Иллюзии восприятия.
Аутокинетический феномен
Если в течение минуты наблюдать за неподвижным точечным источником света в темной комнате, то можно отчетливо увидеть, что эта световая точка совершает хаотичные движения в пространстве. Это иллюзорное восприятие движения получило название аутокинетического феномена. Как отмечал Р.Грегори, для объяснения механизмов данного феномена привлекались различные теории, но у них было одно общее — предполагалось, чточто-то действительно движется (например, небольшие непрозрачные частички во внутриглазной жидкости) [37]. Другая теория, принимаемая офтальмологами, допускала, что в темноте глаза не могут сохранить четкую фиксацию на источнике света, они постоянно отклоняются, что и является причиной аутокинеза.
Однако исследования психологов с применением фотографирования движений глаз в ходе опыта не обнаружили никакого соответствия между направлением иллюзорного движения светового пятна и движением глаз. Гештальтпсихологи придавали этому феномену большое значение, предполагая, что его причину нужно искать в формировании некой внутренней динамической перцептивной схемы.
Точка зрения Р.Грегори, наиболее принятая в современной психологии восприятия, заключается в следующем. К иллюзиям нужно подходить как к ненормальной работе органов чувств: мы вправе ожидать появления иллюзий движения, если работа определенных механизмов зрительного анализатора нарушается. Не нужно искать реального движения, причина аутокинетического движения — это сбой в системе глаз—голова. Его объяснение очень похоже на эфферентную теорию Г.Гельмгольца: причиной аутокинетического эффекта являются не движения глаз, а корректирующие сигналы, предотвращающие движение глаз вследствие утомления мышц при фиксации взора.
Эффекты последействия движения
Если аутокинетический эффект является следствием адаптационного нарушения в работе системы глаз—голова, то адаптационные сдвиги в системе изображения—сетчатка являются причиной целого класса иллюзий движения, названных «эффектом водопада»1 и связанных с последействием движения. О такого рода
парадоксальных нарушениях нашего восприятия упоминали еще Аристотель (около 330 года до нашей эры) и Тит Лукреций Кар
Если с моста долго смотреть вниз на течение реки, стараясь не двигать глазами, то переведя глаза на берег, мы увидим его движущимся в направлении, противоположном движению воды. Тот факт, что механизм данной иллюзии имеет адаптационную природу, доказывается очень просто. Попробуйте намеренно прослеживать глазами течение воды, а затем возвращать взор обратно, тем самым предотвращая адаптацию одних и тех же частей сетчатки. Иллюзия исчезнет. Этот нехитрый опыт подтверждает предположение о том, что адаптация происходит именно в системе изображение—сетчатка, а не глаз—голова1. Ведь вы же повторно воспроизводили последовательные движения глаз «вверх-вниз по течению», значит, в системе глаз—голова имела место адаптация, но она никак не повлияла на появление иллюзии.
Современные исследования показали, что длительность эффекта последействия движения длится недолго — от 1 до 15 с и зависит от целого ряда стимульных условий.
Кажущееся движение
Ряд перцептивных феноменов связан с инерцией нашего зрения, т.е. с его ограниченной способностью отображать быстрые изменения в оптической стимуляции. Один из самых известных феноменов состоит в том, что если на некотором расстоянии друг от друга последовательно предъявлять два световых пятна (например, одно — слева, а другое — справа), то при определенном межстимульном интервале мы увидим, что один стимул движется в сторону другого. Этот перцептивный эффект получил разные названия: кажущегося движения, стробоскопического движения, бета-движения или фи-феномена. Другой пример инерционности нашего зрительного восприятия — это эффект кинематографа и телевидения, когда вместо последовательности дискретных кадров мы видим на экране непрерывное движение. Таким образом, наше зрительное восприятие способно преобразовывать ряд дискретных событий в непрерывное видимое движение, иначе говоря, создавать иллюзию движения.
Интенсивное изучение фи-феномена проводил один из основателей гештальтпсихологии М.Вертгаймер (1912). Он подчеркивал, что эта иллюзия движения явно выходит за пределы того, что дано глазу непосредственно, и поэтому служит примером организующей деятельности нашего восприятия. Экспериментальная установка по изучению стробоскопического движения выглядит следующим образом: имеются два малоинерционных источника света (например, два светодиода или газоразрядные лампочки), расположенные на небольшом расстоянии друг от друга, которые могут включаться последовательно; регулируется длительность экспозиции каждого источника и величина межстимульного интервала (рис. 97). Было установлено, что восприятие кажущегося движения главным образом зависит от соотношения этих двух параметров, поэтому реально в экспериментах регулируют их сумму (длительность стимула + межстимульный интервал), этот параметр получил название асинхронии включения стимула или АВС.
Кроме того, оказалось, что выраженность стробоскопического движения зависит от площади, яркости стимулов и расстояния между ними. Детальные исследования восприятия кажущегося движения обнаружили целый ряд перцептивных феноменов, четко связанных с величиной АВС.
В заключение укажем ряд принципиальных различий между
реальным и кажущимся (стробоскопическим) движением (по
Колерсу):
1. При кажущемся движении нет перемещения по сетчатке.
2. Кажущееся движение происходит в меньшем диапазоне скоростей (15—25 град./с против 0,5—25 у реального), оно более медленное.
3. Реальное движение размыто при больших скоростях, кажущееся — при малых (фи-движение).
4. Реальное и кажущееся движение имеют разные нервные механизмы.
Другие исследователи предполагали, что у реального и кажущегося движения единый нейрофизиологический механизм, что они по сути очень сходны. Так, Р.Грегори полагал, что при кажущемся стробоскопическом движении на сетчатке симулируется ситуация последовательного возбуждения нейронов, очень похожая на реальное движение, и эту иллюзию можно объяснить неточностью в работе системы изображение—сетчатка: в некотором ограниченном диапазоне времени [37]. Стробоскопический феномен имеет базовый общепсихологический характер: он также вы-
ражен в слухе и осязании.
Как и в случае со стробоскопическим движением, эффект восприятия кино заключается в том, что если последовательность кинокадров проецируется на киноэкран с подходящей скоростью (24 кадра в секунду)1, то у наблюдателя возникает восприятие движения. Если скорость, как в старых кинопроекторах, мала, то возникают мелькания, и движения людей не кажутся на экране плавными. При заметном увеличении частоты кадров они сливаются в плохо дифференцируемое пятно. И в кинематографе, и в мультипликации чрезвычайно важно, чтобы соседние кадры отличались друг от друга незначительно, иначе нашей зрительной системе не удается «сливать» их в одно плавное изображение.
Индуцированное движение
Выше мы уже упоминали о том, что Карл Дункер (1903—1940) проводил оригинальные эксперименты для изучения влияния воспринимаемого контекста на восприятие движения целевого стимула. Ему и принадлежит открытие замечательного феномена индуцированного движения. По мнению Б.М.Величковского, эксперименты К.Дункера входят в десять самых красивых экспериментов в истории психологии.
Проблема заключается в том, что когда некий объект движется в поле зрения, он перемещается не только относительно наблюдателя, но и относительно своего окружения. Фактически в реальной жизни это все-
гда и субъект-относительное, и объект-относительное движение. С точки зрения классической гештальтпсихологии это типичные перцептивные отношения фигуры и фона.
В экспериментах К.Дункера небольшая светящаяся точка была окружена светящимся прямоугольником-рамкой (рис. 98). Вне зависимости от того, что двигалось — сама точка или окружающая ее рамка, наблюдатель воспринимал движение точки внутри рамки, причем если рамка смещалась вправо, то точка феноменально двигалась налево. Таким образом, был установлен интереснейший феномен: движение рамки наводит или индуцирует видимое движение точки. С позиций гештальтпсихологии это типичные перцептивные взаимодействия фигуры и фона.
Объект, который окружает другой объект, становится для него фоном, превращается в систему отсчета и в этом качестве воспринимается неподвижным. Напротив, окруженный объект воспринимается как фигура, связанная с данной системой отсчета и движущаяся внутри нее.
Хороший пример индуцированного движения в обычной жизни — это иллюзорное движение луны в разрывах облаков, движущихся по небу.
Облака в данном случае служат системой отсчета — фоном, на котором и относительно которого «движется» неподвижная луна. Аналогичный пример — «иллюзия плывущей ветки»: если посреди течения реки торчит кончик ветки, то мы отчетливо видим движущимся именно его, а не воду.
Физическое движение и воспринимаемое движение
Вслед за Г.Уоллахом укажем на одно кардинальное отличие физического движения от движения воспринимаемого [22]. С точки зрения физики движение — это перемещение одного объекта относительно других объектов. Движение — атрибут системы отсчета. Из этого следует, что мы сами должны определить, какой объект движется, а какой — неподвижен.
В отличие от физического зрительно воспринимаемое движение лишено подобной относительности — оно является атрибутом самого движущегося объекта (хотя и временно, на протяжении нашего наблюдения). При отсутствии данного воспринимаемого нами свойства мы видим его неподвижным. Таким образом, с точки зрения воспринимающего субъекта движение и отсутствие движения — это абсолютные свойства, присущие объекту, которые представлены в нашем субъективном перцептивном пространстве. Мы особенно ярко переживаем это, как только ранее неподвижный объект начинает двигаться. Естественно, что мы осознаем, что наблюдаемый нами движущийся объект смещается в нашем поле зрения относительно других объектов, но такое осо- знание относительности его перемещения не делает ее отличительной особенностью самого движения, она остается свойством самого движущегося объекта.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Общее представление о психике. Специфика психического отражения.
- Представления о душе в философии древней греции (платон, аристотель).
- Проблема изучения сознания в философии (р.Декарт, дж.Локк).
- Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции.
- Основные свойства потока сознания (у.Джеймс).
- Общая характеристика гештальтпсихологии. Представление об инсайте.
- Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.
- Предмет и задачи психологии поведения. Представление о научении.
- Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации.
- Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (д.Н.Узнадзе). (по ю.Б. Гиппенрейтер)
- Психика как ориентировочная деятельность субъекта (п.Я.Гальперин).
- Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (а.Н. Леонтьев).
- Основные стадии развития психики животных. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.
- Индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект. Сравнение психики животных и человека.
- Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.
- Общественно-исторический опыт и возникновение языка. “Язык” животных. Понятие социального факта (э.Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.
- Структура сознания (по а.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.
- Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Понятие действия: основные определения.
- Действие и деятельность.
- Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции.
- Принцип активности в работах н.А.Бернштейна. Схема “рефлекторного кольца”.
- Представление об уровнях построения движений (н.А.Бернштейн).
- Основные положения «неклассической физиологии» н.А.Бернштейна.
- Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
- Психофизиологическая проблема и её обсуждение (варианты решения) в психологии.
- Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей.
- Развитие способностей. Способности и одаренность. Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей.
- Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
- Общий интеллект и креативность
- Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
- Темперамент и характер. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
- Строение тела и характер. Характер и личность. Формирование характера.
- Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мотивации в психоанализе.
- Проблема мотивации в школе к.Левина.
- Когнитивные теории мотивации.
- Проблема мотивации в психологии деятельности. Влияние мотивов на эффективность деятельности.
- Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
- Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе. Определение и классификация потребностей
- . Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
- Инстинктивное удовлетворение потребностей. Опредмечивание биологических потребностей. Специфика развития мотивации человека.
- Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
- Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование.
- Виды мотивационных образований человека.
- Ситуативное развитие мотивации. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов. Фрустрация, тревожность, ригидность.
- Методы исследования потребностей и мотивов. Понятие оптимума мотивации.
- Исследования когнитивного диссонанса. Исследования мотивации власти. Исследования агрессии.
- Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Учение об эмоциях в.Вундта.
- Теории эмоций в психологии.
- 2.1. Психоаналитические концепции аффекта
- Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновения эмоций.
- Эмоции и процессы познания. Эмоции и мотивационные процессы.
- Функции эмоций.
- Проблема критерия эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
- Исследования выражения эмоций. Физиологические показатели эмоций.
- Проблема стресса.
- Условия возникновение стресса
- Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
- Чувства, их психологическая характеристика.
- Чувства: понятие, виды и проявления
- Определение воли и подходы к её изучению.
- Произвольная и волевая регуляция.
- Волевые процессы, их виды и детерминанты. Волевой процесс
- Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.
- Представление о познавательных процессах, основные определения.
- Общее определение восприятия. Основные свойства образов восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и рецепторов.
- Виды образных явлений.
- Структуралистская теория восприятия.
- Гештальттеория восприятия.
- Экологическая теория восприятия Гибсона.
- Теория восприятия Гельмгольца.
- Теория восприятия Брунера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Теория восприятия Найссера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. (в.В. Петухов «Человек как субъект познания», тексты, том III)
- Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования. Теории перцептивного научения (обогащения и дифференциации).
- Психофизика. Закон Фехнера, закон Стивенса. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Шкалирование и психофизика.
- Основные положения теории обнаружения сигналов.
- Механизмы стереозрения. Восприятие удалённости и глубины. Восприятие пространства, времени, движения.
- 5.1.1. Окуломоторные признаки
- Свойства и закономерности восприятия. Константность восприятия.
- Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.
- Иллюзии восприятия.
- Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.
- Характеристика субъекта мышления.
- Методы изучения мышления.
- Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".
- Творческое мышление: проблема критериев.
- Представление о процессе творческого мышления в концепции я.А.Пономарева.
- Исследования процессуальной стороны мышления в школе с.Л.Рубинтшейна.
- Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория п.Я.Гальперина).
- Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.
- Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности. Мышление и самосознание.
- Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование.
- Эмоциональная регуляция мышления.
- Эмоциональная активация в структуре решения задачи
- Функция эмоциональной активации
- Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.
- Концепции интеллекта и различные представления о его структуре. Интеллект и креативность.
- Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
- Мышление и знания. Роль прошлого опыта в решении задачи. Факторы, влияющие на успешное решение задачи.
- Виды мышления.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
- Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Виды и функции речи.
- Взаимосвязь мышления и речи в работах л.С. Выготского
- Взаимосвязь мышления и речи в работах а.Н. Леонтьева
- Взаимосвязь мышления и речи в работах п.Я. Гальперина
- Взаимосвязь мышления и речи в работах с.Л. Рубинштейна
- Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
- Филогенез мышления. Предметно-практическая деятельность и мышление. Особенности примитивного мышления.
- Онтогенез мышления. Теория интеллекта ж.Пиаже.
- Культурно-историческая теория развития мышления.
- Мышление в условиях совместной деятельности.
- Изучение мышления человека в диалоге с компьютером.
- Философский и психологический подходы к изучению мышления.
- Информационный и деятельностный подходы к изучению мышления.
- Психология мышления и учение об "искусственном интеллекте".
- Ассоцианизм в психологии мышления.
- Вюрцбургская школа.
- Проблема мышления в психоанализе.
- Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мышления в гештальтпсихологии.
- Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.
- Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.
- Основные понятия и положения когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
- Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- Подходы к изучению памяти. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.
- Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни и типы памяти. Феноменальная память.
- Характеристика видов памяти по Бергсону.
- Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований. Понятие схемы.
- Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
- Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.
- Выготский о памяти и её развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.
- Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по и.П. Зинченко).
- Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования а.А. Смирнова.
- Характеристика сенсорной памяти. Характеристика кратковременной памяти. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
- Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований. Закон Йоста. Кривая забывания.
- Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению.
- Проблема улучшения памяти. Мнемотехники.
- Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, деятельностный подход).
- Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
- Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трёхкомпонентная теория памяти.
- Классические методы исследования памяти. Метод частичного отчёта: эксперименты Сперлинга.
- Влияние характера материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции.
- Метафоры сознания и их связь с различными представлениями о внимании.
- Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.
- 1.1.2. Избирательное невнимание
- Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.
- Характеристика функций и свойств внимания.
- Эффекты и критерии наличия внимания.
- Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.
- Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.
- Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к её решению.
- Воспитание внимания
- Формирование внимания
- Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Воображение в научном и художественном творчестве.
- Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
- Определение и виды внимания по Титченеру.
- Джеймс о внимании и его механизмах.
- Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.
- Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.
- Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.
- Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.
- Гальперин о природе внимания и путях его формирования.
- Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.
- Модель Бродбента.
- Модель Трейсман.
- Модели Дойчей и Нормана. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана
- Модель Канемана.
- Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие. Понятие «схемы».
- Свойства внимания.
- Гештальтпсихология о внимании.