logo
Кикоть ОВД 364с

Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений мвд России

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями приказа МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и во исполнение п. 5.5.1. Программы комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007-2009 годы (от 9 июля 2007 г. № 1/5446).

Исходя из общих требований МВД России к организации работы с личным составом органов внутренних дел, при осуществлении индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками, курсантами и слушателями необходимо руководствоваться следующим.

1. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом является системой мер целенаправленного психолого-педагогического воздействия руководителя органа, подразделения1, образовательного учреждения системы МВД России на личность сотрудника (курсанта, слушателя) в целях формирования и развития качеств и свойств, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности (успешного обучения).

2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом является частью общего процесса психолого-педагогического воздействия на сотрудников, курсантов и слушателей, одной из форм работы с личным составом, в совокупности составляющих понятие «воспитательная работа».

3. Отличительное преимущество и эффективность индивидуальной воспитательной работы, в сравнении с групповыми формами воспитательной работы, определяются тем, что она:

носит персонифицированный и целенаправленный характер, ориентирована на личность конкретного сотрудника (курсанта, слушателя);

позволяет сочетать стратегические (долговременные) и тактические (повседневные) цели воспитания, концентрируясь при этом на решении актуальных на данный момент задач;

может проводиться в любое время и в любой обстановке;

позволяет оперативно решать психолого-педагогические задачи в условиях конкретной морально-психологической обстановки в служебном (учебном) коллективе.

4. Индивидуальная воспитательная работа должна проводиться:

дифференцированно и индивидуально по отношению к каждому сотруднику (курсанту, слушателю), базируясь на позитивных особенностях его личности;

динамично, с учетом интенсивности изменений свойств личности воспитуемого, объективно происходящих с течением времени;

комплексно по отношению к изучению личности воспитуемого в сочетании с разнообразием форм и методов психолого-педагогического воздействия на него;

целенаправленно, по оказанию помощи и содействия воспитуемым в скорейшем формировании базы профессиональных знаний, умений и навыков, соответствующих профессионально-этическим стандартам и правилам, активной гражданской и жизненной позиции, антикоррупционной устойчивости, иммунитета к негативным воздействиям социально-бытовой среды, реализации мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности воспитуемого;

систематично, что обеспечивается плановостью и регулярностью реализации воспитательных мер, последовательностью в использовании средств и методов воспитания, цикличностью предпринимаемых усилий;

в служебном (учебном) коллективе и через коллектив, с участием представителей общественных формирований;

на базе научных рекомендаций специалистов-педагогов и психологов.

5. Основными формами реализации задач индивидуальной воспитательной работы являются:

изучение документов и материалов, характеризующих морально-психологические и деловые качества сотрудника (курсанта, слушателя), его социально-бытовые проблемы;

психолого-педагогическое наблюдение;

индивидуальные воспитательные беседы;

анализ результатов профессиональной (учебной) подготовки, показателей служебной дисциплины;

беседы с непосредственными начальниками (командирами) и сослуживцами сотрудника (сокурсниками курсанта, слушателя).

6. Индивидуальная воспитательная работа организуется непосредственно в городских, районных и линейных органах внутренних дел, строевых подразделениях милиции по месту службы сотрудника, а также в ведомственных образовательных учреждениях по месту учебы курсанта, слушателя.

7. В первоочередном порядке индивидуальная воспитательная работа организуется с сотрудниками:

включенными в группу углубленного психолого-педагогического сопровождения;

подразделений с неустойчивым морально-психологическим климатом, неудовлетворительным состоянием дисциплины и законности, низкими результатами оперативно-служебной деятельности;

подразделений милиции специального (особого) назначения, выполняющих задачи оперативно-служебной деятельности в особых условиях несения службы.

8. В группу углубленного психолого-педагогического сопровождения включаются сотрудники, требующие углубленного психолого-педагогического внимания со стороны руководства подразделения и психолога, имеющие к этому соответствующие показания по результатам профессионального психологического отбора, изучения индивидуально-психологических качеств и анализа поведения на службе и в быту.

В группу углубленного психолого-педагогического сопровождения включаются сотрудники:

проявляющие признаки дезадаптации, профессиональной деформации, посттравматических стрессовых расстройств;

пережившие экстремальные ситуации в служебной деятельности, в том числе участвовавшие в боевых действиях, а также применившие при исполнении служебных обязанностей табельное огнестрельное оружие;

склонные к систематическим нарушениям служебной дисциплины;

пережившие психотравмирующие ситуации или имеющие семейно-бытовые конфликты;

9. Включение сотрудника в группу углубленного психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основании мотивированного рапорта начальника (командира) структурного подразделения органа внутренних дел, рекомендаций психолога, либо распоряжения начальника (командира) органа внутренних дел.

Принадлежность сотрудника к группе углубленного психолого-педагогического сопровождения, независимо от оснований, не должно рассматриваться как наказание, предмет для обсуждения в служебном коллективе, либо препятствие для нормального прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел.

10. Повышенное внимание в организации индивидуальной воспитательной работе уделяется сотрудникам:

впервые принятым на службу в органы внутренних дел;

переведенным для дальнейшего прохождения службы из других подразделений;

являющимся выпускниками ведомственных образовательных учреждений.

11. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками организуется командирами структурных подразделений органов внутренних дел под руководством заместителей начальников (командиров) органов внутренних дел по работе с личным составом и контролем начальников (командиров) органов внутренних дел.

12. Начальник (командир) органа внутренних дел ставит задачи подчиненным должностным лицам по организации и проведению индивидуальной воспитательной работы, учитывает ее результаты при выработке управленческих решений, перераспределении служебной нагрузки среди личного состава, организации профессиональной подготовки, решении организационно-кадровых и иных служебных вопросов.

13. Заместитель начальника (командира) органа внутренних дел по работе с личным составом организует индивидуальную воспитательную работу, контролирует выполнение запланированных мероприятий руководителями структурных подразделений, докладывает начальнику (командиру) органа внутренних дел о ходе их реализации.

14. Организация индивидуальной воспитательной работы включает:

планирование и документирование индивидуальной воспитательной работы;

выявление сотрудников, требующих первоочередной организации индивидуальной воспитательной работы, прежде всего входящих в группу углубленного психолого-педагогического сопровождения;

определение круга лиц, на которых возлагается проведение индивидуальной воспитательной работы с личным составом;

составление общей схемы организации индивидуальной воспитательной работы в органе внутренних дел;

выбор оптимальных форм и методов проведения индивидуальной воспитательной работы;

организацию обучения лиц, проводящих индивидуальную воспитательную работу;

организационно-методическое обеспечение индивидуальной воспитательной работы;

осуществление анализа и контроля состояния и результативности индивидуальной воспитательной работы;

обобщение и распространение положительного опыта индивидуальной воспитательной работы.

15. Документирование индивидуальной воспитательной работы с сотрудником органа внутренних дел предназначено для обобщения сведений о его морально-психологических и деловых качествах, поведении, отношении к служебной деятельности, а также для осуществления контроля за организацией индивидуальной воспитательной работы.

Документирование хода и результатов индивидуальной воспитательной работы с сотрудником, а также выводов и предложений по результатам индивидуальной воспитательной работы ведется начальником (командиром) структурного подразделения органа внутренних дел в карте индивидуальной воспитательной работы, которая хранится в установленном для служебных документов порядке и по завершении приобщается к личному делу сотрудника.

16. Периодичность проведения индивидуальных воспитательных бесед с личным составом определяется проводящим их начальником органа внутренних дел, заместителем начальника (командира) органа внутренних дел по работе с личным составом и начальником структурного подразделения органа внутренних дел по мере необходимости, но не реже одного раза в год (полугодие, квартал) соответственно.

Индивидуальные воспитательные беседы с сотрудниками, окончившими образовательные учреждения системы МВД России, проводятся в течение недели по прибытии их в орган внутренних дел.

Индивидуальные воспитательные беседы с сотрудниками, вновь назначенными на должность, проводятся в течение недели после соответствующего назначения.

Индивидуальные воспитательные беседы со стажерами по должности проводятся в ходе прохождения ими испытательного срока ежемесячно.

17. Особенности индивидуальной воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений системы МВД России заключаются в том, что она направлена на:

формирование и совершенствование профессионально-значимых качеств личности сотрудника органов внутренних дел;

формирование и развитие профессиональной мотивации курсантов и слушателей;

обеспечение и оптимизацию процесса адаптации курсантов к условиям службы в органах внутренних дел и учебы в образовательном учреждении;

формирование и развитие у воспитуемых установок на самоанализ, самовоспитание и самообразование;

усвоение курсантами и слушателями правил служебных взаимоотношений и профессионально-этических норм службы в органах внутренних дел;

формирование сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей, соблюдение требований служебной дисциплины, законности и профессионально-этических норм поведения в повседневной служебной деятельности;

выработку иммунитета к отрицательным воздействиям внешней социально-бытовой среды, профилактику противоправного поведения в ходе образовательного процесса, будущей служебной деятельности и в быту.

18. Индивидуальная воспитательная работа с курсантами и слушателями образовательных учреждений системы МВД России проводится командирами (начальниками) учебно-строевых подразделений, преподавателями-кураторами учебных групп.

19. Особое внимание в организации индивидуальной воспитательной работы уделяется курсантам и слушателям, испытывающим трудности в учебе и допускающим нарушения дисциплины.

В целом, последовательно организованная, целенаправленная индивидуальная воспитательная работа руководителей с личным составом, являясь важнейшей составной частью их повседневной управленческой деятельности, безусловно оказывает значительное, позитивное влияние на результаты оперативно-служебной деятельности органов (подразделений) внутренних дел.

ДКО МВД России

МИНИСТЕРСТВО

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МВД России)

ул. Житная, 16, Москва, 119049

é

Заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, УМТС, научно- исследовательских и образовательных учреждений МВД России (по списку)

ù

04.02.2009 г.

1/794

на №

от

é

Об укреплении дорожно-транспортной дисциплины среди личного состава органов, подразделений и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации

Принимаемые руководителями органов, подразделений и учреждений МВД России меры по профилактике дорожно-транспортных происшествий и 'укреплению транспортной дисциплины среди личного состава недостаточно эффективны и требуют принятия мер согласно сложившейся обстановке.

В 2008 году сотрудниками совершено 4098 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 1143 и получили ранения различной степени тяжести 6053 человека.

Три четверти от всех ДТП с участием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (2983) совершается сотрудниками при управлении личным либо используемым по доверенности автотранспортом. По вине сотрудников, управляющих личным транспортом, совершается каждое второе от всех ДТП с участием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при этом именно они имеют более тяжкие последствия (2160 ДТП, погибли 764 и ранены 3171 человека) и вызывают крайне негативный общественный резонанс. При этом, по вине водителей, управляющих служебными транспортными средствами органов внутренних дел Российской Федерации совершается только каждое одиннадцатое ДТП (357 ДТП, погибли 64 и ранены 550 человек), то есть в 6 раз меньше, чем на личном транспорте.

Так, в июле 2008 года оперуполномоченный ОВД по Центральному району г. Прокопьевка Кемеровской области старший лейтенант милиции М.А. Шумаков, управляя личным автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, грубо нарушив правила дорожного движения, совершил столкновение с мопедом под управлением ученика 10 класса Е. Заболотника. В результате ДТП водитель мопеда скончался на месте, а пассажир − несовершеннолетний А. Лузин с тяжёлыми травмами доставлен в медицинское учреждение.

В ноябре 2008 года в г. Петропавловск-Камчатский инспектор ОБ ДПС УВД по Камчатскому краю лейтенант милиции Е.Ю. Коваленко, управляя личным автомобилем во внеслужебное время, совершил наезд на двух пешеходов, из которых один от полученных травм скончался на месте происшествия, а второй с тяжкими телесными, повреждениями был госпитализирован в больницу.

Основными причинами ДТП, произошедших по вине сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, является их личная недисциплинированность, бесконтрольность и снижения уровня требовательности со стороны непосредственных руководителей за соблюдением их подчиненными служебной и транспортной дисциплины, отсутствие в тематике проводимых занятий по профессиональной подготовке вопросов, касающихся изучения сотрудниками правил дорожного движения.

Кроме того, в прошлом году выявлено 6 фактов использования сотрудниками личных автотранспортных средств, имеющих изменения маркировки номерных агрегатов или поддельные регистрационные документы (МВД по Республике Мордовия − 2, ГУВД по Кемеровской области и ГУВД по Ростовской области, УВД по Курской области, и УВД по Рязанской области).

В целях укрепления дорожно-транспортной дисциплины, ужесточения контроля за соблюдением сотрудниками правил дорожного движения, повышения ответственности руководителей всех уровней −

1. Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России:

  1. Организовать в системе профессиональной подготовки занятия по изучению правил дорожного движения с привлечением к их проведению наиболее опытных преподавателей и использованием возможностей экзаменационных подразделений ГИБДД.

  2. Анализировать каждый факт ДТП с участием личного состава, в случае нарушения служебной', дисциплины проводить служебные проверки, по результатам которых принимать меры в установленном порядке. По запросам направлять в ДКО МВД России материалы служебных проверок.

  3. С учетом анализа состояния транспортной дисциплины в органах, подразделениях и учреждениях МВД России, в том числе и на личном транспорте, разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий и правонарушений в области дорожного движения.

  1. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением сотрудниками транспортной дисциплины, в том числе на используемом личном транспорте, привлекая для этого при необходимости сотрудников инспекций по личному составу, контрольно-профилактических подразделений ГИБДД, подразделений собственной безопасности, экспертно-криминалистических и тыловых подразделений. К сотрудникам, допускающим нарушения правил дорожного движения и основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, принимать меры в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

  2. Обеспечить в установленном порядке своевременную передачу в дежурную часть МВД России информации по фактам ДТП с участием сотрудников органов внутренних дел, в которых погибли или пострадали люди. По запросам направлять в Департамент ОБДД МВД России материалы о ДТП для изучения и подготовки обобщенного доклада руководству МВД России.

  3. В целях повышения контроля за соблюдением сотрудниками транспортной дисциплины, активизации проводимой работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий, выявлению и пресечению фактов управления транспортными средствами в нарушение установленного порядка, в том числе с измененной маркировкой номерных агрегатов, поддельными регистрационными документами или подложными регистрационными знаками обеспечить учет используемых ими транспортных средств.

  4. Исключить факты эксплуатации сотрудниками органов, подразделений и учреждений МВД России автомототранспортных средств, задержанных либо изъятых органами внутренних дел у граждан и организаций.

2. ДКО (В.Я. Кикотю), Департаменту ОБДД (В.Н.Кирьянову) МВД России:

2.1. Разработать и доложить до 1 марта 2009 года тематику занятий в системе профессиональной подготовки по изучению правил дорожного движения.

2.2. На основе анализа дорожно-транспортных происшествий за 2008 год определить органы, подразделения и учреждения МВД России, где отмечается рост ДТП, совершенных по вине личного состава, и в течение 2009 года по фактам нарушений в установленном порядке провести проверки, по результатам которых внести предложения об ответственности руководителей, не обеспечивших выполнение настоящего указания.

Министр

генерал армии

Р. Нургалиев

МИНИСТЕРСТВО

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МВД России)

ул. Житная, 16, Москва, 119049

é

Заместителю начальника Следственного комитета при МВД России, начальникам департаментов МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России

(по списку)

ù

06.04.2009 г.

1/2555

на №

от

é

О результатах психологического обеспечения работы с личным составом и профилактики суицидальных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации в 2008 году

Психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел рассматривается руководством МВД России в качестве одного из приоритетных направлений работы с личным составом.

В большинстве МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах1 и образовательных учреждений МВД России эта работа проводится на высоком профессиональном уровне. Психологами осуществлен значительный объем работы по психологическому обследованию кандидатов при приеме на службу в органы внутренних дел, сопровождению деятельности сотрудников в особых условиях, профессиональной психологической подготовке личного состава, оптимизации социально-психологического климата в служебных коллективах и обеспечению оперативно-служебной деятельности.

Проведенный в 2008 году руководителями всех уровней комплекс мероприятий по совершенствованию психологической работы с личным составом оказал положительное влияние на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, состояние служебной дисциплины и законности среди сотрудников. В целом по МВД России на 17% снизилось количество суицидальных происшествий.

Вместе с тем, отдельные руководители недостаточно внимания уделяют организации психологического обеспечения деятельности личного состава в подчиненных органах внутренних дел, где остаются нерешенными проблемы профилактики суицидальных происшествий. Недооцениваются возможности применения современных психотехнологий в работе с личным составом. В связи с этим, остается высокий уровень суицидальных происшествий в 16 МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Также рост числа суицидов зарегистрирован в органах внутренних дел на режимных объектах.

В целях повышения эффективности психологического обеспечения работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России –

ТРЕБУЮ:

1. Организовать изучение со всеми категориями руководителей и сотрудниками подразделений по работе с личным составом аналитического обзора о результатах психологического обеспечения работы с личным составом и профилактики суицидальных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации в 2008 году (приложение).

2. Обратить внимание на неэффективную организацию психологического обеспечения в МВД по республикам Алтай (Ю.К. Валяев), Башкортостан (И.В. Алешин), Ингушетия (Р.А. Мейриев), ГУВД по Самарской (А.А. Реймер), Свердловской (М.А. Никитин) областям, УВД по Амурской (Ю.Д. Фокин), Магаданской (А.Ф. Сергеев), Оренбургской (Е.В. Романов), Рязанской (И.Ф. Перов), Сахалинской (С.Ю. Андреев), Ульяновской (А.А. Бакаев) областям, в Московском УВД на воздушном и водном транспорте (Ю.П. Кулик), Московском УВД на железнодорожном транспорте (А.И. Алексеев) МВД России. Указанным руководителям принять меры по устранению недостатков и сообщить в ДКО МВД России до 15 июля 2009 года.

3. Организовать работу по координации и методическому обеспечению совместной деятельности психологов подразделений по работе с личным составом и центров психофизиологической диагностики МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, направленной на повышение качества отбора кандидатов на службу и психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел в соответствии с требованием приказа МВД России от 24.12.2008 г. № 1141 «Об утверждении Типового положения о подразделении психологического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации».

4. Разработать комплекс организационных и практических мер, направленных на повышение эффективности профилактики суицидальных происшествий в органах внутренних дел согласно требованиям приказа МВД России от 24.12.2008 г. № 1142 «О профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России».

5. Обеспечить эффективную деятельность координационно-методических советов по психологическому обеспечению, направив ее на совершенствование взаимодействия психологов территориальных органов внутренних дел, управлений внутренних дел на транспорте, ОВДРО, образовательных учреждений МВД России, внутренних войск МВД России с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями Российской Федерации, руководствуясь требованиями приказа МВД России от 24.12.2008 г. № 1143 «О координационно-методических советах по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

6. Исключить случаи приема на службу в органы внутренних дел и учёбу в образовательные учреждения МВД России лиц, имеющих неблагоприятный психологический прогноз.

7. Организовать работу психологов подразделений по работе с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России по изучению личностных и профессионально-значимых качеств сотрудников при назначении их на должности руководителей и формировании резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации. При этом в обязательном порядке учитывать результаты мониторинга социально-психологического климата подразделений, в которых назначаемые проходили службу.

8. Организовать взаимодействие руководителей и сотрудников подразделений по работе с личным составом, тыловых, медицинских, правовых подразделений для проведения мероприятий с сотрудниками, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, прежде всего, с лицами, имеющими симптомы игровой, алкогольной зависимости и финансовые задолженности по кредитным обязательствам.

9. Организовать проведение мероприятий, связанных с мониторингом социально-психологических процессов в подразделениях, где отмечен высокий уровень нарушений служебной дисциплины, повышенная конфликтность в межличностных и межгрупповых отношениях сотрудников, низкие результаты оперативно-служебной деятельности. Осуществить реализацию конкретных мер по оптимизации социально-психологического климата в данных подразделениях.

10. Обеспечить повышение качества психологического отбора, подготовки и сопровождения сотрудников, командируемых для выполнения служебных обязанностей в Северо-Кавказский регион.

11. Обеспечить направление на курсы повышения квалификации в ВИПК МВД России психологов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, направляемых для выполнения задач в составе оперативных групп ВОГОиП МВД России.

Приложение: по тексту, на 14 л. в 1 экз.

Первый заместитель Министра

генерал-полковник милиции М.И. Суходольский

Приложение

к письму МВД России

от 06.04.2009 № 1/2555