2.1. Социально-правовое изучение соискателя
Сотрудникам кадровых аппаратов, проводящим социально-правовое изучение соискателей на службу в органы внутренних дел, важно знать, что эта работа имеет свои особенности. Социально-психологическое изучение соискателей на службу показывает, что, как правило, это люди старше 25 лет, половина из них семейные, имеющие среднее или среднее специальное образование. Значительная часть из них − работники промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Многие из них принадлежат к малообеспеченным слоям населения (с относительно низким или неустойчивым заработком, потерявшие работу или уволенные с работы за какие-либо проступки).
Среди мотивов, влияющих на принятие соискателями решения поступить на службу, явно доминируют материальные: относительно стабильная заработная плата, установленные для сотрудников данной службы льготы и социальные гарантии, возможность получить жилье или улучшить жилищные условия, бесплатное обмундирование и медицинское обслуживание, более ранний срок выхода на пенсию и другое.
С учетом этих особенностей работа по организации профессионального отбора и комплексному изучению соискателей на службу должна проводиться системно в несколько этапов, основными из которых являются: предварительная беседа, наведение справок, собеседование, структурированное интервью, психологическое тестирование.
Организация отбора сотрудников на службу в органы внутренних дел
При отборе соискателей на службу в органы внутренних дел одним из наиболее эффективных методов является системный подход. Этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае организации кадрового обеспечения органов внутренних дел) как организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую множество взаимосвязанных элементов. Особенность такого формирования как система заключается в наличии многообразных связей, в том числе обратных, между ее элементами. Данное формирование как целостное образование обладает новым интегрирующим качеством. Характерными свойствами системы являются, прежде всего, целостность, взаимосвязь ее элементов, динамическое равновесие, саморазвитие.
Отбор кадров на службу в органы внутренних дел представляет собой единый комплекс пяти основных форм его обеспечения: научно-методической, организационной, кадровой, материально-технической, программной.
Кадровое обеспечение отбора − это привлечение всех необходимых специалистов на разных этапах работы: наиболее опытных сотрудников кадровых аппаратов, подразделений по организации воспитательной и психологической работы.
Материально-техническое обеспечение отбора − необходимое финансирование проводимых мероприятий и оснащенность их требуемой организационной техникой.
Программное обеспечение предусматривает автоматизацию отдельных этапов отбора кадров с использованием соответствующих компьютерных программ.
Существуют следующие научно-методические принципы отбора сотрудников на службу в органы внутренних дел:
• комплексность − всестороннее исследование и оценка личности соискателя (изучение биографических данных, профессиональной карьеры, уровня профессиональных знаний и умений, деловых и личных качеств, состояния здоровья, мнения коллег о нем);
• объективность − повторяемость результатов оценки указанных качеств соискателя при повторных отборах, а также сведение к минимуму влияния субъективного мнения руководителя принимающего окончательное решение;
• непрерывность − постоянная работа по отбору лучших специалистов, формирование кадрового резерва для руководящих должностей;
• научность − использование в процессе подготовки и проведения отбора последних научных достижений и новейших технологий.
Научно и методически обоснованный отбор кадров позволяет избежать главной и широко распространенной ошибки − субъективности оценки соискателя, сильного влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о его приеме на службу.
Этапы социально-психологического изучения соискателей на службу в органы внутренних дел
Предварительная беседа
На этом этапе производится предварительное изучение основных характеристик соискателя, позволяющих или не позволяющих ему поступить на службу в органы внутренних дел (возраст, состояние здоровья, наличие требуемой специальности и квалификации и т. д.).
В ходе предварительной беседы происходит знакомство с соискателем. Для этого необходимо представиться: назвать свою должность, специальное звание, фамилию, имя, отчество. Разговор будет более доверительным и открытым, если соискатель будет обращаться к Вам по имени-отчеству. Спросите, как он узнал об имеющейся вакансии. Обратите внимание: узнал ли он заранее Ваше имя, правильно ли его произносит; назвал ли он свое имя; сразу ли четко сформулировал цель обращения или говорит много лишних вступительных слов.
Соискатель должен кратко рассказать о себе главное: возраст; образование; отношение к службе органах внутренних дел (проходил ли военную службу по призыву, является ли военнообязанным); опыт прошлой работы; на какую должность претендует; уровень квалификации и опыт работы в требуемой должности, владение необходимыми знаниями и навыками. По Вашей просьбе должен рассказать о своем местожительстве, семейном положении и состоянии здоровья. Постарайтесь не прерывать его рассказ, даже если соискатель называет свои характеристики не в порядке значимости, говорит о том, что Вас не интересует и употребляет много лишних слов. Если время разговора ограничено, то слишком многословному собеседнику лучше задавать вопросы. Обратите внимание: соответствует ли соискатель квалификационным требованиям по штатной должности, на которую он хочет поступить; на степень его заинтересованности и настойчивости; на его речь (манера говорить, использование литературного языка или жаргона, специфичного для определенного социального круга, скорость речи, краткость и точность формулировок, громкость голоса).
В ходе предварительной беседы необходимо быть готовым к тому, что соискатель задаст вопросы, касающиеся содержания, специфики и условий его будущей профессиональной деятельности. Даже если соискатель сразу не подходит, следует ответить на его вопросы, не раскрывая конфиденциальной информации, составляющей служебную тайну. Если же Вы решили продолжать работу с соискателем, то подробные ответы на вопросы позволят ему лучше обдумать ситуацию и более взвешенно принять окончательное решение о поступлении на службу в органы внутренних дел. Необходимо учитывать, что отказ отвечать на вопросы или уклончивые ответы могут сформировать в сознании соискателя по отношению к Вам настороженность и даже отрицательное отношение. Обратите внимание: задает ли соискатель подробные вопросы, и какие именно; умеет ли внимательно слушать, не перебивая, не переспрашивая, не задавая наивных вопросов; записывает ли важную информацию, не полагаясь только на память; достаточно ли настойчив в выяснении интересующей его информации или робок и уступчив; реагирует спокойно или слишком эмоционально; устраивают ли его Ваши ответы о будущей работе, судя по тону его голоса и отдельным репликам.
Если соискатель предварительно подходит, пригласите его на собеседование. Назначьте день и час собеседования. Перечислите все необходимые к собеседованию документы: паспорт (удостоверение личности, военный билет), документ об образовании (полученной специальности), характеристика с последнего места работы (службы) или учебы. Попросите обдумать заранее ответы на сложные вопросы (например, отношение к выполнению служебных задач не только в обычных, но и в экстремальных, связанных с риском для жизни и здоровья условиях; отношение к выполнению служебных задач по охране общественного порядка, борьбе с преступностью; сможет ли ездить в длительные и дальние командировки, работать в выходные дни и т.д.). Обязательно спросите соискателя о том, кто может дать характеристику его профессиональных и личностных качеств.
Обратите внимание: как соискатель реагирует на приглашение, на собеседование (рад этому или безразличен); соглашается ли на предложенное Вами время или пытается предложить более удобное для себя; как реагирует на вопросы, предложенные Вами для обдумывания (выражает готовность сразу ответить на них или задумывается, колеблется); с готовностью ли соглашается предоставить телефоны и адреса его бывших сослуживцев и руководителей или пытается утаить эту информацию.
Последнее впечатление соискателя о Вас должно остаться наилучшим. Поэтому, как только Вы достигли цели предварительной беседы, завершайте разговор, произнеся одну из подходящих к данному случаю фраз: «Главное мы обсудили, жду Вас на собеседование», «Спасибо, Вы сказали мне главное, детали обсудим при встрече», «Рад был с Вами познакомиться, всего Вам доброго».
Наведение справок
На этом этапе собирается как можно более полная и объективная информация о жизни и деятельности соискателя в период, предшествующий обращению его в кадровые органы по поводу поступления на службу.
Для повышения точности оценки деловых и личностных качеств соискателя можно встретиться с бывшими сослуживцами и руководителями по месту предыдущей работы соискателя. За этой информацией можно также обратиться к участковому инспектору, соседям по квартире (дому), в ЖЭУ, домоуправление. Необходимо учитывать, что подобная информация, собранная по телефону будет менее точной.
Наводя справки о соискателе, главное внимание следует обращать на характеристику таких его качеств как: честность, порядочность, ответственность, исполнительность, отношение к порученному делу, отношение к себе и окружающим людям, умение строить с окружающими людьми нормальные взаимоотношения, конфликтность, правопослушность, отношение к алкоголю и наркотикам.
Полученная путем наведения справок информация о соискателе позволит составить его общую характеристику, которая будет наиболее полной и правдивой.
Собеседование
Общие рекомендации
Установите взаимопонимание и искренность с соискателем, дайте ему (ей) почувствовать себя свободно и естественно.
В ходе собеседования старайтесь быть объективны и концентрируйте внимание на требованиях к работе.
Не оценивайте соискателя по первому впечатлению и не спешите с выводами, пока не дослушаете до конца и не получите всю информацию.
Подготовьте структурированный перечень вопросов, которые будут задаваться всем соискателям, но будьте достаточно гибки в этом, чтобы исследовать и другие возникающие вопросы.
5. Будьте опытнее и искуснее соискателя в ведении беседы.
Место собеседования
Обстановка в которой проводится собеседование играет важнейшую роль в формировании первого впечатления соискателя о подразделении и о Вас лично. Ваш кабинет − визитная карточка вашего подразделения, отражающая его имидж (образ), являющаяся элементом корпоративной культуры. Корпоративную культуру сотрудников органов формируют следующие проявления: положительный имидж ведомства; история ведомства, Вашего подразделения; герои и выдающиеся сотрудники Вашего подразделения; задачи, выполняемые подразделением; символика, подразделения; стиль взаимоотношений с сотрудниками вашего подразделения и гражданами; язык общения, терминология, профессиональный жаргон; стиль руководства, система поощрений и наказаний; традиции, церемонии, ритуалы. Желательно, чтобы как можно больше элементов корпоративной культуры нашли свое воплощение в Вас и в обстановке помещения, в котором проводится собеседование.
Интерьер
Критически осмотрите свой кабинет и ответьте себе на вопрос: что говорит этот кабинет о Вас и о вашем подразделении?
Разместите на видном месте элементы корпоративной культуры: стенды с историей МВД, подразделения; портреты героев, выдающихся сотрудников; дипломы, грамоты, призы, девизы, эмблемы, знаки, лозунги, плакаты и т. п.
Мебель должна быть выдержана в едином стиле, быть исправной и не старой.
Подбирая цвет стен кабинета, ориентируйтесь на свой вкус. Рекомендуемые цвета: бежевый, светло-серый, голубой, светло-зеленый.
Организуйте пространство и используйте мебель так, чтобы было легко поддерживать порядок в служебных документах.
Ваш стол должен быть образцом порядка и аккуратности. Он должен находиться прямо на виду у входящего. Вы должны сидеть спиной к стене и лицом к двери.
Хорошо если Ваш стул или кресло вращается и несколько выше, чем у посетителей. Это подчеркивает высокий статус.
Для посетителей подготовьте стулья и кресла более простые, чем у Вас и расположите их на расстоянии 1−2 метра. Вы должны видеть посетителя во весь рост, чтобы замечать все его телодвижения.
Для нежелательных посетителей можно подготовить более жесткие стулья и расположить их дальше 2 метров от Вас так, чтобы человек сидел спиной к двери.
Номера телефонов и документы храните так, чтобы посетитель не смог их увидеть.
Следите за чистотой и порядком в Вашем кабинете. Наилучшей позицией для беседы с соискателем является угловая. Об отношении к Вам незнакомого собеседника может сказать выбор им самим позиции для собеседования. Для этого необходимо приготовить стулья или кресла для соискателя во всех возможных позициях и посмотреть, какое именно он выберет.
Первое впечатление о соискателе
Решающую роль в формировании первого впечатления о соискателе играет манера поведения и речи человека, его имидж: характерные позы, жесты, походка, выражение лица и глаз, голос и манера говорить. Вы можете оценить степень уверенности в себе, спокойствия и естественности поведения соискателя по следующим признакам:
• опоздал или пришел вовремя;
• постучал в дверь (робкий, воспитанный) или вошел сразу (самоуверенный, невоспитанный);
• как поздоровался (голос тихий, тонкий, заискивающий, спокойный, уверенный, громкий, претендующий на особое внимание);
• как закрывает за собой дверь (поворачивается к Вам спиной или закрывает, глядя на Вас);
• походка (робко семенит, по-военному чеканит шаг, идет спокойной, размеренной походкой);
• осанка (согнут «под грузом проблем», «задирает нос», подтянут и строен).
Характерные позы, стоя
Руки опущены вдоль тела − уверенный в себе человек, который в любых ситуациях действует спокойно и разумно. Его слова и поступки продуманы, логичны и корректны. Человек открыт и ведет себя естественно, чего ожидает и от других.
Руки в карманах или на бедрах − человек настроен воинственно или самоуверенно, свидетельствует о его авторитарности, стремлении влиять на других, командовать.
Руки скрещены на груди − неуверенный в себе человек, пытающийся скрыть это. Если в такой позе слушатель, это свидетельствует о его несогласии с Вами, нежелании дальше слушать. Если в такой позе говорящий, то можно усомниться в его правдивости и искренности.
Руки заложены за спину − жест превосходства и самоуверенности. Человек контролирует себя и вряд ли говорит всю правду.
Условно можно разделить все позы и жесты на закрытые (скрещенные руки или ноги), свидетельствующие о самозащите, неискренности и недоброжелательности, и открытые, свидетельствующие об уверенности в себе, спокойствии и готовности к контакту и взаимопониманию.
Внешность
Внешность имеет существенное значение при оценке человека другими людьми. Часто первое впечатление о человеке складывается только по его внешности, что является неправильным. Однако Вы можете получить достаточно достоверную информацию о состоянии здоровья, характере и привычках соискателя, если сосредоточите свое внимание на следующих внешних признаках:
• белки глаз, имеющие красные прожилки сосудов, свидетельствуют об истощении нервной системы и хронической усталости;
• анемическая бледность кожи лица встречается у людей со сниженным общим тонусом и слабым здоровьем;
• покраснение кожи лица может свидетельствовать о повышенном кровяном давлении или о бойцовском характере, напористом и целеустремленном;
• темные круги под глазами свидетельствуют о нарушениях сердечнососудистой деятельности, урологических заболеваниях или переутомлении;
• «мешки» под глазами и отечности лица могут быть следствием заболеваний или неумеренного пьянства;
• перхоть в волосах и влажность рук являются признаками повышенной чувствительности нервной системы и раздражительности;
• холодные руки бывают при повышенном кровяном давлении, сопровождающемся пониженной утомляемостью и низкой работоспособностью;
• беспокойные движения глаз могут быть при страхе, неврастении; немигающий, «змеиный взгляд» бывает при душевных заболеваниях и измененных состояниях сознания;
• красный нос, красная кожа лица и дрожание рук могут быть признаками алкоголизма;
• взгляд «глаза в глаза» свидетельствует о деловом настрое собеседника;
• взгляд в область рта собеседника способствует созданию атмосферы непринужденного общения;
• взгляд искоса, сопровождающийся опущенными или нахмуренными бровями или опущенными уголками рта свидетельствует о подозрительном критическом отношении или враждебности;
• лишний вес свидетельствует о нарушении обмена веществ или о низкой самооценке человека.
Одежда Что должно насторожить во внешности соискателя:
• неделовой стиль одежды (спортивная одежда и обувь, одежда для отдыха или особо торжественных случаев); вызывающе яркая одежда и обувь; массивные или многочисленные украшения у мужчин;
• дорогие ювелирные украшения у женщин; несочетающиеся элементы гардероба; поношенная или неопрятная одежда;
• старомодная одежда, обувь и аксессуары, одежда с чужого плеча, в которой неловко себя чувствует;
• несоответствующая случаю сумка.
Создание благоприятной атмосферы
В самом начале беседы Вы должны взять на себя задачу создания благоприятной атмосферы взаимного доверия и искренности. Соискатель в той или иной степени испытывает напряжение и волнение, которое помешает обеим сторонам добиться своих целей. Поэтому первые несколько минут необходимо отвести на адаптацию посетителя к новым для него условиям. После того как он осмотрелся вокруг и приготовился слушать, можно задать ему один или несколько нейтральных вопросов: «Как Вы доехали?», «Где Вы живете?», «Как настроение?». Если посетитель продолжает нервничать (побледнел, дрожат голос или руки, совершает нервные движения), можно применить дополнительные приемы снятия напряжения: попросить его придвинуть стул, плотнее закрыть дверь, разложить принесенные документы, сделать соискателю комплимент, подчеркнуть свое добродушие и простоту. Применяя указанные приемы, продолжайте внимательно, но незаметно наблюдать за поведением соискателя во время собеседования.
Знакомство с документами и заполнение анкеты
Вы должны ознакомиться с документами соискателя, а он в это время должен заполнить анкету (примерная анкета представлена в приложении 1). По ходу заполнения анкеты соискатели могут задавать вопросы и высказывать критические замечания. Если соискатель не понимает смысла простых и стандартных вопросов, то, возможно, он не слишком умен. Если задает слишком много вопросов по каждому пункту, то тем самым проявляет свою нерешительность и несамостоятельность. Опытный человек заполняет анкету не торопясь, грамотно, аккуратно, задает только умные вопросы и подчеркивает в ответах выигрышную для себя информацию. Когда Вы ознакомитесь с документами и убедитесь, что возраст, образование, квалификация, опыт работы и другие, документально подтвержденные характеристики соискателя соответствуют предъявляемым требованиям, можно переходить к собеседованию.
Структурированное интервью
Следующим этапом комплексного изучения личности соискателя на службу в органы внутренних дел является структурированное интервью. Структурированное интервью со стандартными, записанными вопросами и ответами повышают точность собеседования как метода изучения соискателя.
Цель интервью − оценка профессионально важных и личных качеств соискателя, таких как: профессиональные знания и опыт работы; степень заинтересованности в данной работе; активность или пассивность жизненной позиции; целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей; степень самостоятельности в принятии решений и ответственности за результаты своей работы; стремление к лидерству, способность руководить и подчиняться; способность творчески подходить к решению проблем; готовность рисковать или излишняя осторожность; степень самокритичности и объективность оценок; умение хорошо говорить и слушать; внешность и манера поведения; честность и порядочность.
В ходе структурированного интервью рекомендуется задать соискателю следующие вопросы.
1. Расскажите немного о себе.
При ответе соискателя на этот вопрос обратите внимание на следующее:
• формально излагает биографические данные или сразу выкладывает «козыри», подчеркивая свое желание и возможность служить в органах внутренних дел в определенной должности;
• излагает только главное, то есть говорит о своей квалификации, опыте, ответственности, заинтересованности, трудолюбии и порядочности или приводит не относящиеся к делу факты;
• говорит кратко, ясно, точно или напротив, неуверенно, плохо выражает свои мысли;
• держится и говорит спокойно, уверенно или не уверен в себе.
2. Как смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности и как с ними справляетесь?
Одни люди высказываются в том смысле, что жизнь трудна, очень много проблем, большинство из которых неразрешимы, что люди злы и недоброжелательны, что в жизни мало радости и все решает судьба, случай или другие люди, но не он сам. Значит перед вами человек пассивный, неуверенный в себе, не доверяющий другим, пессимистично настроенный и несчастливый (неудачник).
Другие люди высказываются о жизни позитивно: жизни без проблем не бывает, трудности преодолимы, судьба и карьера человека в его руках, люди доброжелательны и готовы к сотрудничеству, человек сам кузнец своего счастья. Так говорит человек, занимающий активную жизненную позицию, наделенный на успех, готовый взять на себя ответственность, слишком взаимодействующий с людьми и умеющий радоваться жизни.
3. Чем Вас привлекает служба в органах внутренних дел на данной должности?
Плохо, если соискатель отвечает расхожими фразами: «Меня привлекают интересная работа, стабильность, перспектива роста, социальные льготы и гарантии...». Хорошо, если соискатель приводит серьезные, конкретные доводы: желание применить свою квалификацию и опыт там, где они могут дать наибольшую отдачу и будут по достоинству оценены, привлекательность службы в интересах общества и государства.
4. Почему Вы считаете себя достойным служить в этой должности? В чем Ваши преимущества перед другими соискателями?
Это наилучший вопрос для соискателя, чтобы без ложной скромности назвать свои главные преимущества перед другими претендентами. При этом он должен продемонстрировать свое умение убеждать, подчеркивая свои преимущества. Плохо, если соискатель на этот вопрос отвечает слабыми аргументами и приводит свои формально-биографические характеристики.
5. Каковы Ваши сильные стороны?
Хорошо, если соискатель подчеркивает в первую очередь те качества, которые требуются для службы в данной должности и приводит убедительные подтверждения на конкретных фактах. Однако Вы можете услышать часто повторяющиеся штампы: «Я общительный, аккуратный, исполнительный» и тому подобное. Попросите уточнить, в чем проявляется его общительность, аккуратность, исполнительность, чего он достиг благодаря своим сильным качествам.
6. Каковы Ваши слабые стороны?
От умного соискателя напрасно ждать покаяния в грехах и длинного перечня его недостатков. Он постарается повернуть ответ так, чтобы еще больше повысить свои шансы: «Не умею отдыхать, хорошо чувствую себя только, когда работаю» или «Слишком требователен к себе и другим».
7. Почему Вы ушли с предыдущей работы (места службы)?
Плохо, если причиной ухода был конфликт, если соискатель ругает установленные там порядки и своего руководителя. Уход с работы из-за конфликта является бегством от трудностей, признанием собственного поражения, накладывающим отпечаток на самооценку личности. Негативное отношение к людям, привычка конфликтовать с сослуживцами, а особенно с руководством, является устойчивой характеристикой личности и обязательно проявится в той или иной форме на новой работе.
Хорошо, если соискатель подчеркивает то позитивное, что было в его предыдущей работе и взаимоотношениях с людьми, и назовет такие достойные причины, как желание более интересной (высокооплачиваемой, дающей возможности профессионального роста, самосовершенствования) работы и стремление наиболее полно реализовать свои возможности.
8. Почему Вы решили переменить место работы?
Этот вопрос необходимо задать соискателю, который на момент собеседования работает. Как и при ответе на предыдущий вопрос, не с лучшей стороны охарактеризует соискателя рассказ о конфликте. Тогда как стремление к профессиональному росту, расширению сферы применения своих знаний и умений, служению общественно полезному делу уважается и приветствуется.
9. Думали ли Вы о возможности служить (работать) не в нашем подразделении, а в других службах органов внутренних дел?
Положительно, если соискатель расскажет о приглашениях (возможности устроиться) на службу (работу), но отметит особую заинтересованность именно в этой, выкажет желание получить максимальное удовлетворение от своей работы. Его настроение не только влияет на его здоровье и моральный климат в коллективе, но является необходимым важнейшим условием высокой эффективности служебной деятельности, надежной гарантией от ошибок и халатности.
10. Насколько Вы успешно прошли собеседование в других местах?
Этот вопрос необходимо задать соискателю, который уже пытался устроиться на службу (работу) в других местах. Важно узнать, по каким причинам он не прошел собеседований в одних местах и успешно прошел в других.
11. Не помешает ли Ваша личная жизнь службе в данной должности, связанной с дополнительными нагрузками (ненормированный рабочий день, возможность выполнения служебно-боевых задач в условиях, связанных с риском для жизни и здоровья, длительные и дальние командировки, дежурства в выходные и праздничные дни)?
12. Как Вы представляете свое положение через три (пять) лет? Многие безынициативные люди, не планирующие свою карьеру и жизнь, отвечают, что не представляют себе таких дальних перспектив. Человек, нацеленный на личный успех, с готовностью расскажет о своем планируемом профессиональном росте, о возможных и жизненных целях.
13. К кому можно обратиться за отзывом о Вашей службе (работе)? Хорошо, если соискатель с готовностью предоставляет телефоны или адреса бывших сослуживцев и руководителей. Утаивание подобной информации сразу обнаружит отсутствие положительных рекомендаций или неопытность соискателя.
К числу основных можно добавить следующие вопросы: «Что Вы можете рассказать о своих профессиональных связях, которые могли бы использовать на службе в органах внутренних дел?», «Как Вы повышаете свою профессиональную квалификацию?», «Чем Вы любите заниматься в свободное время?».
14. Какие вопросы есть у Вас?
Вопросы соискателя могут не менее точно охарактеризовать его, чем предыдущие ответы. Хорошо, если соискатель заранее заготовил достаточное количество важных для него вопросов и плохо, если не задает ни одного.
Основное, что должен знать соискатель о службе в органах внутренних дел в данной должности:
• характер и особенности служебных задач, выполняемых подразделением;
• места выполнения служебных задач;
• режим службы, регламент служебного времени;
• содержание и условия будущей профессиональной деятельности в данной должности, их особенности;
• характер взаимоотношений между сотрудниками в Вашем подразделении;
• размер денежного содержания, других выплат, социальные льготы и гарантии, нормы обеспечения по основным видам довольствия.
Все ответы соискателя должны быть прямыми и точными, свидетельствующими о правильном понимании смысла и стремления не уводить ответ в сторону от темы.
Есть два основных способа узнать, насколько правдив соискатель, когда рассказывает о себе и отвечает на вопросы.
1. Вербальный (словесный) способ.
Вариант 1: Поймать на противоречии.
Для этого в структурированное интервью необходимо вставить вопросы, совпадающие по смыслу, но различающиеся по формулировке. Например, в начале интервью можно спросить: «Опишите, пожалуйста, профессиональную деятельность, которая была бы для Вас наилучшей», а ближе к концу собеседования спросить: «Что бы Вы изменили в своей будущей профессиональной деятельности, чтобы она стала для Вас идеальной? «Если соискатель дает совершенно разные по сути ответы, значит хотя бы в одном случае говорит неправду.
Вариант 2: Спросить, кто может его рекомендовать.
Если соискателя смущает такая просьба, и он отказывается или затрудняется дать адреса и телефоны, то в его искренности можно усомниться.
Вариант 3: Ловушка.
Если соискатель называет свои знания, умения и навыки в определенной области, можно сразу выборочно проверить его, попросив их продемонстрировать.
2. Невербальный (по языку жестов).
Как только человек начинает лгать, его тело самопроизвольно делает определенные движения, выдающие ложь. В процессе лжи подсознание посылает некую нервную энергию, которая проявляет себя в виде жеста, противоречащего тому, что сказал человек.
Среди микрожестов, свидетельствующих о лжи, можно выделить следующие: движение лицевых мышц, реакция зрачков, покраснение или побледнение кожи, увеличение количества миганий глаз и другие.
Вариант 1: Жесты.
Прикрытие рта рукой (руками); прикосновение ко рту; прикосновение к носу; потирание глаза; почесывание шеи и оттягивание воротника; мимика испуга.
Вариант 2: Отведение взгляда или частые моргания.
Вариант 3: Нервные движения.
Вариант 4: Внезапные хрипота и покашливания.
Вариант 5: Повышение тембра голоса.
Вариант 6: Неоконченные фразы.
По окончании собеседования необходимо сообщить соискателю о том, что все поступающие в Ваше подразделение на службу в обязательном порядке проходят профессионально-психологический отбор, включающий, кроме собеседования и анкетирования, психологическое тестирование.
Социально-психологическое изучение соискателя
На предварительном этапе профессионального отбора после кадровой социально-правовой проверки, осуществляется социально-психологическое изучение соискателя. В этих целях психологом подразделения, куда оформляется на должность соискатель, проводится психодиагностическое обследование и собеседование, в процессе которых происходит изучение личностных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, социально-психологических качеств соискателя с помощью комплекса средств: психодиагностических методик; структурированного собеседования; визуальной психодиагностики в процессе наблюдения. Результатом комплексного изучения является выявление у соискателя ряда факторов риска, которые будут свидетельствовать либо о наличии наркозависмости, либо о существовании склонности к ее образованию.
Психодиагностическое обследование соискателя
Психодиагностическое обследование (заполнение опросных листов, анкет и бланковых методик) можно проводить одновременно для группы соискателей, собеседование же (совмещенное с использованием некоторых проективных методик) проводится строго индивидуально. Результаты психодиагностического обследования, наблюдения и собеседования с соискателем психолог фиксирует в протоколе обследования. Затем, на основе анализа всей совокупности данных, характеризующих соискателя, психологом выносится заключение.
Методики, направленные на изучение интеллектуальных и когнитивных качеств, могут выявить негативные особенности интеллектуальной сферы соискателя, выраженные в пониженной умственной работоспособности, быстрой психической истощаемости, неустойчивости внимания, нарушении непосредственной и опосредованной памяти, примитивности, низком категориально-понятийном уровне мышления. Указанные выше характеристики интеллектуальной сферы могут быть как проявлением существующей зависимости от наркотиков, так и условием способствующим формированию данной зависимости.
Методики изучения личностных качеств выявляют круг проблем, вызванных негативными личностными чертами, которые могут явиться хорошей почвой для развития наркомании. К числу таких негативных особенностей личности относится: выраженные акцентуации (заострение личностных черт) характера; черты психического инфантилизма, эмоциональной незрелости; нервно-эмоциональная неустойчивость; склонность к компульсивным, асоциальным формам поведения; симптомы проявления посттравматического стрессового расстройства и т.д.
Методики, оценивающие эмоциональное состояние соискателя, могут выявить у него различные проявления психоэмоциональной дезадаптации, наличие аффективных расстройств (повышенной возбудимости, вспыльчивости, эмоциональной лабильности, тревожности, депрессии, склонности к неадекватному реагированию на незначительные психотравмирующие обстоятельства и т.д.). Такие негативные эмоциональные проявления могут быть следствием употребления наркотических средств или психотропных веществ и быть неблагоприятным фоном для развития наркомании.
Структурированное собеседование с соискателем
Важным элементом социально-психологического изучения является структурированное собеседование, проводимое психологом индивидуально с каждым соискателем после психодиагностического обследования с целью изучения данных анамнеза и выявления ряда биологических, психологических, социальных факторов риска, способствующих формированию наркозависимости (например, наследственной алкогольной отягощенности, фактов употребления наркотиков в семье соискателя, посещения соискателем мест развлечений, являющихся основными местами распространения наркотиков и т.п.). Полная структура собеседования с выделенными ключевыми моментами по выявлению факторов риска наркотизации представлена в приложении № 1.
Визуальная психодиагностика соискателя
В процессе психодиагностического обследования и собеседования психолог, используя методы визуальной психодиагностики, наблюдает за соискателем. Объектом наблюдения являются особенности внешнего облика и внешние компоненты психической деятельности соискателя (двигательные, речевые, вегетативные и др.), ряд из которых может косвенно указывать на возможность употребления соискателем наркотиков. Схема наблюдения за соискателем, а так же перечень внешних признаков, характерные для лиц, употребляющих наркотики, представлены в приложении № 2.
По совокупности всех данных, полученных в результате социально-психологического изучения соискателя, психолог составляет заключение с выводом «рекомендован», «рекомендован условно» или «не рекомендован». Заключение психолога представляется в кадровый аппарат и руководителю того структурного подразделения, где планируется использование соискателя. При положительном выводе психолога (вывод «рекомендован») кадровый аппарат оформляет направление на медицинское освидетельствование соискателя в военно-врачебных комиссиях органов внутренних дел, являющееся основанием для проведения экспертизы его профессиональной психологической пригодности центрами психодиагностики. Заключение на соискателя с выраженными негативными социально-психологическими параметрами (вывод «не рекомендован») может служить основанием для прекращения его дальнейшего изучения.
Вывод «рекомендован условно» выносится для соискателей, при социально-психологическом изучении, которых был выявлен ряд факторов риска (в том числе риска наркотизации), наличие которых не позволяет надежно прогнозировать успешность их службы. Факторы риска указываются в заключении. В отношении данных соискателей так же проводится кадровое социально-правовое изучение, они получают направление на медицинское освидетельствование и экспертизу профессионально-психологической пригодности, но подвергаются более тщательной углубленной проверке в связи с выявленными факторами риска. Таким образом, на предварительном этапе профессионального отбора происходит отсев соискателей с выраженными негативными личностными особенностями и выявление соискателей − носителей «факторов риска» (в том числе указывающих на склонность либо вероятность фактов употребления соискателем наркотиков в прошлом или настоящем), требующих более тщательной диагностики на последующих этапах профессионального отбора.
- Содержание
- Положение о фотоконкурсе мвд России «Открытый взгляд»
- I. Общие положения
- II. Основные задачи фотоконкурса
- III. Конкурсная комиссия
- IV. Порядок и условия проведения фотоконкурса
- V. Оценка конкурсных работ участников и награждение победителей фотоконкурса
- Заявка на участие в фотоконкурсе мвд России «Открытый взгляд»
- Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-этические правила поведения сотрудника
- Глава 4. Культура речи и правила служебного общения
- Глава 5. Руководитель и служебный коллектив
- Глава 6. Отдельные проблемы профессиональной этики
- Глава 7. Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника
- Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Задачи наставничества
- III. Организация наставничества
- IV. Обязанности и права наставника
- V. Планирование работы наставника
- VI. Завершение наставничества
- Индивидуальный план обучения и воспитания сотрудника (стажера)
- Отчет об итогах наставничества
- Инструкция
- I. Общие положения
- II. Организация проведения служебной проверки
- III. Полномочия участников служебной проверки
- IV. Порядок проведения служебной проверки
- V. Оформление результатов служебной проверки
- Типовое положение о подразделении психологического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Основные задачи подразделения психологического обеспечения
- III. Основные функции подразделения психологического обеспечения
- IV. Организация и обеспечение деятельности подразделения психологического обеспечения
- Инструкция об организации работы по профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы мвд России
- I. Общие положения
- II. Основные направления работы по профилактике
- III. Обязанности должностных лиц по профилактике
- IV. Особенности организации и проведения служебных проверок
- V. Порядок информирования Департамента кадрового
- Примерная форма психологического заключения по факту суицидального происшествия
- Карта учета и анализа суицидального происшествия
- Заключение служебной проверки по факту суицидального происшествия
- Положение о Координационно-методическом совете по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы мвд России
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Координационно-методического совета
- III. Основные функции Координационно-методического совета
- IV. Порядок формирования и организация деятельности
- Типовое положение о региональном координационно-методическом совете по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы мвд России
- I. Общие положения
- II. Основные задачи регионального
- III. Основные функции регионального
- IV. Порядок формирования и организация деятельности
- Положение об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Руководство деятельностью музеев и комнат истории
- III. Внештатные музеи и комнаты истории
- IV. Основные функции и задачи музеев
- V. Основные направления музейной деятельности
- VI. Научное комплектование музейных фондов
- VII. Музейный фонд и научно-фондовая работа
- VIII. Научно-исследовательская работа
- IX. Научно-экспозиционная работа
- X. Научно-просветительная, методическая
- XI. Финансирование, материально-техническое обеспечение
- Положение о порядке организации работы библиотек органов внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Руководство деятельностью библиотек
- III. Задачи и функции библиотеки
- IV. Библиотечное обслуживание пользователей
- V. Состав и комплектование библиотечных фондов
- VI. Организация библиотечных фондов
- VII. Учёт библиотечных фондов
- VIII. Организация работы библиотеки
- IX. Документация библиотек
- X. Финансирование и материально-техническое обеспечение библиотеки
- Положение о литературном конкурсе мвд России «Доброе слово»
- Общие положения
- Основные задачи конкурса
- Конкурсная комиссия
- Порядок и условия проведения конкурса
- Оценка конкурсных работ участников
- Заявка на участие в литературном конкурсе мвд России «Доброе слово»
- План мероприятий по совершенствованию работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации
- Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Отбор кандидатов на службу (работу) в органы
- III. Изучение кандидатов для поступления на службу (работу)
- IV. Проверка кандидатов, принимаемых на службу (работу)
- V. Принятие решения о приеме кандидата на службу (работу)
- Заявление
- Автобиография ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
- Заключение о приеме на службу в органы внутренних дел
- План проведения проверки по учетам и месту жительства
- Заключение проверки (дополнительной проверки) по учетам и месту жительства
- Обязательство
- Типовое положение о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике
- I. Общие положения
- II. Задачи комиссии
- III. Функции комиссии
- IV. Права комиссии
- V. Порядок работы комиссии
- VI. Регламент заседания комиссии
- Распоряжение
- Методические рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучший музей, комнату истории органов внутренних дел
- I. Общие положения
- II. Основные задачи проведения смотра-конкурса
- III. Конкурсная комиссия по определению победителей
- IV. Порядок и условия проведения смотра-конкурса
- V. Критерии оценки работы музея, комнаты истории
- Методические рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучшую комнату воспитательной работы органов внутренних дел
- I. Общие положения
- II. Задачи проведения смотра-конкурса
- III. Конкурсная комиссия по определению победителей
- IV. Порядок и условия проведения смотра-конкурса
- V. Критерии оценки деятельности комнаты
- Методические рекомендации по организации и проведению единых дней государственно-правового информирования сотрудников органов внутренних дел
- Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений мвд России
- Аналитический обзор о результатах психологического обеспечения работы с личным составом и профилактики суицидальных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации в 2008 году
- Относительный показатель самоубийств, совершенных сотрудниками мвд, гувд, увд по субъектам Российской Федерации, увдт в 2008 году
- 2. Выявление потребителей наркотиков на предварительном этапе профессионального отбора
- 2.1. Социально-правовое изучение соискателя
- 2. Выявление потребителей наркотиков на основном этапе профессионального отбора
- 3. Заключительный этап профессионального психологического отбора
- Структура собеседования с соискателем на предварительном этапе профессионального отбора
- Мероприятий мвд России по подготовке и проведению празднования
- 1941−1945 Годов
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Методические рекомендации по использованию института личного поручительства в системе органов внутренних дел Российской Федерации
- Общие положения
- II. Цели личного поручительства
- III. Порядок оформления личного поручительства
- IV. Поощрение и ответственность поручителя
- I. Общие положения
- II. Методы мониторинга
- III. Содержание мониторинга
- IV. Порядок проведения мониторинга
- Анкета для проведения социологического обследования члена семьи (отца, матери, вдовы, вдовца, опекуна) сотрудника, погибшего при исполнении служебных обязанностей
- Анкета для проведения социологического обследования инвалида вследствие военной травмы
- Методические рекомендации
- 1. Конкурсы и фестивали художественного самодеятельного творчества среди сотрудников органов внутренних дел, членов их семей.
- 2. Фестивали и конкурсы самодеятельного детского творчества.
- 3. Игровые спортивные соревнования с участием семейных команд.
- 4. Вечер-чествование «Династия» с участием семейных династий сотрудников органов внутренних дел.
- 5. Вечер-чествование «Семейный портрет» с участием многодетных семей, семей с приёмными детьми.
- 6. Диско-программы для детей и подростков.
- 7. Молодёжные вечера отдыха.
- 8. «Университет культуры».
- 9. «Круглый стол».
- 10. Кинолектории на различные темы с демонстрацией классических отечественных и зарубежных кинолент.
- 11. Литературные, поэтические кружки, студии, объединения.
- 12. Организация выставок.
- 13. Организация экскурсий.