Структура собеседования с соискателем на предварительном этапе профессионального отбора
Собеседование, как метод исследования личности включает несколько этапов:
Подготовительный этап, включающий уяснение цели обследования, ознакомление с результатами тестирования и составления плана индивидуальной беседы.
Непосредственно беседа − общение с обследуемым соискателем в соответствии с индивидуальным планом, наблюдение, определение необходимого объема дополнительного обследования.
Заключительный этап − анализ результатов исследования, формирование выводов.
Необходимым условием успешного проведения беседы является создание доброжелательной доверительной обстановки, в которой она проводится. Беседа должна проводиться наедине, в отдельном кабинете при сведении к минимуму отвлекающих факторов (курение и разговоры по телефону нежелательны в процессе проведения беседы). Значение имеет аккуратный внешний вид эксперта, его манера держаться. Вступительные слова и первые вопросы играют важную роль в установлении контактов с обследуемым. Они должны быть краткими, обоснованными, уверенными, вызывать у обследуемого интерес и стремление продолжить беседу. Лучше начинать собеседование с нейтральных вопросов. Оценивая ответы обследуемого, эксперт должен придерживаться принятого плана, который предварительно разрабатывается с учетом имеющихся диагностических материалов и ориентировочной рабочей гипотезы. В случае необходимости беседу следует дополнять психодиагностическими экспресс-методиками.
Следует избегать прямых вопросов, касающихся личностных качеств обследуемого соискателя. Они выявляются при рассмотрении особенностей учебной, трудовой, общественной деятельности собеседника, его взглядов, позиций, предпочтений, высказываемых в процессе собеседования. Контакт с собеседником нуждается в постоянной поддержке и должен укрепляться в процессе разговора. Необходимо соблюдать определенную дистанцию в общении с собеседником, которая в тоже время, не должна нарушать формирующуюся доверительность разговора. Проявляя интерес и внимание к ответам обследуемого, не следует демонстрировать свое оценочное отношение к предмету обсуждения. Однако, если в процессе работы возникает необходимость определения реакции на значимые для собеседника жизненные ситуации, то допустимым является переход от нейтральной к активной позиции ведения собеседования.
Заканчивается разговор свободной беседой с целью снятия напряжения у собеседника.
Ниже предлагается общий примерный план собеседования, структура которого может видоизменяться в зависимости от задач, определяемых целью освидетельствования, и индивидуальных особенностей обследуемого лица. Ключевые, содержательные моменты в структуре собеседования, направленные на выявления у соискателей обстоятельств (факторов) жизни, способствующих возникновению риска наркотизации, выделены курсивом.
1. Детство. Семья: сведения о родителях и значимых родственниках, наследственных заболеваниях, характер семейных отношений, лидерство, конфликты в семье и типичные способы их разрешения, характеры членов семьи, отношения с родителями в подростковом возрасте, материально-бытовые условия жизни. Рассматриваются причины неблагоприятных ситуаций в семье: ссор, отчужденности, развода. В целях определения факторов риска наркотизации у соискателя выявляется − наследственная отягощен-ность психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией; наличие в ближайшем социальном окружении ребенка взрослого- алкоголика или наркомана; семейная установка на терпимость к фактам употребления алкоголя и наркотиков; раннее приобщение к спиртному, наркотическим лекарственным веществам, токсическим средствам; патология структуры семьи (отсутствие одного из родителей, развод, неправильные методы воспитания − гиперопека, дисгармония семейных отношений, отсутствие эмоционально теплых отношений в семье).
Дошкольный и школьный периоды: необходимо выяснить, посещал ли обследуемый детский сад или воспитывался дома; переводился ли из одной школы в другую (если да, то как это влияло на учебу, интересы, взаимоотношения); наиболее частые причины конфликтов в межличностных отношениях и способы их разрешения; глубина и направленность увлечений, их устойчивость; успехи в учебе, наиболее любимые и нелюбимые предметы.
Определяются ведущие черты характера собеседника, начиная с детских лет, изменения характера в пубертатном периоде, особенности, присущие собеседнику в настоящее время. Если в процессе беседы выясняется, что произошли значительные изменения в характере обследуемого, важно уточнить, чем это было вызвано.
В целях определения факторов риска наркотизации у соискателя выявляется: наличие раннего психотравмирующего опыта (в том числе фактов перенесенного физического, психологического или сексуального насилия); психологических проблем и затруднения ребенка (подростка) в социально-психологической адаптации; непереносимость конфликтов, неэффективные способы психологической защиты к новой социальной среде; склонность в подростковом периоде к компульсивным (навязчивым) формам поведения − перееданию, злоупотреблению чаем, кофе, табаком, азартной и компьютерная игромании, сексомании; неорганизованность в проведении рабочего времени − стремление к поиску новых ощущений, удовольствий на фоне неразвитой сферы потребностей; потребительские, гедонистические, утилитарные интересы; склонность к посещению молодежных мест развлечений, где существует «мода» на наркотики; склонность к асоциальным формам поведения — уходы из дома, конфликты с законом, принадлежность к неформальным подростковым группам радикального толка с асоциальной направленностью; наличие в подростковой среде взрослых криминальных авторитетов, наркоманов, распространителей наркотиков; наличие собственного опыта употребления наркотиков, опыта употребления у приятелей (уточнение частоты употребления и биохимической природы употребляемого наркотика).
2. Становление (социализация обследуемого). Оцениваются мотивы выбора жизненного пути после школы: как был сделан выбор, случайно или целенаправленно, самостоятельно или под влиянием других лиц. Надо выяснить: как протекал процесс адаптации, как складывались взаимоотношения в коллективе, насколько успешной была работа (учеба) собеседника. У лиц, проходивших действительную военную службу, выясняются обстоятельства службы в армии. Если были отсрочки и освобождения от призыва, то выясняется, по каким причинам. Оценивается успешность адаптации к военной службе, взаимоотношения с сослуживцами, переносимость климата, пищи; проявления в армии «уставщины», «клановщины», «дедовщины» и их влияние на обследуемого. Необходимо поинтересоваться, как собеседник сам оценивает свою срочную службу.
При расспросе лиц, менявших сферу своей профессиональной деятельности, важно выяснить, как протекала адаптация к новым условиям деятельности, какими переживаниями она сопровождалась. При собеседовании с обследуемым важно также оценить, каким уровнем материального достатка он обладает и каковы основные источники его дохода.
К факторам риска наркотизации у соискателя относится: наличие опыта боевых действий в «горячих точках»; стрессовые события в жизни, повлекшие потерю работы; неудовлетворенность профессиональной самореализацией, своим социальным статусом − «ощущение непонятости, неоценен-ности окружающими»; малообоснованная и частая смена рода занятий (учебы, работы); факты нарушений трудовой дисциплины и снижения профессионального уровня на прежней работе (ослабление профессиональных навыков, безразличие или негативное отношение к работе); деформация морально правовых установок − снижение мотивации достижения; сужение сферы профессиональных и жизненных интересов и целей − преобладание утилитарных, корыстных, прагматичных мотивов устройства на работу.
Взаимоотношения с представителями противоположного пола: возраст появления первого интереса, широта контактов, мотивация общения, отношение к проблеме создания собственной семьи. Если обследуемый является семейным человеком, выясняется количественный состав семьи, условия проживания, материальное обеспечение, психологический микроклимат, общность интересов, распределение обязанностей.
К показателям факторов риска наркотизации у соискателей можно отнести: факты отсутствия семьи (гражданского брака в том числе) для людей старше 30-летнего возраста; наличия нескольких разводов; деструктивных семейных отношений; сексуальной распущенности; безразличного отношение к собственным детям; отсутствия заботы о близких, потребительского отношение к ним.
Сфера общения собеседника: особенности общения в школе, армии, на работе; анализируется быстрота установления социальных контактов, их избирательность, формальность или неформальность взаимоотношений с людьми, место обследуемого в коллективе (лидирующее, независимое, подчиненное) особенности его поведения при конфликте; широта и разнообразие интересов, наличие хобби, особенности свободного время препровождения; социальная характеристика основного круга общения обследуемого.
К факторам риска наркотизации могут относиться следующие особенности обследуемого: вспыльчивость, импульсивность, склонность к риску; стремление к превосходству, самоутверждению, агрессивность, конфликтность; низкая самооценка, неуверенность в себе, плохая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам; чрезмерная зависимость от значимого лица, подчинение влиянию, стремление к подражанию, отсутствие критичности; склонность к неординарным интересам и увлечениям (мистицизм, увлечение особыми духовными практиками), азартным играм; принадлежность к некоторым неформальным организациям, группировкам, течениям.
3. Особенности физического и психического состояния: у обследуемого выясняется, какие заболевания, травмы он перенес в младенчестве, детстве, подростковом периоде; какими хроническими заболеваниями страдает; когда на протяжении жизни и по каким причинам возникали осложнения со здоровьем; каково его актуальное физическое и психическое состояние на момент обследования; его отношение к употреблению табака, алкоголя, наркотиков.
К факторам, увеличивающим риск наркотизации у обследуемого соискателя, следует отнести следующие выявленные обстоятельства: наличие в анамнезе врожденных заболеваний, нейроинфекций, органических поражений головного мозга, патологии перинатального и постнатального периодов; задержки и отклонения сомато-полового созревания и разнообразные невротические нарушении; суицидальное поведение; неврозы и другие психические заболевания; недостаточность ферментативных систем организма, хронические заболевания печени с нарушением, ее детоксицирующей функции; низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам; опыт употребления наркотиков.
При выявлении особенностей актуального физического и психического состояния (на момент обследования) должны настораживать следующие выявленные обстоятельства: нарушения у обследуемого режима сна и бодрствования (поздно ложится спать и спит дольше обычного, либо теряет сон вообще); проблемы с аппетитом, потеря в весе при сохранном или даже чрезмерном аппетите; головные боли; вегетативные нарушения в виде ознобов, запоров, выраженной потливости, ощущений холода или жара, сухости во рту, жажды; подверженность частым сменам настроения (часто несоответствие его происходящим событиям); преобладание плохого настроения, раздражительности, состояния апатии, депрессии; декларативный отказ от употребления алкоголя вообще или употребление алкоголя выше разумных границ (разумные границы употребления определяются как 3−4 стандартные дозы для мужчин (1 стандартная доза эквивалентна 10 г этанола) за один прием (в течение одного вечера) и 2−3 стандартные дозы за один прием для женщин, при этом с 3 днями трезвости в неделю).
Приложение № 2
к Предложениям по выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, среди поступающих в образовательные учреждения МВД России либо оформляющихся на службу в органы, подразделения, учреждения МВД России
Схема визуальной психодиагностики в процессе наблюдения за соискателем на предварительном этапе профессионального отбора
Наблюдение как метод психологического исследования − это целенаправленное, определенным образом организованное восприятие субъекта, обусловленное задачей, стоящей перед наблюдателем. От других методов исследования наблюдение отличается тем, что оно не связано с вмешательством в естественное течение наблюдаемого процесса. Единицами психологического наблюдения являются внешние компоненты психической деятельности (двигательные, речевые, вегетативные).
Применительно к целям профессионального отбора кадров, задачей наблюдения является создание поведенческого «портрета» соискателя и сопоставление его с психологическим «портретом», полученным в результате психологического изучения. Наблюдение проводится, как правило, в ситуациях психологического обследования и индивидуальной беседы.
Наблюдение осуществляется по заранее разработанному плану, в котором должны быть определены черты личности, подлежащие оцениванию: общее интеллектуальное развитие, манеры поведения, характерологические особенности, нервно-эмоциональная устойчивость, физический статус. В процессе наблюдения следует обращать внимание на следующие аспекты внешности и поведения соискателя: мимика лица, особенности выражения глаз; пантомимика человека − осанка, поза, жестикуляция, походка, автоматизированные элементарные (тики) и генерализованные двигательные реакции, общая двигательная активность; особенности голоса и речи − сила и тембр, интонация, темп, плавность; содержательные характеристики речи − словарный запас, лексика, степень связности речи, легкость формулирования вербальных конструктов; особенности внешнего вида − вид, стиль, состояние одежды; наличие и вид татуировок, украшений, макияжа; адекватность поведения − степень приверженности общепринятым нормам поведения, выраженность самоконтроля, особенности дистанцирования от окружающих; внешние признаки вегетососудистых реакций и физиологических состояний − покраснение или побледнение кожных покровов, потливость или сухость кожи, тремор век и пальцев, частое мигание, подергивание щек, изменение ритма дыхания.
Хотя выявление по внешнему виду лиц, употребляющих наркотики, в некоторых случаях бывает затруднено (при легких формах злоупотребления), необходимо знать следующие особенности физического состояния лиц, больных наркоманией:
• сухость кожи, ее серо-пепельный землистый оттенок;
• одутловатость, гипомимичность лица, мешки под глазами;
• расширенные или суженные зрачки, «блестящие», красные или мутные глаза, полуопущенные веки;
• ломкость ногтей, гусиная кожа, зуд по ходу вен;
• частое почесывание кончика носа, лба, тела;
• плохая координация движений, трудности в выполнении пальце-носовой пробы или ходьбе по прямой линии;
• речь, как у пьяного человека, при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
• различные кожные болезни: гипердепигментация, расчесы, нечистая кожа лица − гнойничковые высыпания больше вокруг рта и носа;
• повышенная потливость;
• тремор кистей, рук, пальцев, языка, всего тела;
• болезни полости рта (кариес, пародонтоз), сухость во рту;
• телесные повреждения в виде следов инъекций − нагноения, рубцы, инфильтраты по ходу магистральных сосудов (места введения наркотиков), чаще в области предплечий, на груди, бедрах, между пальцами, в подмышечной впадине и на других участках тела; иногда наркоманы делают порезы на руках и ногах с целью скрыть следы укола;
• запах конопли, ацетона, бензина, клея от одежды, волос, кожи;
• сонливость (иногда даже засыпание с открытыми глазами); крайняя рассеянность или задумчивость;
• состояние неадекватной ситуации экспертизы возбужденности, эйфории;
• речь невпопад, смех без причины.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МВД России)
Департамент кадрового обеспечения
Газетный пер., 6, Москва, 125009
|
|
| ||||||
| é | Первому заместителю главнокомандующего внутренними войсками МВД России, первому заместителю начальника Следственного комитета при МВД России, начальникам департаментов, управления МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, УМТС, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений МВД России (по списку) | ù | |||||
29.04.2009 г. | № | 21/6/3968 |
| |||||
на № |
| от |
|
| ||||
|
| |||||||
é | О направлении Плана мероприятий МВД России по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | |
Уважаемые коллеги!
Направляем для исполнения утвержденный Министром внутренних дел Российской Федерации генералом армии Р.Г. Нургалиевым План мероприятий МВД России по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (№ 1/2435 от 30 марта 2009 г.).
В целях его реализации предлагаем:
1. Организовать работу по выполнению Плана мероприятий МВД России по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов.
2. В органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России разработать свои планы и установить персональную ответственность должностных лиц за их выполнение.
3. О ходе реализации Плана мероприятий МВД России по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов информировать ДКО МВД России к 1 февраля и к 1 октября 2010 года.
Приложение: по тексту, в 1 экз.
Начальник
генерал-лейтенант милиции В.Я. Кикоть
УТВЕРЖДАЮ
Министр внутренних дел
Российской Федерации
генерал армии
Р.Г. Нургалиев
«30» марта 2009 г.
№ 1/2435
П Л А Н
- Содержание
- Положение о фотоконкурсе мвд России «Открытый взгляд»
- I. Общие положения
- II. Основные задачи фотоконкурса
- III. Конкурсная комиссия
- IV. Порядок и условия проведения фотоконкурса
- V. Оценка конкурсных работ участников и награждение победителей фотоконкурса
- Заявка на участие в фотоконкурсе мвд России «Открытый взгляд»
- Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-этические правила поведения сотрудника
- Глава 4. Культура речи и правила служебного общения
- Глава 5. Руководитель и служебный коллектив
- Глава 6. Отдельные проблемы профессиональной этики
- Глава 7. Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника
- Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Задачи наставничества
- III. Организация наставничества
- IV. Обязанности и права наставника
- V. Планирование работы наставника
- VI. Завершение наставничества
- Индивидуальный план обучения и воспитания сотрудника (стажера)
- Отчет об итогах наставничества
- Инструкция
- I. Общие положения
- II. Организация проведения служебной проверки
- III. Полномочия участников служебной проверки
- IV. Порядок проведения служебной проверки
- V. Оформление результатов служебной проверки
- Типовое положение о подразделении психологического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Основные задачи подразделения психологического обеспечения
- III. Основные функции подразделения психологического обеспечения
- IV. Организация и обеспечение деятельности подразделения психологического обеспечения
- Инструкция об организации работы по профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы мвд России
- I. Общие положения
- II. Основные направления работы по профилактике
- III. Обязанности должностных лиц по профилактике
- IV. Особенности организации и проведения служебных проверок
- V. Порядок информирования Департамента кадрового
- Примерная форма психологического заключения по факту суицидального происшествия
- Карта учета и анализа суицидального происшествия
- Заключение служебной проверки по факту суицидального происшествия
- Положение о Координационно-методическом совете по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы мвд России
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Координационно-методического совета
- III. Основные функции Координационно-методического совета
- IV. Порядок формирования и организация деятельности
- Типовое положение о региональном координационно-методическом совете по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы мвд России
- I. Общие положения
- II. Основные задачи регионального
- III. Основные функции регионального
- IV. Порядок формирования и организация деятельности
- Положение об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Руководство деятельностью музеев и комнат истории
- III. Внештатные музеи и комнаты истории
- IV. Основные функции и задачи музеев
- V. Основные направления музейной деятельности
- VI. Научное комплектование музейных фондов
- VII. Музейный фонд и научно-фондовая работа
- VIII. Научно-исследовательская работа
- IX. Научно-экспозиционная работа
- X. Научно-просветительная, методическая
- XI. Финансирование, материально-техническое обеспечение
- Положение о порядке организации работы библиотек органов внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Руководство деятельностью библиотек
- III. Задачи и функции библиотеки
- IV. Библиотечное обслуживание пользователей
- V. Состав и комплектование библиотечных фондов
- VI. Организация библиотечных фондов
- VII. Учёт библиотечных фондов
- VIII. Организация работы библиотеки
- IX. Документация библиотек
- X. Финансирование и материально-техническое обеспечение библиотеки
- Положение о литературном конкурсе мвд России «Доброе слово»
- Общие положения
- Основные задачи конкурса
- Конкурсная комиссия
- Порядок и условия проведения конкурса
- Оценка конкурсных работ участников
- Заявка на участие в литературном конкурсе мвд России «Доброе слово»
- План мероприятий по совершенствованию работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации
- Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Отбор кандидатов на службу (работу) в органы
- III. Изучение кандидатов для поступления на службу (работу)
- IV. Проверка кандидатов, принимаемых на службу (работу)
- V. Принятие решения о приеме кандидата на службу (работу)
- Заявление
- Автобиография ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
- Заключение о приеме на службу в органы внутренних дел
- План проведения проверки по учетам и месту жительства
- Заключение проверки (дополнительной проверки) по учетам и месту жительства
- Обязательство
- Типовое положение о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике
- I. Общие положения
- II. Задачи комиссии
- III. Функции комиссии
- IV. Права комиссии
- V. Порядок работы комиссии
- VI. Регламент заседания комиссии
- Распоряжение
- Методические рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучший музей, комнату истории органов внутренних дел
- I. Общие положения
- II. Основные задачи проведения смотра-конкурса
- III. Конкурсная комиссия по определению победителей
- IV. Порядок и условия проведения смотра-конкурса
- V. Критерии оценки работы музея, комнаты истории
- Методические рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучшую комнату воспитательной работы органов внутренних дел
- I. Общие положения
- II. Задачи проведения смотра-конкурса
- III. Конкурсная комиссия по определению победителей
- IV. Порядок и условия проведения смотра-конкурса
- V. Критерии оценки деятельности комнаты
- Методические рекомендации по организации и проведению единых дней государственно-правового информирования сотрудников органов внутренних дел
- Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений мвд России
- Аналитический обзор о результатах психологического обеспечения работы с личным составом и профилактики суицидальных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации в 2008 году
- Относительный показатель самоубийств, совершенных сотрудниками мвд, гувд, увд по субъектам Российской Федерации, увдт в 2008 году
- 2. Выявление потребителей наркотиков на предварительном этапе профессионального отбора
- 2.1. Социально-правовое изучение соискателя
- 2. Выявление потребителей наркотиков на основном этапе профессионального отбора
- 3. Заключительный этап профессионального психологического отбора
- Структура собеседования с соискателем на предварительном этапе профессионального отбора
- Мероприятий мвд России по подготовке и проведению празднования
- 1941−1945 Годов
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Методические рекомендации по использованию института личного поручительства в системе органов внутренних дел Российской Федерации
- Общие положения
- II. Цели личного поручительства
- III. Порядок оформления личного поручительства
- IV. Поощрение и ответственность поручителя
- I. Общие положения
- II. Методы мониторинга
- III. Содержание мониторинга
- IV. Порядок проведения мониторинга
- Анкета для проведения социологического обследования члена семьи (отца, матери, вдовы, вдовца, опекуна) сотрудника, погибшего при исполнении служебных обязанностей
- Анкета для проведения социологического обследования инвалида вследствие военной травмы
- Методические рекомендации
- 1. Конкурсы и фестивали художественного самодеятельного творчества среди сотрудников органов внутренних дел, членов их семей.
- 2. Фестивали и конкурсы самодеятельного детского творчества.
- 3. Игровые спортивные соревнования с участием семейных команд.
- 4. Вечер-чествование «Династия» с участием семейных династий сотрудников органов внутренних дел.
- 5. Вечер-чествование «Семейный портрет» с участием многодетных семей, семей с приёмными детьми.
- 6. Диско-программы для детей и подростков.
- 7. Молодёжные вечера отдыха.
- 8. «Университет культуры».
- 9. «Круглый стол».
- 10. Кинолектории на различные темы с демонстрацией классических отечественных и зарубежных кинолент.
- 11. Литературные, поэтические кружки, студии, объединения.
- 12. Организация выставок.
- 13. Организация экскурсий.