Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований. Понятие схемы.
(Нуркова «Общая психология. Память», под ред. Братуся)
Ф. ч. Бартлетта интересовало запоминание в той форме, как оно происходит в реальной жизни. Причем основным объектом ero внимания бьши культурные факторы, определяющие форму и характер протекания психических процессав. Книrа «Воспоминание...», В которой, кстати, только восемь из девятнадцати rлав были посвящены собственно памяти, ставила перед читателем ряд важнейших вопросов: вопрос о целостности и неделимости душевной жизни человека, вопрос об истоках и способе функционирования знаковых систем в культуре, о важности речевоrо опосредствован ия всех психических процессав, о способах «означивания» чувственноrо образа памяти.
Если еще добавить, что ориrинальное название книrи, измененное по произволу издателя, бьшо «Конвенционализация», то теоретическое родство Ф. ч. Бартлета с концепцией (очевидно, ему неизвестной) культурно",исторической психолоrии л. С. Выrотскоrо становится очевидным.
Взrляды Ф. ч. Бартлепа на память как на активный конструктивный процесс были возвращены в психолоrию из забвения только через полвека, коrда У. Найссер вновь обратился к ero работе «Воспоминаие» для Maccoвoro читателя. Во вступительной речи на Международной конференции по практическим аспектам исследований памяти, проведенной Британским психолоrическим обществом (BPS) в сентябре 1978 r., он заявил: «К сожалению, традиция эколоrическоrо подхода к памяти слаба. Но она не мертва. Она исходит из Кембриджа, rде в 1920...е rоды сэр Бартлет бросил донкихотский вызовустоявшимся подходам к памяти. Ero вызов не бьш услышан почти 50 лет. Однако теперь пришло время эколоrических исследований памяти».
Ф. ч. Бартлеп в своей пионерской работе утверждал принципиальную функциональность и социальность процессов памяти. Он писал: «Для чеrо нам приходится пользоваться памятью? для Toro чтобы прошлый опыт оказал нам помощь в решении стоящих перед нами проблем. Но условия, с которыми мы встречаемся в настоящем, никоrда не являются точным воспроизведением прошлых условий, и требования, предъявляемые нам в настоящем, за исключением особых и довольно искусственных случаев, очень редко совпадают с требованиями, существовавшими в прошлом. Следовательно, чаще Bcero мы стремимся к тому, чтобы преобразовывать прошлое, а не просто повторять ero»
.
Ф. ч. Бартлеп создал методики повторной и сериальной репродyкции. В первом случае испытуемый воспринимал вербальный или визуальный материал, а затем, через пятнадцатиминутную 'паузу, воспроизводил то, что запомнил. Результат фиксировался. Потом вновь делалась пауза и воспроизведение, процедура повторялась до 20 раз. Методика сериальной репродукции подразумевала участие нескольких испытуемых. Экспериментальная процедура напоминала иrpу «Испорченный телефон»: первому участнику показывали изображение или зачитывали рассказ, а потом он пересказывал увиденное или услышанное второму, второй........ третьему и т.д. Ф. ч. Бартлеп считал, что результаты применения обеих методик вполне сопоставимы, так как разделял мнение о социальном происхождении психики человека (в этом ero взrляды также близки л. С. BbIroTcKoмy). Методики бьши призваны сделать видимым процесс «окультуривания» материала при повторяющихся воспоминаниях. Задача исследователя заключал ась в том, чтобы проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (например, инокультурный) материал при MHoroKpaTHoM повторении, т. е. при постепенном введении ero в коммуникационный контекст европейцев. Испытуемыми бьши студенты Кембриджа.
Так как Ф. ч. Бартлеп в молодости принимал участие в этноrpафических экспедициях, он использовал материал, собранный в тех странах, rде ему довелось побывать, например конrолезские сказки. Перед вами одна из самых коротких сказок, которую он использовал в своих исследованиях.
Сын, который пытался провести свое20 отца
Однажды сын сказал своему отцу: «Я спрячусь, И ты не сможешь меня найти!» Отец ответил: «Прячься, rде хочешь» ....... и пошел в хижину отдохнуть. Сын увидел кокосовую пальму и превратился в один из висящих на ней кокосов. Мимо пролетал сокол, сорвал кокос и проrлотил ero. Сокол стал добычей дикой бушевой кошки. Собака встретила кошку, поймала и съела ее. Через короткое время собака была проrлочена
OrpOMHbIM питоном, который, окончив трапезу, заполз в реку и там запутался в рыболовной сети. Отец поискал cBoero сына и, не найдя ero, пошел поrлядеть на сеть. Вытащив сеть на береr, он обнаружил OrpOMHOro питона. Он разрезал ero и увидел собаку. Разрезал собаку и увидел кошку. Разрезал кошку и нашел сокола. Разрезал сокола и нашел кокос. Разбив скорлупу, он вернул cBoero сына. Сын бьш так оrорчен, что никоrда больше не пытался провести cBoero отца.
Что же происходило с подобной историей, коrда ее MHoroкратно пере сказывали друr друry студенты...европейцы? История теряла название, значительно сокращалась в объеме, архаизмы заменялись современной фразеолоrией, появлялась «мораль», Соответствующая европейскому представлению о воспитательной функции сказки, исключались необычные или необъяснимые детали. Кроме Toro,испытуемым хотелось сделать пересказ интересным для слушателей, что раскрывало их коммуникативную мотивацию. Бьшо замечено, что испытуемые как будто принимали решение об общем смысле описываемых событий и в связи с этим строили рассказ.
Обобщая зафиксированные трансформации, Ф. ч. Бартлетт пришел к выводу, что при повторяющемся воспроизведении материал становится все более стандартным, схематизированным (т.е. подходящим к тому, что автор обозначил термином «схема»). Дрyrими словами, происходит приведение материала в соответствие с бытующими В культуре «правилами» существования знания.
Схема, по Ф. ч. Бартлетry, это способ орrанизации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте как индивидуума, так и культуры в целом. Вспоминая знаменитое высказывание л. С. BbIroTcKoro, в котором он подчеркивал важность анализа психической реальности по единицам 1 , а не по элементам, можно назвать схему в бартлеповском понимании «единицей», в которой проявляется единство психики и культуры.
Схемы пронизывают весь опыт человека и орrанизуют обработку информации в совершенно различных сферах. Можно rоворить о схемах восприятия, линrвистических схемах, лоrических схемах, схемах социальноrо взаимодействия, схемах, связанных с нашими личными целями и ценностями. Вся поступающая информация соотносится с теми схемами познания, которые имеются в наличии у человека, и преобразуется в соответствии с ними. Впоследствии понятие «схема» стало важнейЦIИМ при описании процессов человеческоrо познания (см. rл. ]4).
Исследование, проведенное Дж. Брансфордом, Дж. Барклаем и Дж. Фрэнксом (Bransford, Barclay, Franks, 1972), иллюстрирует то, насколько синтаксический компонент линrвистической схемы определяет узнавание ранее предъявленноrо материала, opraнизует ero воспроизведение.
Однако мало сказать, что схема орrанизует опыт, необходимо показать также, что использование схем влияет на запоминание материала. Понятно, что в ситуации анализа сложноrо материала человеку приходится выбирать, к какой именно схеме апеллировать (ведь в нашей памяти хранится orpoMHoe количество сложно связанных между собой схем). В том случае, если найти адекватную схему не представляется возможным, информация не запоминается.
Примерам снижения качества запоминания при отсутствии подходящей схемы для распознавания материала служит эксперимент Дж. Брансфорда и М.Джонсона.
Испытуемым зачитывали следующий текст: «Эта процедура совсем несложная. Сначала надо подверrнуть объекты классификации. Разумеется, одной катеrории может быть недостаточно. Тем не менее при прочих равных одна катеrория всеrда лучше, чем две. Сначала, конечно, можно проиrнорировать данный фактор, но впоследствии MorYT возникнуть помехи. Суть процедуры, безусловно, связана с химической реакцией, однако и минимальных познаний в этой области достаточно для Toro, чтобы завершить эту процедуру эффективно». Затем испытуемых спрашивали о чем, собственно шла речь. Качество воспроизведения текста было крайне низким. По мнению авторов, испытуемым не удавалось найти удачной схемы, которая помоrла бы зафиксировать прослушанный Oтрывок. Однако если испытуемым до прочтения текста rоворили о том, что перед ними довольно чудная инструкция по стирке белья, то люди не только понимали, но и хорошо запоминали текст. Друrими словами, знание о том, что собой представляет стирка белья, давало им возможность запомнить новую информацию.
В.Я.Ляудис ввела классификацию воспоминаний по основанию качества и преобладанию репродуктивноrо либо продуктивнoro аспекта:
..... неполное неточное воспроизведение (низкие показатели как репродуктивности, так и продуктивности);
..... полная точная репродукция;
..... реконструктивное воспроизведение, связанное с вариативным использованием материала.
Признание существенной роли конструктивной составляющей в работе памяти приводит к выводу О высокой rибкости и пластичности воспоминаний. Обширная литература посвящена проблеме как спонтанных, так и намеренных искажений воспоминаний..
Таким образом, можно утверждать, что память имеет как репродуктивный (реконструктивный), так и продуктивный (конструктивный) аспект. Преобладание Toro или иноrо аспекта диктуется: направленностью деятельности субъекта (какова цель запомнить точно или уловить суть); ..... особенностями запоминаемоrо материала (стихотворение будет воспроизводиться репродуктивно, а прочитанный роман продуктивно) ; ..... экспериментальными процедурами, к которым прибеrает исследователь.
- Общее представление о психике. Специфика психического отражения.
- Представления о душе в философии древней греции (платон, аристотель).
- Проблема изучения сознания в философии (р.Декарт, дж.Локк).
- Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции.
- Основные свойства потока сознания (у.Джеймс).
- Общая характеристика гештальтпсихологии. Представление об инсайте.
- Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.
- Предмет и задачи психологии поведения. Представление о научении.
- Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации.
- Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (д.Н.Узнадзе). (по ю.Б. Гиппенрейтер)
- Психика как ориентировочная деятельность субъекта (п.Я.Гальперин).
- Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (а.Н. Леонтьев).
- Основные стадии развития психики животных. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.
- Индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект. Сравнение психики животных и человека.
- Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.
- Общественно-исторический опыт и возникновение языка. “Язык” животных. Понятие социального факта (э.Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.
- Структура сознания (по а.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.
- Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Понятие действия: основные определения.
- Действие и деятельность.
- Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции.
- Принцип активности в работах н.А.Бернштейна. Схема “рефлекторного кольца”.
- Представление об уровнях построения движений (н.А.Бернштейн).
- Основные положения «неклассической физиологии» н.А.Бернштейна.
- Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
- Психофизиологическая проблема и её обсуждение (варианты решения) в психологии.
- Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей.
- Развитие способностей. Способности и одаренность. Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей.
- Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
- Общий интеллект и креативность
- Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
- Темперамент и характер. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
- Строение тела и характер. Характер и личность. Формирование характера.
- Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мотивации в психоанализе.
- Проблема мотивации в школе к.Левина.
- Когнитивные теории мотивации.
- Проблема мотивации в психологии деятельности. Влияние мотивов на эффективность деятельности.
- Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
- Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе. Определение и классификация потребностей
- . Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
- Инстинктивное удовлетворение потребностей. Опредмечивание биологических потребностей. Специфика развития мотивации человека.
- Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
- Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование.
- Виды мотивационных образований человека.
- Ситуативное развитие мотивации. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов. Фрустрация, тревожность, ригидность.
- Методы исследования потребностей и мотивов. Понятие оптимума мотивации.
- Исследования когнитивного диссонанса. Исследования мотивации власти. Исследования агрессии.
- Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Учение об эмоциях в.Вундта.
- Теории эмоций в психологии.
- 2.1. Психоаналитические концепции аффекта
- Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновения эмоций.
- Эмоции и процессы познания. Эмоции и мотивационные процессы.
- Функции эмоций.
- Проблема критерия эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
- Исследования выражения эмоций. Физиологические показатели эмоций.
- Проблема стресса.
- Условия возникновение стресса
- Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
- Чувства, их психологическая характеристика.
- Чувства: понятие, виды и проявления
- Определение воли и подходы к её изучению.
- Произвольная и волевая регуляция.
- Волевые процессы, их виды и детерминанты. Волевой процесс
- Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.
- Представление о познавательных процессах, основные определения.
- Общее определение восприятия. Основные свойства образов восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и рецепторов.
- Виды образных явлений.
- Структуралистская теория восприятия.
- Гештальттеория восприятия.
- Экологическая теория восприятия Гибсона.
- Теория восприятия Гельмгольца.
- Теория восприятия Брунера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Теория восприятия Найссера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. (в.В. Петухов «Человек как субъект познания», тексты, том III)
- Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования. Теории перцептивного научения (обогащения и дифференциации).
- Психофизика. Закон Фехнера, закон Стивенса. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Шкалирование и психофизика.
- Основные положения теории обнаружения сигналов.
- Механизмы стереозрения. Восприятие удалённости и глубины. Восприятие пространства, времени, движения.
- 5.1.1. Окуломоторные признаки
- Свойства и закономерности восприятия. Константность восприятия.
- Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.
- Иллюзии восприятия.
- Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.
- Характеристика субъекта мышления.
- Методы изучения мышления.
- Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".
- Творческое мышление: проблема критериев.
- Представление о процессе творческого мышления в концепции я.А.Пономарева.
- Исследования процессуальной стороны мышления в школе с.Л.Рубинтшейна.
- Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория п.Я.Гальперина).
- Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.
- Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности. Мышление и самосознание.
- Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование.
- Эмоциональная регуляция мышления.
- Эмоциональная активация в структуре решения задачи
- Функция эмоциональной активации
- Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.
- Концепции интеллекта и различные представления о его структуре. Интеллект и креативность.
- Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
- Мышление и знания. Роль прошлого опыта в решении задачи. Факторы, влияющие на успешное решение задачи.
- Виды мышления.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
- Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Виды и функции речи.
- Взаимосвязь мышления и речи в работах л.С. Выготского
- Взаимосвязь мышления и речи в работах а.Н. Леонтьева
- Взаимосвязь мышления и речи в работах п.Я. Гальперина
- Взаимосвязь мышления и речи в работах с.Л. Рубинштейна
- Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
- Филогенез мышления. Предметно-практическая деятельность и мышление. Особенности примитивного мышления.
- Онтогенез мышления. Теория интеллекта ж.Пиаже.
- Культурно-историческая теория развития мышления.
- Мышление в условиях совместной деятельности.
- Изучение мышления человека в диалоге с компьютером.
- Философский и психологический подходы к изучению мышления.
- Информационный и деятельностный подходы к изучению мышления.
- Психология мышления и учение об "искусственном интеллекте".
- Ассоцианизм в психологии мышления.
- Вюрцбургская школа.
- Проблема мышления в психоанализе.
- Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мышления в гештальтпсихологии.
- Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.
- Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.
- Основные понятия и положения когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
- Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- Подходы к изучению памяти. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.
- Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни и типы памяти. Феноменальная память.
- Характеристика видов памяти по Бергсону.
- Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований. Понятие схемы.
- Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
- Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.
- Выготский о памяти и её развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.
- Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по и.П. Зинченко).
- Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования а.А. Смирнова.
- Характеристика сенсорной памяти. Характеристика кратковременной памяти. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
- Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований. Закон Йоста. Кривая забывания.
- Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению.
- Проблема улучшения памяти. Мнемотехники.
- Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, деятельностный подход).
- Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
- Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трёхкомпонентная теория памяти.
- Классические методы исследования памяти. Метод частичного отчёта: эксперименты Сперлинга.
- Влияние характера материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции.
- Метафоры сознания и их связь с различными представлениями о внимании.
- Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.
- 1.1.2. Избирательное невнимание
- Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.
- Характеристика функций и свойств внимания.
- Эффекты и критерии наличия внимания.
- Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.
- Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.
- Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к её решению.
- Воспитание внимания
- Формирование внимания
- Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Воображение в научном и художественном творчестве.
- Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
- Определение и виды внимания по Титченеру.
- Джеймс о внимании и его механизмах.
- Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.
- Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.
- Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.
- Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.
- Гальперин о природе внимания и путях его формирования.
- Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.
- Модель Бродбента.
- Модель Трейсман.
- Модели Дойчей и Нормана. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана
- Модель Канемана.
- Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие. Понятие «схемы».
- Свойства внимания.
- Гештальтпсихология о внимании.