logo
Общая психология

Философский и психологический подходы к изучению мышления.

Проблема мышления чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли сравнительно недавно. К традиционным следует причислить:

1. Философский, включая методологический и гносеологический. Причем, по нашему мнению, необходимо внутри "методологического подхода" различать:

- "собственно философско-методологический" аспект и

- его специфическое проявление именно в сфере творческого мышления.

Диалектический материализм, с методологических позиций которого будет рассматриваться проблема научного творчества, определяет мышление как высшую форму отражения человеком предметов и явлений его внешнего и внутреннего мира, позволяющую в отличие от более низких форм познания (ощущений, восприятий и др.) познавать сущность объектов и их взаимосвязи. Истинное отражение объективных закономерностей природы является одним из необходимых условий свободы человека. Именно изучением проблематики, возникающей при выяснении характера субъективной диалектики и ее отношения к объективной диалектике и отличается гносеологический аспект проблем мышления и творчества.

2. Логический .

3 Логический аспект проблемы мышления является одним из важнейших. Ведь процесс мышления, как известно, представляет собой ряд операций с понятиями и суждениями. Мысля, человек определяет, обобщает, осуществляет ограничение и деление понятий, преобразует суждения, делает выводы и т. п. Именно совокупность этих устойчивых мыслительных форм и операций, а также лежащих в их основе за конов и правил как раз составляет предмет формальной логики. И хотя эта элементарная логика, как в свое время писал Гегель, и без диалектики самодостаточна, а диалектика без таковой невозможна, однако формальная логика не является единственной наукой, которая изучает мышление, а имеет в этой проблеме лишь свой определенный момент.

3. Условно промежуточным можно считать физиологический аспект, так как материальную основу психики вообще и мышления в частности ученые искали уже давно, хотя интенсивное экспериментальное изучение мозга началось в конце Х1Х века.

Физиологический аспект изучения мышления рассматривает физико-химические процессы, протекающие в субстрате мышления - нервной ткани.

4. Собственно психологическое исследование мышления возникло в ХХ веке.

В индивидуальном творческом процессе интуитивное мышление и логическое завершение полученного результата сопровождаются целым рядом психологических компонентов, из которых особенно важны:

-эмоциональность и

-установка.

Для углубления общей теории мышления психологический аспект имеет центральное значение. Однако точное определение того, что именно специфично для психологического направления исследования мышления, сегодня еще трудно однозначно определить по причинам:

-Реальный процесс мышления людей, который является предметом психологического мышления, не может быть изучен вне его предметного содержания.

-При психологическом изучении мышления по необходимости приходится оперировать теми компонентами мыслительного процесса, которые изучаются гносеологией, формальной логикой и отчасти также нейрофизиологией.

Психология мышления изучает его специфические закономерности там, где они выступают наиболее отчетливо - в творческом, то есть продуктивном мышлении, однако это не означает, что иные виды мышления выпадают из поля зрения психологии.

Психологическое исследование мышления исходит из того принципиально важного обстоятельства, что взаимодействие человека с объективным миром выступает в виде своего рода психической неуравновешенности, накопления психического заряда, требующего разрядки. Объективное отсутствие определенных элементов в той ситуации, в которую включена деятельность субъекта, делает эту ситуацию неполным, неопределенным фактором деятельности; и субъективно такая ситуация воспринимается как проблемная. Конечно, эта неполнота, неопределенность имеет место лишь на уровне явления и его субъективного отражения, поскольку еще не все компоненты ситуации деятельности доступны интеллекту субъекта.

Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.

Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы.

По О.К. Тихомирову

ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Изучение мышления — один из традиционных разделов общей психологии, поэтому понимание предмета психологии мышления будет зависить от понимания предмета психологической науки в целом. Мы исходим из диалектико-материалистического понимания предмета психологии как науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов [99]. Марксистско-ленинская философия (диалектический и исторический материализм) является наиболее полным, глубоким отражением законов природы и общества, поэтому и психология, основывающаяся на методологических принципах этой философии, получает возможность подлинно научного изучения психики.

Следующие общефилософские положения являются, определяющими для марксистской психологии, для понимания ее предмета.

1. Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности.

2. Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи (в высших проявлениях — как свойство мозга).

3. Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как и другие Явления.

4. Психика человека общественно-исторически обусловлена.

5. Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль.

6. Психика развивается, входе этого развития происходит переход количественных изменений в качественные, внутренние противоречия являются движущей силой, источником данного развития.

Все эти положения являются определяющими и при разработке проблем психологии мышления. Вместе с тем в философии есть разделы, имеющие специальное значение для разработки проблем психологии мышления. К ним относятся учение о двух ступенях познания (чувственном и рациональном), их соотноше­нии и взаимодействии, а также учение о диалектическом мышлении как высшей ступени теоретического мышления.

Основываясь на общефилософских положениях, психология не должна к ним сводиться, так как иначе у нее не будет статуса самостоятельной науки. История развития отечественной психологии показывает, что переход от общеметодологических принципов к построению конкретной науки, к выделению ее самостоя­тельного предмета составляет очень сложную и далекую от своего полного завершения задачу. В том, что это именно так, легко убедиться, просматривая первые разделы учебников по психологии Предмет психологии характеризуется либо путем перечисления (всегда неполного) психических явлений, либо путем приведения философской характеристики психики в качестве средства раскрытия предмета конкретной науки. И в первом, и во втором случае отсутствует критерий, который выделял бы собственно психологические задачи и области исследования. «Нужен четкий критерий, — указывает известный советский психолог П.Я. Гальперин — чтобы ясно различать, что... может и должен изучать психолог, а что подлежит ведению других наук, какие задачи призван решать психолог, а какие лишь кажутся психологическими, но на самом деле ими не являются, и психолог не может и не должен их решать» [49, с. 7]. В 1976 г. он подчеркивал, что вопрос о предмете психологии «является самым насущным, самым практическим и настоятельным вопросом нашей науки» [49, с. II]. И сегодня это положение сохраняет свою актуальность, хотя большинство психологов заняты частными исследованиями.

Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Для того чтобы все же как-то очертить область, отно­сящуюся к психологии мышления, мы поступим следующим образом. Сначала рассмотрим, с чем, собственно говоря, имеют дело психологи, когда они изучают «мышление». Эта реальность неоднородна, существуют различные виды мышления. Через описание этих видов и можно дать первоначальную характеристику психологии мышления. Затем мы попытаемся сформулировать различия в подходах к мышлению, реализуемых в различных науках. Наконец, рассмотрим вопрос об определениях предмета психологии мышления в отличие от комплексного его изучения.