Определение и виды внимания по Титченеру.
Сознание и внимание в концепции Э. Титченера: метафора «волны внимания»
Эдвард Титченер, который стал, пожалуй, наиболее верным последователем В. Вундта, а в некоторых методических вопросах «едва ли не большим католиком, чем сам Папа», счел возможным добавить к метафоре зрительного поля еще два «измерения» внимания [76].
В о-п е р в ы х, элементы, представленные в поле сознания и в зоне внимания, различаются по интенсивности, или субъективной ясности, с которой они даны наблюдателю.
Во-вторых, всякий элемент находится в зоне внимания в течение некоторого времени, после чего сначала уходит на периферию сознания, а потом и вовсе может исчезнуть из сознания.
Добавление измерений интенсивности и длительности привело Э.Титченера к метафоре «волна внимания». Изображение «волны» на рисунке дает «срез» сознания, или, по образному выражению Э. Титченера, «сечение через душевный поток» [76, 16] в определенный момент времени. Фактически это сумма всех психических процессов и состояний в указанный момент. Элементы в поле сознания и в зоне внимания находятся на разных уровнях «волны внимания»: если вторые приходятся на гребень волны, то первые помещаются значительно ниже. Место элемента в метафорической «волне» указывает на интенсивность соответствующего впечатления в сознании. В результате области сознания (по В. Вундту — фокус и периферия) превращаются в два уровня сознания. Верхний уровень характеризуется ясностью находящихся там впечатлений, а нижний — их смутностью.
Более того, волна не статична, а движется вперед, и одни элементы «скатываются» вниз, а другие тем временем попадают на гребень волны, обретая большую сенсорную ясность в сознании, которая, однако, не сводится к физической интенсивности стимула. Интенсивность стимула может стать причиной попадания его на гребень волны, однако стимул заданной интенсивности может субъективно восприниматься то более, то менее ясно, в зависимости от того, является ли он объектом внимания.
Если теория В. Вундта была ярким примером «теории причины», то теория Э. Титченера — пример «теории эффекта»: сенсорная ясность никак не может выступать в качестве причины чего-либо, но является следствием работы нервной системы человека.
По Э.Титченеру, неверно рассматривать внимание как особую силу, способность или инициативу познающего субъекта. Это просто такая «степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты».
Но как быть с границей, которая, по мнению психологов, разделяет внимание активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное)? Последовательное развитие положений концепции
Э. Титченера приводит к тому, что любое внимание пассивно. Действительно, Э.Титченер связывает возникновение так называемого активного внимания и сопровождающего его чувства усилия с усложнением нервной системы. Чем больше впечатлений может быть представлено ей одновременно, тем сложнее сделать выбор в пользу одного из них. Более сильное или более значимое впечатление «побеждает» только после некоторого периода борьбы.
Однако победив, впечатление продолжает оставаться на гребне «волны внимания» уже без всякого усилия.
Рассуждая подобным образом, Э. Титченер выделяет три вида внимания, которые одновременно выступают как три ступени в его развитии. При этом он даже отказывается от названий, в которых явно или неявно была бы заложена «активность» познающего субъекта, и предлагает именовать виды внимания в соответствии с порядком их появления в «душевном развитии» человека.
I. Первичное внимание («пассивное») — результат воздействия таких стимулов, что «не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом» [76', 226]. Э.Титченер выделяет несколько факторов непроизвольного привлечения внимания.
1. Интенсивность стимула. Громкий звук упавшего стула, яркая вспышка молнии, сильная боль непременно привлекут к себе внимание помимо нашего желания.
2. Особые качества стимула, среди которых изощренное самонаблюдение Э. Титченера позволило ему особо выделить желтый цвет, горький вкус и запах мускуса — едкого вещества, выделяемого железами ряда пушных зверей.
3. Внезапность появления или изменения стимула. Когда мы слушаем музыку, внезапное ее прекращение не может пройти незамеченным, равно как и внезапно нарушающий тишину сигнал боевой трубы.
4. Движение — особый случай внезапного изменения. Мы можем не заметить птицы, которая сидит на дереве, но непременно заметим ее, когда она взлетит.
5. Новизна стимула. Всякий новый для нас или незнакомый объект, еще ни с чем не связанный в нашем прошлом опыте, привлекает внимание. Если за время отсутствия хозяина в комнате кто-то поставит на его письменный стол корзину с цветами, она непременно бросится в глаза, когда хозяин вернется.
6. Навязчивое повторение одного и того же раздражителя. Даже если сначала мы не замечаем некоторого воздействия из-за недостаточной интенсивности, многократное повторение приводит к тому, что оно оказывается в фокусе нашего внимания. Нередко так происходит с протекшим водопроводным краном, из которого все капает и капает вода.
7. Согласованность с наличным состоянием сознания. Если мы сталкиваемся с тем, о чем не переставали думать в последнее время, мы едва ли можем этого не заметить. По Э. Титченеру, здесь происходит как бы удвоение, впечатлений, обусловленное сенсорным входом и актуальным содержанием нашего сознания. Так портной невольно будет замечать покрой одежды своих собеседников, а парикмахер — огрехи в их прическах.
За всеми этими факторами стоит не более чем сильное воздействие соответствующих возбудителей на нервную систему. В большинстве случаев они имеют биологическое значение для организма данного вида — иными словами, значимы для его выживания и сохранения вида. В результате воздействия вызываемая им «тенденция в нервной системе» обретает бесспорное главенство, и впечатление без всяких помех оказывается на гребне «волны внимания».
II. Вторичное внимание (обычно именно его называют «активным») наблюдается в таких ситуациях, когда не впечатление привлекает наше внимание, а мы сами, прилагая некоторое усилие, удерживаем внимание на этом впечатлении. Обычно оно стремится ускользнуть, а на его место так и просятся другие впечатления. Например, непросто читать научный журнал в читальном зале библиотеки: то мимо пройдет библиотекарь, то люди за соседним столом обменяются мнениями о каком-то общем знакомом, то за окном начнется гроза. Даже если содержание научной статьи находится в какой-то момент в фокусе нашего внимания, множество впечатлений ему противодействуют.
Налицо конфликт в нервной системе, требующий разрешения: что в результате окажется на гребне «волны внимания»? Субъективное переживание усилия — отголосок этого конфликта, сопровождающий выбор, который мы сделали. Вторичное внимание — следствие сложности организма и его нервной системы, которая одновременно может подвергнуться нескольким воздействиям по разным каналам и вынуждена «выбирать» между ними. Однако стадия вторичного внимания в силу своей «конфликтной» природы может быть только переходной. Долго удерживаться на ней невозможно, поскольку она требует от организма слишком больших затрат.
III. Производное первичное внимание — по сути возвращение обратно к первой стадии. Однако содержанием ее будет тот материал, который человек сумел удержать в фокусе внимания на стадии вторичного внимания. Здесь посетителя библиотеки настолько увлекает чтение статьи, что ни суетливый библиотекарь, ни звуки грозы уже не могут его отвлечь. Статья обретает не меньшую власть над сознанием, чем специфические стимулы, привлекающие первичное внимание. Такая победа одной из «тенденций в нервной системе» в случае неоднократного повторения превращается в привычку, и в дальнейшем нервная система сама содействует преимуществу некогда нестойкого впечатления или занятия перед отвлекающими воздействиями.
- Общее представление о психике. Специфика психического отражения.
- Представления о душе в философии древней греции (платон, аристотель).
- Проблема изучения сознания в философии (р.Декарт, дж.Локк).
- Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции.
- Основные свойства потока сознания (у.Джеймс).
- Общая характеристика гештальтпсихологии. Представление об инсайте.
- Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.
- Предмет и задачи психологии поведения. Представление о научении.
- Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации.
- Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (д.Н.Узнадзе). (по ю.Б. Гиппенрейтер)
- Психика как ориентировочная деятельность субъекта (п.Я.Гальперин).
- Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (а.Н. Леонтьев).
- Основные стадии развития психики животных. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.
- Индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект. Сравнение психики животных и человека.
- Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.
- Общественно-исторический опыт и возникновение языка. “Язык” животных. Понятие социального факта (э.Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.
- Структура сознания (по а.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.
- Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Понятие действия: основные определения.
- Действие и деятельность.
- Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции.
- Принцип активности в работах н.А.Бернштейна. Схема “рефлекторного кольца”.
- Представление об уровнях построения движений (н.А.Бернштейн).
- Основные положения «неклассической физиологии» н.А.Бернштейна.
- Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
- Психофизиологическая проблема и её обсуждение (варианты решения) в психологии.
- Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей.
- Развитие способностей. Способности и одаренность. Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей.
- Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
- Общий интеллект и креативность
- Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
- Темперамент и характер. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
- Строение тела и характер. Характер и личность. Формирование характера.
- Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мотивации в психоанализе.
- Проблема мотивации в школе к.Левина.
- Когнитивные теории мотивации.
- Проблема мотивации в психологии деятельности. Влияние мотивов на эффективность деятельности.
- Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
- Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе. Определение и классификация потребностей
- . Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
- Инстинктивное удовлетворение потребностей. Опредмечивание биологических потребностей. Специфика развития мотивации человека.
- Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
- Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование.
- Виды мотивационных образований человека.
- Ситуативное развитие мотивации. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов. Фрустрация, тревожность, ригидность.
- Методы исследования потребностей и мотивов. Понятие оптимума мотивации.
- Исследования когнитивного диссонанса. Исследования мотивации власти. Исследования агрессии.
- Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Учение об эмоциях в.Вундта.
- Теории эмоций в психологии.
- 2.1. Психоаналитические концепции аффекта
- Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновения эмоций.
- Эмоции и процессы познания. Эмоции и мотивационные процессы.
- Функции эмоций.
- Проблема критерия эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
- Исследования выражения эмоций. Физиологические показатели эмоций.
- Проблема стресса.
- Условия возникновение стресса
- Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
- Чувства, их психологическая характеристика.
- Чувства: понятие, виды и проявления
- Определение воли и подходы к её изучению.
- Произвольная и волевая регуляция.
- Волевые процессы, их виды и детерминанты. Волевой процесс
- Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.
- Представление о познавательных процессах, основные определения.
- Общее определение восприятия. Основные свойства образов восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и рецепторов.
- Виды образных явлений.
- Структуралистская теория восприятия.
- Гештальттеория восприятия.
- Экологическая теория восприятия Гибсона.
- Теория восприятия Гельмгольца.
- Теория восприятия Брунера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Теория восприятия Найссера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. (в.В. Петухов «Человек как субъект познания», тексты, том III)
- Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования. Теории перцептивного научения (обогащения и дифференциации).
- Психофизика. Закон Фехнера, закон Стивенса. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Шкалирование и психофизика.
- Основные положения теории обнаружения сигналов.
- Механизмы стереозрения. Восприятие удалённости и глубины. Восприятие пространства, времени, движения.
- 5.1.1. Окуломоторные признаки
- Свойства и закономерности восприятия. Константность восприятия.
- Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.
- Иллюзии восприятия.
- Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.
- Характеристика субъекта мышления.
- Методы изучения мышления.
- Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".
- Творческое мышление: проблема критериев.
- Представление о процессе творческого мышления в концепции я.А.Пономарева.
- Исследования процессуальной стороны мышления в школе с.Л.Рубинтшейна.
- Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория п.Я.Гальперина).
- Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.
- Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности. Мышление и самосознание.
- Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование.
- Эмоциональная регуляция мышления.
- Эмоциональная активация в структуре решения задачи
- Функция эмоциональной активации
- Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.
- Концепции интеллекта и различные представления о его структуре. Интеллект и креативность.
- Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
- Мышление и знания. Роль прошлого опыта в решении задачи. Факторы, влияющие на успешное решение задачи.
- Виды мышления.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
- Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Виды и функции речи.
- Взаимосвязь мышления и речи в работах л.С. Выготского
- Взаимосвязь мышления и речи в работах а.Н. Леонтьева
- Взаимосвязь мышления и речи в работах п.Я. Гальперина
- Взаимосвязь мышления и речи в работах с.Л. Рубинштейна
- Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
- Филогенез мышления. Предметно-практическая деятельность и мышление. Особенности примитивного мышления.
- Онтогенез мышления. Теория интеллекта ж.Пиаже.
- Культурно-историческая теория развития мышления.
- Мышление в условиях совместной деятельности.
- Изучение мышления человека в диалоге с компьютером.
- Философский и психологический подходы к изучению мышления.
- Информационный и деятельностный подходы к изучению мышления.
- Психология мышления и учение об "искусственном интеллекте".
- Ассоцианизм в психологии мышления.
- Вюрцбургская школа.
- Проблема мышления в психоанализе.
- Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мышления в гештальтпсихологии.
- Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.
- Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.
- Основные понятия и положения когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
- Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- Подходы к изучению памяти. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.
- Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни и типы памяти. Феноменальная память.
- Характеристика видов памяти по Бергсону.
- Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований. Понятие схемы.
- Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
- Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.
- Выготский о памяти и её развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.
- Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по и.П. Зинченко).
- Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования а.А. Смирнова.
- Характеристика сенсорной памяти. Характеристика кратковременной памяти. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
- Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований. Закон Йоста. Кривая забывания.
- Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению.
- Проблема улучшения памяти. Мнемотехники.
- Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, деятельностный подход).
- Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
- Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трёхкомпонентная теория памяти.
- Классические методы исследования памяти. Метод частичного отчёта: эксперименты Сперлинга.
- Влияние характера материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции.
- Метафоры сознания и их связь с различными представлениями о внимании.
- Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.
- 1.1.2. Избирательное невнимание
- Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.
- Характеристика функций и свойств внимания.
- Эффекты и критерии наличия внимания.
- Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.
- Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.
- Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к её решению.
- Воспитание внимания
- Формирование внимания
- Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Воображение в научном и художественном творчестве.
- Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
- Определение и виды внимания по Титченеру.
- Джеймс о внимании и его механизмах.
- Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.
- Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.
- Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.
- Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.
- Гальперин о природе внимания и путях его формирования.
- Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.
- Модель Бродбента.
- Модель Трейсман.
- Модели Дойчей и Нормана. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана
- Модель Канемана.
- Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие. Понятие «схемы».
- Свойства внимания.
- Гештальтпсихология о внимании.