logo
Общая психология

Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.

Определение внимания,  данное Т.Рибо внимание - есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое  непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума

Моторная (моторно-эмоционалъная) теория внимания Т. Рибо. Автор указанной теории полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания.

Важное внимание в теории Рибо уделяется изучению семейного древа человека.  С помощью генеалогического древа Рибо исследовал свойства внимания, характера,  памяти и т.д.  нескольких поколений одной семьи.  Благодаря генограмме, в частности, установил, что случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения.

Т. Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм» (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида.

Внимание представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, для которого как двигательные, так и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Внимание, по мнению французского психолога, это психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов.

С учетом значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний для изучения механизмов внимания Р.С. Немов предлагает называть концепцию Т. Рибо психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное внимание также сопровождается усилением кровообращения в органах, обеспечивающих процессы мышления. Неразрывный характер физиологических и психологических сторон внимания Т. Рибо иллюстрирует устойчивыми идиоматическими выражениями: «собраться с мыслями», «ломать голову», «глаза на лоб полезли».

Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной именно на них. Так, для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением ими. В умении управлять движениями как раз и заключается секрет произвольного внимания.

Моторная теория вниманияОтносительный моноидеизм ~ цепь ассоциаций, идущих в коридоре, соответствующем цели, аффективному состоянию и пр.

Составляющие акта внимания:

1.     аффект, эмоции ~ мотив: стремления, влечения, потребности + базовая мотивация, инстинкт самосохранения.

2.     объект: ощущения, образы восприятия, представления, воспоминания, идеи.

3.     движения – волевой акт: у каждого представления есть моторный компонент, который можно возбудить или затормозить с помощью движения.

a.     Сосудодвигательные (движения сужения/расширения стенок сосуда)

b.     Дыхательные

c.      Собственно движения

Виды внимания.

1.    Естественное,непроизвольное. Врожденное. Естественное внимание обеспечивает игру, сон, питание, самозащиту, размножение. Характерно для животных, маленьких детей, дикарей, наркоманов, гениев. Аффект → очень силен, проявляется в чувстве эгоизма, симпатии, страха. Объект → узкий круг, видоспецифичен. Объекты тесно связаны с аффектом, эта связь природная, естественная. Движения → мало влияют, т.к. очень силен аффект.

2.     Искусственное, произвольное.

Одновременно продукт и условие цивилизации. Ответвляется от естественного внимания. Его задача: сделать привлекательной то, что не имеет природной связи с базовой мотивацией, например трудовая деятельность. Искусственная, отдаленная связь аффекта и объекта. Движения оказывают влияние на внимание.

Развитие внимания идет вслед за развитием личности, ее мотивационной сферы.

Фазы развития искусственного внимания:

1)    Дрессура. Эта фаза может быть у животных. С помощью внешних сил (в онтогенезе – это взрослый) происходит отклонение от естественных объектов на непривлекательные, но необходимые объекты. Опора на чувстве страха, симпатии, эгоизма; награда и наказание.

2)    Подражание и самовоспитание. Опора на чувстве соревнования, честолюбия, долга, практического интереса. Внешние силы – коллектив. На этой фазе есть переживание усилия – в основном кожно-кинестетические ощущения + чувство неудовольствия.

3)    Организованное, привычное внимание. У человека формируется определенная мотивация к конкретным видам деятельности, например, влечение и любовь к труду. Повторение фаз → появление привычки, усилия больше не прикладываются, привычка становится второй натурой. Мало связано с аффектом. Движения играют определяющую роль.