анализа и представления его итогов.

2. Сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как самих сотрудников, так и руководителей органов и подразделений.

Источниками такой информации могут быть личные наблюдения; мнения, позиции, обращения, просьбы, жалобы и т.д.; результаты бесед, опросов, анкетирования; результаты и выводы различных проверок, итоговых мероприятий; материалы, поступающие с мест из органов и подразделений.

3. Обработку данных: группировку (систематизацию) результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера; анализ проделанной текущей работы или значительных мероприятий, требующих длительной подготовки.

4. Анализ эффективности работы руководителей и сотрудников воспитательных подразделений как непосредственных организаторов патриотического воспитания, решения ими конкретных задач и выполнения определенных функциональных обязанностей.

5. Анализ и оценку действенности воспитательной работы с личным составом (различными его категориями).

При этом, определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, эффективность мероприятий, оказывающих наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее воздействие).

6. Определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его результатах, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению.

В выводах отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом; степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т.д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия.

7. Наглядное представление основных результатов анализа (диаграммы, таблицы, схемы).

8. Информирование о данных анализа состояния патриотического воспитания и его результатах руководителей органов и подразделений.

Такова наиболее распространенная методика анализа работы по формированию патриотизма и готовности личного состава к достойному служению Отечеству и исполнению служебного долга.

Она может быть несколько упрощена за счет уменьшения объема получаемой и обрабатываемой информации, но основные ее элементы имеют постоянный характер и должны быть реализованы в ходе проводимого анализа.

В процессе изучения патриотического воспитания нередко появляется потребность в информации о таких вопросах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в результатах проведенного анализа (например, данные о мотивах, интересах, увлечениях сотрудников, военнослужащих, курсантов и слушателей, об их реальном отношении к волнующим вопросам, о жизненных планах и ориентирах).

Источником информации, необходимой для изучения этих и других явлений, присущих тем или иным членам служебного или учебного коллектива, являются его непосредственные участники. Получить такую информацию для более целенаправленной работы с учетом особенностей и реальных потребностей различных категорий личного состава, особенно молодых сотрудников, курсантов и слушателей, можно с помощью опроса.

Опрос как один из наиболее распространенных методов анализа является важнейшим и вполне доступным средством сбора первичной информации. Методика организации и проведения опроса предусматривает фиксирование и обработку ответов респондентов, полученных в ходе анализа по вопросам, содержание которых раскрывает ту или иную проблему, сторону жизни и служебной деятельности опрашиваемых, дает представление о них. При этом, общение организатора опроса с респондентом (респондентами) опосредуется специальным методическим инструментом – анкетой.

Наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса является анкетирование, которое может быть групповым или индивидуальным.

Анкета – это объединенная общим замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик изучаемого явления, процесса. Основными видами анкетирования являются: анкетирование раздаточное, почтовое и прессовое.

Вопросы анкеты классифицируются по нескольким признакам. По форме они бывают закрытые, открытые и полузакрытые. В закрытых вопросах респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из имеющихся вариантов. Закрытые вопросы, в свою очередь, подразделяются на вопросы типа «да» и «нет» (альтернативные) и «вопросы-меню» (респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких).

Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как желает (например: «Что Вас привлекает в милицейской службе?»).

Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще».

По направленности вопросы анкеты бывают прямые и косвенные; по функциям они подразделяются на фильтрующие (вопросы-фильтры) и контрольные; по значимости – на основные и второстепенные; по содержанию – на вопросы о фактах сознания, о фактах деятельности и поведения, о личности респондента.

Подготовка и проведение опроса (в том числе методом анкетирования) включают следующие основные этапы:

определение целей и задач опроса, разработка вопросов и конкретных показателей;

обоснование выборки: определение выборочной совокупности, а также правил поиска и отбора респондентов;

обоснование опросного листа (вопросника).

Вопросник или документ, предназначенный для сбора первичных конкретных данных, считается надежным, если он обоснован относительно целей его использования (обеспечивает получение необходимой информации), дает достоверную информацию и устойчивые данные, воспроизведенные при повторном опросе в аналогичных условиях.

Составление анкеты, интервью, других документов, а тем более проведение самостоятельного опроса – непростая задача, требующая знаний и опыта. Поэтому на начальном этапе своей деятельности организатор опроса, чтобы избежать ошибок, должен пользоваться уже имеющимися методиками или обратиться за помощью в его проведении к специалистам.

Дифференциация критериев и показателей по различным уровням может быть представлена в самом общем, предложенном специалистами Росвоенцентра при Правительстве Российской Федерации, виде, например, по четырехбалльной системе следующим образом:

4 – если данные показатели выражены в полной мере, проявляются постоянно и фиксируются как вполне очевидные, без каких бы то ни было сомнений;

3 – если данные показатели выражены в достаточной мере, проявляются в основном устойчиво и фиксируются как сравнительно очевидные с некоторыми сомнениями;

2 – если данные показатели выражены не в полной мере, проявляются непостоянно и фиксируются как малоочевидные со значительными сомнениями;

1 – если данные показатели выражены очень слабо, проявляются эпизодически или не проявляются совсем, фиксируются с большим трудом или не фиксируются вовсе.

Для определения результатов патриотического воспитания в прикладной педагогике используются наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация, систематизация, типологизация, шкалирование, моделирование и другие методы.

Используя методы сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, классификации и систематизации, процесс патриотического воспитания можно дифференцировать по нескольким уровням, характеризующим его качество и эффективность.

При высоком уровне процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Отношения между субъектом и объектом являются оптимальными, интересы организаторов воспитания и личным составом совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны.

Мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.

При среднем уровне процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств достижения решений ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют.

Взаимосвязи между субъектом и объектом нестабильны, интересы и устремления организаторов воспитания и личным составом совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно, наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается частично, не в полной мере.

При низком уровне процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует.

Взаимосвязи между субъектом и объектом формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

Применяя методы анкетирования, анализа результатов деятельности, тестирования, метод независимых характеристик и классификации, можно определить и дифференцировать также различные уровни развития и проявления патриотизма личности.

При высоком уровне подразумевается глубокое изучение истории и культуры страны, летопись службы; патриотическая убежденность и готовность к исполнению служебного долга; осознание личной ответственности за судьбу Родины; проявление социальной активности и гражданской зрелости; инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.

Средний уровень характеризуется восприятием истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания; владением содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество»; пониманием необходимости защиты Отечества и Закона в связи с объективной оценкой криминогенной ситуации в стране; проявлением активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных акций; высокой ответственностью, осознанием профессионального, гражданского и патриотического долга; наличием опыта преодоления моральных, волевых, физических перегрузок при патриотической мотивации своей цели.

При низком уровне понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне; слабо развиты представления о профессиональном и гражданском долге; пассивное, без проявления инициативы, выполнение служебных обязанностей или обучение.

При нулевом уровне интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненной позиции, не связываются с жизненными перспективами; понимание необходимости защиты Отечества и Закона имеет отвлеченный абстрактный характер; проявление равнодушного отношения к службе и учебе в целом; отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества; отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме; слаборазвитые морально-волевые качества; проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.

Разработка методических основ оценки работы по патриотическому воспитанию не может и не должна сводиться к формализации, констатации или фиксации результатов этой деятельности. Такой подход остается распространенным на практике, поскольку он максимально прост в своей реализации и является основой для подготовки различных отчетов, что нередко является чуть ли не главным в деятельности некоторых органов, подразделений и учреждений системы МВД России.

В действительности роль и функции объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию заключаются не в фиксации с соответствующими организационными и другими выводами в отношении «виновных», а в выявлении возможности развития, определения пути и средств повышения эффективности, достижения более высоких рубежей и показателей.

Вследствие этого подготовка основ такой методики анализа и оценки, которая имела бы достаточно универсальное, общеприменимое значение – дело непростое и творческое. Она предполагает использование всего позитивного, не только разработанного по данной проблеме в науке, но и применяемого в практической воспитательной работе в органах и подразделениях.

Важно не только учитывать современные тенденции развития отечественных и зарубежных социально-гуманитарных наук, но их традиции и несомненные достижения, которые востребованы в условиях глобальных кризисов, космополитизации общественного сознания, модернизации и депатриотизации образования, других сфер, оказывающих решающее воздействие на формирование патриотизма в российском обществе, в том числе у личного состава органах внутренних дел.

Вместе с тем, в федеральном бюджете МВД России на период до 2010 года целевые ассигнования на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию личного состава не предусмотрены. В сложившихся условиях финансирование выполняемых мероприятий осуществляется за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерства на текущие расходы, согласно установленным в МВД России приоритетам в расходовании средств.

ДКО МВД России

Под общей редакцией

доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора

Владимира Яковлевича Кикотя

Авторы-составители:

кандидат педагогических наук

Владимир Леонидович Кубышко,

кандидат юридических наук, доцент

Богдан Юльевич Дерешко

РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ 2008–2009 гг.)

Сборник

Оригинал-макет ЦОКР МВД России

Подготовлено к печати Т.О. Богатыревой

Подписано в печать 17.08.2008 г.

Формат 60х90 1/16 Бумага офсетная

Печ.л. – 22,75 Тираж 5000 экз. Заказ №

1 Далее – «внутренние войска».

2 Далее – «фотоконкурс».

3 Далее – «гран-при».

1 Далее – «фотоконкурс».

2 Далее – «МВД России» или «Министерство».

3 Далее – «внутренние войска».

4 Далее – «оргкомитет».

1 Кроме ГКВВ МВД России.

1 Далее – «Кодекс».

2 Далее – «сотрудник органов внутренних дел» или «сотрудник».

1 Далее – «МВД России».

2 Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2007 г. № 372 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531).

3 Принят Резолюцией 34/169 на 106 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 17 декабря 1979 г.

4 Принят Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 г.

1 Утверждена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 29, ст. 3698; 2001, № 1 (ч. I), ст. 2; № 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, № 27, ст. 2620; № 30, ст. 3033; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; 2007, № 10, ст. 1151; № 49, ст. 6072).

1  Кроме ГКВВ МВД России.

1 Далее – «Положение».

2 Далее – «МВД России».

3 Далее – «органы (подразделения)».

4 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 360, № 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2964; 1999, № 14, ст. 1666; № 49, ст. 5905; 2000, № 31, ст. 3204; 2001, № 1, ст. 15; № 31, ст. 3172; № 32, ст. 3316; № 53 (ч. 1), ст. 5030; 2002, № 18, ст. 1721; № 27, ст. 2620; № 30, ст. 3029; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. I), ст. 2700; № 28, ст. 2880; № 50, ст. 4847; № 52 (часть I), ст. 5038; 2004, № 30, ст. 3087; № 35, ст. 3607; 2005, № 13, ст. 1078; № 14, ст. 1212; № 19, ст. 1752; 2006, № 24, ст. 2555; № 31 (1 ч.), ст. 3420; № 31 (1 ч.), ст. 3425; № 52 (1 ч.), ст. 5498; № 10, ст. 1151; № 41, ст. 4845.

5 Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 29, ст. 3698; 2001, № 1 (часть I), ст. 2; № 53 (ч. 1), ст. 5030; 2002, № 27, ст. 2620; № 30, ст. 3033; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; 2007, № 10, ст. 1151; № 49, ст. 6072).

1 Далее – «сотрудники (стажеры)».

1 Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 февраля 2009 г. № 13293.

2 Кроме ГКВВ МВД России.

1 Далее – «Инструкция».

2 Кроме ГКВВ МВД России.

3 Далее – «органы, подразделения, учреждения системы МВД России».

4 Далее – «сотрудники».

5 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 29, ст. 3698; 2001, № 1 (ч.1), ст.2; 2001, № 53 (ч. 1), ст. 5030; 2002, № 27, ст. 2620; 2002, № 30, ст. 3033; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; 2007, № 10, ст. 1151; 2007, № 49, ст. 6072.

1 Далее – «подразделение психологического обеспечения».

2 Далее – «органы внутренних дел».

3 Далее – «сотрудники».

1 Кроме ГКВВ МВД России.

1 Кроме внутренних войск МВД России.

2 Далее – «сотрудники».

1 Далее – «суицидент».

1 Далее – «Координационно-методический совет».

2 Далее – «региональный координационно-методический совет».

1 Далее – «психологическое обеспечение работы с личным составом».

2 Далее – «подразделения психологического обеспечения».

1 Далее – «ДКО МВД России».

1 Далее – «психологическое обеспечение работы с личным составом».

1 Далее – «руководство».

2 Далее – «подразделения психологического обеспечения».

1 Далее – МВД России.

2 Музеи внутренних войск МВД России руководствуются в своей деятельности приказами и распоряжениями главнокомандующего внутренними войсками МВД России.

3 Далее – «музей».

4 Далее – «внештатный музей».

5 Далее – «комната истории».

1 Далее – «совет».

1 Утверждена приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г. № 290.

1 Далее – «МВД России».

2 Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3172; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 30 (часть 2), ст. 3616).

3 Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1 ст. 2; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 44, ст. 4989).

4 Межгосударственный стандарт «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ–7.1–2003.»; Межгосударственный стандарт «СИБИД. Библиотечная статистика. ГОСТ–7.20–2000.».

5 Далее – «библиотека».

1 Межгосударственный стандарт «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ-7.1-2003.».

2 Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 23, ст. 1961; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 49, ст. 4611; 2003, № 9, ст. 851).

1 Далее – «внутренние войска.

2 Далее – «конкурс».

3 Далее – «гран-при».

1 Далее – «конкурс».

2 Далее – «МВД России» или «Министерство».

3 Далее – «внутренние войска».

4 Далее – «оргкомитет».

1 Зарегистрирован в Минюсте 29 июня 2009 г. № 14167.

2 Далее – «органы внутренних дел».

3 Далее – «Инструкция».

1 Далее – «органы внутренних дел».

2 Далее – «Положение».

3 Далее – «Инструкция о порядке применения Положения о службе».

4 Далее – «Инструкция».

1 Далее – «подразделения по работе с личным составом».

1 Далее – «ВВК».

2 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июля 2004 г., регистрационный № 5926.

1 Далее – «ЦПД».

2 Далее – «проверка».

3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 360; № 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1666; 2000, № 46, ст. 4537; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; № 27, ст. 2700; № 28, ст. 2880; № 50, ст. 4847; 2005, № 13, ст. 1078; № 19, ст. 1752; 2006, № 31, ст. 3452.

1 Далее – «ФСБ России».

1 Материалы проверки работников, на которых личные дела не ведутся, хранятся в специально заведенном для этих целей деле.

1 Например: «Считаю возможным назначить ФИО стажером по должности дознавателя с установлением испытательного срока шесть месяцев. Полагаю необходимым закрепить наставником старшего дознавателя майора милиции ФИО.».

1 Кроме ГКВВ МВД России.

1 Далее – «комиссия».

2 Далее – «органы, подразделения, учреждения системы МВД России».

3 Далее – «сотрудники органов внутренних дел».

1 Далее – «смотр-конкурс»;

2 Далее – «музей»;

3 Далее – «комната истории»;

1 Далее – «смотр-конкурс».

2 Далее – «комната воспитательной работы».

1 Далее – «орган внутренних дел».

1 Далее – «ОВДРО».

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (часть 1), ст. 3.

2 Далее − «Соглашение».

3 Далее − «гражданские служащие».

4 Далее − «работники»;

1 Далее – «постоянный состав подразделений служебно-боевой подготовки».

1 Потребители наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, далее по тексту − «потребители наркотиков».

1 Центр психофизиологической диагностики, далее по тексту − «ЦПД».

1 Опрос с использованием полиграфа − далее по тексту «ОИП».

1 Далее − «личное поручительство» или «поручительство».

2 Российская газета,1993, № 237.

3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. ст. 503,504; 1993, № 10, ст. 360; 1993, № 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2964; 1999, № 14, ст. 1666; 1999, № 49, ст. 5905; 2000, № 31, ст. 3204; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (ч. 2), ст. 15; 2001 № 31, ст. 3172; 2001, № 32, ст. 3316; 2002, № 18, ст. 1721; 2002, № 27, ст. 2620; 2002 № 30, ст. ст. 3029, 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. I), ст. 2700; 2003, № 28, ст. 2880; 2003, № 50, ст. 4847; 2003, № 52 (ч. 1), ст. 5038; 2004, № 30, ст. 3087; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 13, ст. 1078; 2005, № 14, ст. 1212; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 24, ст. 2555; 2006, № 31 (ч. I), ст. ст. 3420, 3425, 3452; 2006, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 10, ст. 1151; 2007, № 41, ст. 4845.

4 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 29, ст. 3698; 2001, № 1 (ч. I), ст. 2; 2001, № 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, № 27, ст. 2620; 2002, № 30, ст. 3033; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; 2007, № 10, ст. 1151; 2007, № 49, ст. 6072.

1 Далее − «органы внутренних дел».

2 Далее − «сотрудник».

1 Далее – «мониторинг».

2 Далее – «члены семей погибших», «инвалиды военной травмы».

1 Далее – «органы, подразделения, учреждения системы МВД России».

1 См.: приложения № 1, 2 к методическим рекомендациям.

1 См.: приложение № 3 к методическим рекомендациям.

2 См.: приложение № 4 к методическим рекомендациям.

54