Глава 5. Руководитель и служебный коллектив
Статья 15. Морально-психологический климат в коллективе
1. Руководитель и сотрудники обязаны поддерживать благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе, выражающийся в позитивном эмоционально-нравственном состоянии, высоком моральном духе сотрудников, их отношении к нравственным ценностям и степени мотивационной готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
2. Благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе характеризуется:
правильным пониманием сотрудниками целей деятельности органов внутренних дел и своего подразделения;
способностью и готовностью совместными усилиями добиваться выполнения поставленных задач;
степенью комфортности работы, социального самочувствия коллектива;
уровнем развития взаимоотношений, основанных на честности и принципиальности в сочетании с товарищеской взаимопомощью и уважением;
позитивными служебными традициями, сплачивающими коллектив.
3. В целях поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе к сотруднику следует:
способствовать установлению в коллективе деловых, товарищеских взаимоотношений;
поддерживать обстановку взаимной требовательности и нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности;
соблюдать субординацию, быть исполнительным, беспрекословно выполнять приказы и распоряжения, проявляя разумную инициативу, точно и в срок докладывать руководству об их исполнении;
обладать морально-психологической устойчивостью, выдержанностью, быть ответственным за свои поступки и слова;
оказывать всемерное содействие руководству в мобилизации личного состава подразделения на выполнение оперативно-служебных задач;
принимать активное участие в работе общественных формирований сотрудников, критично и справедливо оценивая проступки сослуживцев.
4. Для сотрудника недопустимы действия, способные причинить вред морально-психологическому климату в коллективе, включая:
обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий;
распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера;
предвзятое и необъективное отношение к коллегам;
заискивание перед начальниками;
претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии;
обещания, выполнение которых находится под сомнением;
проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей.
Статья 16. Профессионально-этические требования
к руководителю
1. Руководитель органа внутренних дел должен:
быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм Кодекса;
помнить о традициях, чести и долге российского офицерства, носителем и продолжателем которых он является;
считать своей главной привилегией личную ответственность за безусловное выполнение оперативно-служебных задач, обучение и воспитание подчинённых.
2. Статус должности, занимаемой руководителем, должен подкрепляться его личным авторитетом.
3. Подлинный авторитет руководителя создаётся его безупречной репутацией, профессиональной компетентностью, служебным опытом, требовательностью и принципиальностью в сочетании с гуманным и уважительным отношением к подчинённым.
4. Культура профессионального поведения руководителя определяется степенью развития его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, уровнем образованности и воспитанности.
5. Позитивный моральный облик руководителя основывается на профессионально-нравственных качествах: честности, порядочности, самокритичности, требовательности, доброжелательности, обязательности, ответственности, принципиальности, справедливости.
6. Требования профессиональной этики обязывают руководителя:
соблюдать права и свободы сотрудника как человека и гражданина;
относиться к сотруднику как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения;
проявлять высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства;
устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку на личный состав;
помогать сотрудникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
использовать в полной мере психолого-педагогические подходы и методы в воспитательной работе с личным составом;
информировать личный состав о складывающейся морально-психологической обстановке в подразделении;
регулировать взаимоотношения в служебном коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в служебном коллективе;
рассматривать без промедления факты нарушения норм и принципов профессиональной этики и принимать по ним объективные решения;
принимать беспристрастные, справедливые и объективные решения по социально-бытовым проблемам и вопросам поощрения личного состава;
организовывать выработку и реализацию комплекса мер по профилактике конфликтов;
обращаться к подчинённым, называя их по специальному званию и фамилии или только по специальному званию, добавляя в последнем случае перед специальным званием слово «товарищ», либо по имени и отчеству и только на «вы»;
контролировать соблюдение сотрудниками этикетных норм в оформлении и содержании служебных помещений;
оставаться скромным в потребностях и запросах, как на службе, так и в быту.
7. В случае, если подчинённый оказался в трудной жизненной ситуации, его начальник призван оказать всемерную помощь и поддержку.
8. Руководитель не имеет морального права:
перекладывать свою ответственность на подчинённых;
использовать служебное положение руководителя в личных интересах;
проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость, применять рукоприкладство по отношению к подчинённым;
создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих начальников;
занимать деньги у подчинённых сотрудников, принимать подарки, используя их зависимое служебное положение.
Статья 17. Неформальные отношения в служебном коллективе
1. Неформальными являются личные отношения между сотрудниками вне рамок служебной субординации.
2. Личные отношения не должны являться основанием для продвижения сотрудника по службе, его поощрения или наказания, решения кадровых, социальных вопросов.
3. Коллеги по службе должны уважительно и внимательно относиться к работающим в коллективе сотрудникам-женщинам, которые в свою очередь не должны злоупотреблять своими преимуществами.
4. К грубым нарушениям профессионально-этических принципов и норм в сфере неформальных отношений между сотрудниками относятся:
использование дружеских или родственных связей между начальником и подчинённым в целях решения служебных вопросов в личных корыстных интересах;
установление отношений круговой поруки и протекционизма на национальной основе и по признаку землячества;
дискриминация сотрудников по половому (гендерному) признаку, вследствие которой предпочтение необоснованно отдаётся одному полу перед другим;
сексуальные домогательства, принуждение к интимной связи, особенно выражающиеся в агрессивном, оскорбительном поведении, унижающем достоинство женщины или мужчины, и сопровождающиеся физическим насилием, психологическим давлением, шантажом, угрозами;
демонстрация приверженности моральным антиценностям, таким как культ денег, власти, силы; цинизм, пошлость, разврат.
5. Руководителю в целях предупреждения негативного влияния неформальных отношений на обстановку в служебном коллективе необходимо:
контролировать соблюдение сотрудниками профессионально-этических ограничений и запретов, в равной мере распространяемых как на мужчин, так и на женщин, состоящих на службе в органах внутренних дел;
обеспечивать деятельность сотрудников в строгом соответствии с их должностным предназначением;
исключить панибратство и фамильярность в общении с подчинёнными, препятствовать влиянию неформальных отношений на принимаемые служебные решения.
- Содержание
- Положение о фотоконкурсе мвд России «Открытый взгляд»
- I. Общие положения
- II. Основные задачи фотоконкурса
- III. Конкурсная комиссия
- IV. Порядок и условия проведения фотоконкурса
- V. Оценка конкурсных работ участников и награждение победителей фотоконкурса
- Заявка на участие в фотоконкурсе мвд России «Открытый взгляд»
- Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-этические правила поведения сотрудника
- Глава 4. Культура речи и правила служебного общения
- Глава 5. Руководитель и служебный коллектив
- Глава 6. Отдельные проблемы профессиональной этики
- Глава 7. Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника
- Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Задачи наставничества
- III. Организация наставничества
- IV. Обязанности и права наставника
- V. Планирование работы наставника
- VI. Завершение наставничества
- Индивидуальный план обучения и воспитания сотрудника (стажера)
- Отчет об итогах наставничества
- Инструкция
- I. Общие положения
- II. Организация проведения служебной проверки
- III. Полномочия участников служебной проверки
- IV. Порядок проведения служебной проверки
- V. Оформление результатов служебной проверки
- Типовое положение о подразделении психологического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Основные задачи подразделения психологического обеспечения
- III. Основные функции подразделения психологического обеспечения
- IV. Организация и обеспечение деятельности подразделения психологического обеспечения
- Инструкция об организации работы по профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы мвд России
- I. Общие положения
- II. Основные направления работы по профилактике
- III. Обязанности должностных лиц по профилактике
- IV. Особенности организации и проведения служебных проверок
- V. Порядок информирования Департамента кадрового
- Примерная форма психологического заключения по факту суицидального происшествия
- Карта учета и анализа суицидального происшествия
- Заключение служебной проверки по факту суицидального происшествия
- Положение о Координационно-методическом совете по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы мвд России
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Координационно-методического совета
- III. Основные функции Координационно-методического совета
- IV. Порядок формирования и организация деятельности
- Типовое положение о региональном координационно-методическом совете по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы мвд России
- I. Общие положения
- II. Основные задачи регионального
- III. Основные функции регионального
- IV. Порядок формирования и организация деятельности
- Положение об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Руководство деятельностью музеев и комнат истории
- III. Внештатные музеи и комнаты истории
- IV. Основные функции и задачи музеев
- V. Основные направления музейной деятельности
- VI. Научное комплектование музейных фондов
- VII. Музейный фонд и научно-фондовая работа
- VIII. Научно-исследовательская работа
- IX. Научно-экспозиционная работа
- X. Научно-просветительная, методическая
- XI. Финансирование, материально-техническое обеспечение
- Положение о порядке организации работы библиотек органов внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Руководство деятельностью библиотек
- III. Задачи и функции библиотеки
- IV. Библиотечное обслуживание пользователей
- V. Состав и комплектование библиотечных фондов
- VI. Организация библиотечных фондов
- VII. Учёт библиотечных фондов
- VIII. Организация работы библиотеки
- IX. Документация библиотек
- X. Финансирование и материально-техническое обеспечение библиотеки
- Положение о литературном конкурсе мвд России «Доброе слово»
- Общие положения
- Основные задачи конкурса
- Конкурсная комиссия
- Порядок и условия проведения конкурса
- Оценка конкурсных работ участников
- Заявка на участие в литературном конкурсе мвд России «Доброе слово»
- План мероприятий по совершенствованию работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации
- Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Отбор кандидатов на службу (работу) в органы
- III. Изучение кандидатов для поступления на службу (работу)
- IV. Проверка кандидатов, принимаемых на службу (работу)
- V. Принятие решения о приеме кандидата на службу (работу)
- Заявление
- Автобиография ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
- Заключение о приеме на службу в органы внутренних дел
- План проведения проверки по учетам и месту жительства
- Заключение проверки (дополнительной проверки) по учетам и месту жительства
- Обязательство
- Типовое положение о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике
- I. Общие положения
- II. Задачи комиссии
- III. Функции комиссии
- IV. Права комиссии
- V. Порядок работы комиссии
- VI. Регламент заседания комиссии
- Распоряжение
- Методические рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучший музей, комнату истории органов внутренних дел
- I. Общие положения
- II. Основные задачи проведения смотра-конкурса
- III. Конкурсная комиссия по определению победителей
- IV. Порядок и условия проведения смотра-конкурса
- V. Критерии оценки работы музея, комнаты истории
- Методические рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучшую комнату воспитательной работы органов внутренних дел
- I. Общие положения
- II. Задачи проведения смотра-конкурса
- III. Конкурсная комиссия по определению победителей
- IV. Порядок и условия проведения смотра-конкурса
- V. Критерии оценки деятельности комнаты
- Методические рекомендации по организации и проведению единых дней государственно-правового информирования сотрудников органов внутренних дел
- Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений мвд России
- Аналитический обзор о результатах психологического обеспечения работы с личным составом и профилактики суицидальных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации в 2008 году
- Относительный показатель самоубийств, совершенных сотрудниками мвд, гувд, увд по субъектам Российской Федерации, увдт в 2008 году
- 2. Выявление потребителей наркотиков на предварительном этапе профессионального отбора
- 2.1. Социально-правовое изучение соискателя
- 2. Выявление потребителей наркотиков на основном этапе профессионального отбора
- 3. Заключительный этап профессионального психологического отбора
- Структура собеседования с соискателем на предварительном этапе профессионального отбора
- Мероприятий мвд России по подготовке и проведению празднования
- 1941−1945 Годов
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Методические рекомендации по использованию института личного поручительства в системе органов внутренних дел Российской Федерации
- Общие положения
- II. Цели личного поручительства
- III. Порядок оформления личного поручительства
- IV. Поощрение и ответственность поручителя
- I. Общие положения
- II. Методы мониторинга
- III. Содержание мониторинга
- IV. Порядок проведения мониторинга
- Анкета для проведения социологического обследования члена семьи (отца, матери, вдовы, вдовца, опекуна) сотрудника, погибшего при исполнении служебных обязанностей
- Анкета для проведения социологического обследования инвалида вследствие военной травмы
- Методические рекомендации
- 1. Конкурсы и фестивали художественного самодеятельного творчества среди сотрудников органов внутренних дел, членов их семей.
- 2. Фестивали и конкурсы самодеятельного детского творчества.
- 3. Игровые спортивные соревнования с участием семейных команд.
- 4. Вечер-чествование «Династия» с участием семейных династий сотрудников органов внутренних дел.
- 5. Вечер-чествование «Семейный портрет» с участием многодетных семей, семей с приёмными детьми.
- 6. Диско-программы для детей и подростков.
- 7. Молодёжные вечера отдыха.
- 8. «Университет культуры».
- 9. «Круглый стол».
- 10. Кинолектории на различные темы с демонстрацией классических отечественных и зарубежных кинолент.
- 11. Литературные, поэтические кружки, студии, объединения.
- 12. Организация выставок.
- 13. Организация экскурсий.