Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.
Ко второй половине XIX в. нарастает критика основных ее постулатов и принципов. Это обусловлено прежде всего практическими запросами к психологической науке со стороны педагогов, врачей, промышленников, учителей и др., деятельность которых была тесно связана с психологической реальностью и которые стали требовать от психологии четких практических рекомендаций. Однако интроспективная психология сознания была очень далека от жизни. В то же время развитие других наук (прежде всего неклассической физики, биологии и других дисциплин) привело к необходимости пересмотра методологических постулатов классической науки, которые в той или иной степени разделяла эмпирическая психология сознания.
Рефлексия психологами основных постулатов своей науки привела многих из них уже в начале XX в. к полному отказу от позиций интроспективной психологии сознания и созданию новых концепций, в которых совершенно иначе определялись предмет и методы, а также задачи психологической науки. В психологии возникает ситуация своеобразного «взрыва», результатом которого было появление самых разных направлений в психологии, каждое из которых по-своему решало фундаментальные проблемы психологической науки и практической работы. При этом в возникновении новых психологических направлений активное участие принимали не только психологи «по образованию» — так, одно из влиятельнейших в современной психологии направлений — психоаналитическое — было создано врачом 3. Фрейдом. В начале XX в. возник тот самый плюрализм, который до сих пор определяет лицо современной психологии.
Для современной ему психологии характерны «крайнее разнообразие течений, отсутствие общепризнанной системы науки, огромные психологические различия между отдельными психологическими школами» .
В своей работе «Исторический смысл психологического кризиса», написанной в середине 20-х гг. XX в., Л.С.Выготский, проанализировав сущность, причины и смысл этого кризиса, пришел к следующим выводам.
Во-первых, причины кризиса (или, что то же самое, его движущие силы) он усмотрел в развитии прикладной (практической) психологии, требующей от академической науки принципиально новых решений проблемы природы психической реальности и принципиально новой методологии ее изучения.
Во-вторых, Л.С.Выготский глубже всех современных ему авторов проанализировал суть понимания сознания в классической интроспективной психологии и отверг то представление о сознании, которое существовало в ней, предложив свое собственное его понимание.
Некоторые положения этой критики можно понять, только зная концепцию Л.С.Выготского (о ней речь впереди), но отдельные пункты этой критики (с нашими комментариями) все же можно привести и сейчас.
1. Основной принципиальный недостаток интроспективной психологии сознания — отождествление в ней научного знания и переживания. Если бы явление и сущность в психологии совпадали (распространяет Л. С. Выготский известное положение К. Маркса на психологию), не нужна была бы никакая наука. Сознание не сводится к совокупности (или целостности) явлений внутреннего мира, открытых для познания лишь субъекту сознания, — это объективная реальность, подлежащая такому же научному изучению, как и любая другая реальность.
2. Метод интроспекции не есть метод научного исследования сознания, поскольку он не имеет статуса объективного научного метода. Это не означает, что мы не можем использовать в психологии метод самонаблюдения, поскольку понятия «интроспекция» и «самонаблюдение» не тождественны. Во-первых, мы можем получить более объективные сведения о себе, не «вживаясь» в свои внутренние переживания, как это рекомендовали психологи-ин-троспекционисты, а наблюдая за своим поведением в объективных жизненных ситуациях. Никакая интроспекция не даст субъекту сведений о том, «храбр ли он», — только реальное участие в соответствующих событиях (например, в бою) покажет человеку, может ли он считать себя храбрым. Во-вторых, мы можем использовать данные самоотчета испытуемого о своих переживаниях (что он чувствовал, например, при предъявлении ему той или иной картинки), но как сырой материал, требующий толкования и оценки. В-третьих, можно использовать для научных целей и описания писателем (и другими житейскими психологами) диалектики его души, но опять-таки как сырой материал, требующий обработки.
3. В любом случае, занимаясь самонаблюдением, мы не должны считать, что можем непосредственно познать сознание в его сущности.
Исследования зоопсихологов, психиатров и социологов на рубеже XIX —XX вв. показали, что предлагаемая Э.Титченером (и — шире — всей интроспективной психологией) процедура просто невозможна из-за качественных отличий сознания европейски образованного человека от психики животного, душевнобольного человека и представителей иных культур. На этой позиции стоял и Л. С. Выготский.
Впрочем, его критику интроспективной психологии мы сможем лучше понять, когда детально познакомимся с положениями его «культурно-исторической» концепции в главе 5. В следующей главе данного раздела будет представлен обзор основных психологических направлений, возникших практически одновременно в начале (первой трети) XX в., идеи которых до сих пор существуют и продолжают развиваться в современной психологической науке и практике.
В начале XX в. в США появляется направление, которое на несколько десятилетий определило облик практически всей американской психологии, — бихевиоризм (от англ. behavio[u]г — поведение).
Основателем этого направления был американский психолог Джон Уотсон (Watson, 1878—1958). По его мнению, до сих пор существовавшая интроспективная психология вообще не могла называться наукой, поскольку в качестве предмета изучения в ней выступала субъективная реальность, не доступная объективному исследованию. Поэтому Дж. Уотсон отвергал интроспективную психологию (как в форме структурализма, так и в форме функционализма) и считал, что необходимо отказаться от изучения сознания и исследовать поведение индивида (человека и животных) от рождения до смерти как единственно возможную для психологического изучения объективную реальность. Надо отметить, что большую роль в становлении бихевиоризма сыграли распространившиеся в США на рубеже XIX и XX вв. философские идеи позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных учеными в разных странах мира, а также физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев).
Свою программу Дж. Уотсон изложил в статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). В ней он определил поведение как совокупность всех «внешне наблюдаемых» реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения выступает поэтому простейшая схема «стимул — реакция» (S — Г). Под эту схему подпадают как простейшие реакции организма на стимул из внешней среды (распыление в воздухе молотого перца вызывает чихание), так и сложные поведенческие структуры (таково, например, поведение человека при выборе президента), которые тем не менее могут быть объективно изучены. Целью бихевиоризма является не только собственно исследование, но и предсказание и изменение поведения.
Кстати сказать, термин «внешне наблюдаемое» не следует понимать слишком упрощенно: наблюдать поведение, с точки зрения бихевиориста, можно не только невооруженным глазом, но и с помощью «тонко чувствующих приборов». Так, например, исследователь с помощью определенных датчиков может обнаружить, что при решении мыслительной задачи испытуемым совершается определенная мускульная работа.
Несмотря на отказ от изучения сознания как такового, бихе-виористы использовали многие психологические термины, вкладывая в них другое содержание. Так, например, эмоция в бихевиоризме рассматривается не как подлежащее интроспективному изучению внутреннее переживание, а как внешне наблюдаемая (иногда невооруженным глазом, а иногда и с помощью соответствующих приборов) совокупность разнообразных поведенческих реакций (включая покраснение лица, вздрагивание, плач и т.п.). Аналогично (как столь же внешне наблюдаемые реакции) рассматриваются мышление и речь.
Бихевиористы предлагали в изучении поведения идти от простого к сложному. Они различали наследственные, или врожденные, реакции (к ним относились безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные реакции (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы и др.). Кроме того, реакции делились (по степени их «скрытости» от наблюдателя) на внешние и внутренние. Первые открыты для наблюдения невооруженным глазом (речь, эмоции, двигательные реакции и т.п.), вторые доступны лишь для наблюдения, опосредствованного специальными приборами (мышление, многие физиологические реакции и пр.).
Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара врожденных реакций на безусловные стимулы, т.е. стимулы, которые с рождения автоматически вызывают тот или иной ответ. В экспериментах с маленькими детьми Дж. Уотсон, например, установил, что безусловными стимулами для реакции страха (замирание, затем громкий плач) являются резкий звук и потеря опоры. Если один из этих стимулов сочетать с показом какого-либо «нейтрального» объекта (т. е. объекта, который не вызывал до сих пор никакой отрицательной реакции, например белого пушистого кролика), то через определенное число сочетаний безусловного стимула с условным произойдет процесс «обусловливания» и нейтральный до этого стимул приобретет способность вызывать реакцию страха.
При постановке и объяснении подобных экспериментов Дж.Уотсон не забывал ссылаться на русских ученых И.П.Павлова и В. М. Бехтерева, однако все время подчеркивал, что они были физиологами, а не психологами. Поэтому он четко проводил границу между изучением физиологических реакций в психологии и в физиологии: бихевиориста как психолога интересует реакция как элемент поведения, тогда как физиолог будет изучать соответствующие ей нервные связи, продолжительность и распространение нервного импульса и т.д.
Можно избавить ребенка от возникшего страха путем сочетания стимула, вызывающего реакцию страха, с безусловным или условным «положительным» стимулом.
У ребенка 1,5 лет была выработана (указанным выше способом) условная отрицательная реакция на сосуд с золотыми рыбками: как только ему показывали этот сосуд, он старался убежать от него. И никакие рассказы о золотых рыбках (как они живут, питаются и т. п.), никакие примеры поведения других детей, которые на глазах у ребенка брали в руки золотую рыбку и гладили ее, не рассеивали этот страх. Тогда было предложено следующее: ребенка сажали за один конец длинного стола обедать — а на другой конец стола ставили закрытый сосуд с рыбками. Как только ребенок начинал есть, сосуд приоткрывался. Если ребенок выражал беспокойство, сосуд закрывался. На следующий день сосуд придвигался несколько ближе к обедающему ребенку — и повторялась та же процедура. Если ребенок прекращал есть — сосуд отодвигали от ребенка на большее расстояние от него. Так повторялось несколько раз — и в течение этих дней сосуд постоянно и понемногу сдвигался в сторону ребенка. И наступал, наконец, день, когда ребенок ел рядом с сосудом и смотрел на рыбок безо всякого страха. Произошло размыкание условной связи, и для того, чтобы это произошло, говорил Дж. Уотсон, понадобилось включить в цепь условий также и пищеварительный аппарат [126].
На основе врожденных реакций формируются также приобретаемые в течение жизни привычки, мышление и речь. Как именно приобретаются привычки, Дж. Уотсон изучал на себе, обучаясь навыкам стрельбы из английского лука. В каждой попытке фиксировалась точность попадания в цель. Обнаружилось, что вначале, естественно, точность стрельбы невелика, затем она быстро увеличивалась, после чего улучшение результатов происходило не столь быстро, пока, наконец, не достигался предел достижений для данного лица в данном виде деятельности: кривая выравнивалась. Из этих экспериментов Дж. Уотсон сделал вывод, что образование навыков и — шире — привычек (научение) идет механическим образом, постепенно, путем «проб и ошибок», без осмысления происходящих при этом процессов. Несколько позже отечественный ученый Н. А. Бернштейн (о его исследованиях см. главу 9) показал, что в данных экспериментах была представлена лишь «внешняя» сторона образования навыка; на самом деле происходило скрытое от глаз, внутреннее преобразование навыков, т.е. «повторение происходит без повторения». Но бихевиористы, игнорируя внутреннюю сторону поведения, считали, что в основе любого научения (приобретения привычки) лежат фактически механические законы.
С помощью принципа обусловливания и отработки навыков можно, по мнению бихевиористов, сформировать у любого человека правильную систему реакций, нужных обществу. В этом, по их мнению, и состоит задача воспитания. Подобная система обучения, какой бы наивной и механистической она ни казалась представителям других психологических направлений, нашла свое применение в практике обучения навыкам социального поведения (тренинг умений) и в бихевиоральной терапии, целью которой выступает избавление человека от различных страхов и других невротических симптомов путем формирования новых условных реакций.
Наконец, мышление и речь рассматривались в бихевиоризме как приобретенные навыки: «Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях» [126, 139]. Иногда говорят, что в бихевиоризме мышление понималось как «речь минус звук». Это не совсем так. Есть, действительно, мышление в форме скрытых речевых движений, однако, согласно Дж.Уотсону, имеют место и другие виды мышления, которые выражаются в скрытой деятельности рук (мануальной системе реакций) и в форме скрытых (или даже открытых) висцеральных реакций (т.е. реакций внутренних органов). Таким образом, мышление может быть кинестетическим (выраженным в движениях, действиях), вербальным (словесным) и висцеральным (эмоциональным), что не противоречит современным исследованиям психологии мышления.
Надо, однако, отметить, что очевидная механистичность программы классического бихевиоризма вызвала к жизни варианты необихевиористских концепций, в которых в классическую схему «стимул — реакция» были добавлены новые переменные. Это впервые произошло в работах последователя Джона Уотсона американского психолога Эдварда Чейса Толмена (Tolman, 1886— 1959).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Общее представление о психике. Специфика психического отражения.
- Представления о душе в философии древней греции (платон, аристотель).
- Проблема изучения сознания в философии (р.Декарт, дж.Локк).
- Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции.
- Основные свойства потока сознания (у.Джеймс).
- Общая характеристика гештальтпсихологии. Представление об инсайте.
- Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.
- Предмет и задачи психологии поведения. Представление о научении.
- Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации.
- Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (д.Н.Узнадзе). (по ю.Б. Гиппенрейтер)
- Психика как ориентировочная деятельность субъекта (п.Я.Гальперин).
- Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (а.Н. Леонтьев).
- Основные стадии развития психики животных. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.
- Индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект. Сравнение психики животных и человека.
- Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.
- Общественно-исторический опыт и возникновение языка. “Язык” животных. Понятие социального факта (э.Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.
- Структура сознания (по а.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.
- Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Понятие действия: основные определения.
- Действие и деятельность.
- Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции.
- Принцип активности в работах н.А.Бернштейна. Схема “рефлекторного кольца”.
- Представление об уровнях построения движений (н.А.Бернштейн).
- Основные положения «неклассической физиологии» н.А.Бернштейна.
- Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
- Психофизиологическая проблема и её обсуждение (варианты решения) в психологии.
- Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей.
- Развитие способностей. Способности и одаренность. Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей.
- Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
- Общий интеллект и креативность
- Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
- Темперамент и характер. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
- Строение тела и характер. Характер и личность. Формирование характера.
- Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мотивации в психоанализе.
- Проблема мотивации в школе к.Левина.
- Когнитивные теории мотивации.
- Проблема мотивации в психологии деятельности. Влияние мотивов на эффективность деятельности.
- Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
- Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе. Определение и классификация потребностей
- . Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
- Инстинктивное удовлетворение потребностей. Опредмечивание биологических потребностей. Специфика развития мотивации человека.
- Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
- Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование.
- Виды мотивационных образований человека.
- Ситуативное развитие мотивации. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов. Фрустрация, тревожность, ригидность.
- Методы исследования потребностей и мотивов. Понятие оптимума мотивации.
- Исследования когнитивного диссонанса. Исследования мотивации власти. Исследования агрессии.
- Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Учение об эмоциях в.Вундта.
- Теории эмоций в психологии.
- 2.1. Психоаналитические концепции аффекта
- Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновения эмоций.
- Эмоции и процессы познания. Эмоции и мотивационные процессы.
- Функции эмоций.
- Проблема критерия эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
- Исследования выражения эмоций. Физиологические показатели эмоций.
- Проблема стресса.
- Условия возникновение стресса
- Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
- Чувства, их психологическая характеристика.
- Чувства: понятие, виды и проявления
- Определение воли и подходы к её изучению.
- Произвольная и волевая регуляция.
- Волевые процессы, их виды и детерминанты. Волевой процесс
- Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.
- Представление о познавательных процессах, основные определения.
- Общее определение восприятия. Основные свойства образов восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и рецепторов.
- Виды образных явлений.
- Структуралистская теория восприятия.
- Гештальттеория восприятия.
- Экологическая теория восприятия Гибсона.
- Теория восприятия Гельмгольца.
- Теория восприятия Брунера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Теория восприятия Найссера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. (в.В. Петухов «Человек как субъект познания», тексты, том III)
- Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования. Теории перцептивного научения (обогащения и дифференциации).
- Психофизика. Закон Фехнера, закон Стивенса. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Шкалирование и психофизика.
- Основные положения теории обнаружения сигналов.
- Механизмы стереозрения. Восприятие удалённости и глубины. Восприятие пространства, времени, движения.
- 5.1.1. Окуломоторные признаки
- Свойства и закономерности восприятия. Константность восприятия.
- Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.
- Иллюзии восприятия.
- Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.
- Характеристика субъекта мышления.
- Методы изучения мышления.
- Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".
- Творческое мышление: проблема критериев.
- Представление о процессе творческого мышления в концепции я.А.Пономарева.
- Исследования процессуальной стороны мышления в школе с.Л.Рубинтшейна.
- Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория п.Я.Гальперина).
- Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.
- Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности. Мышление и самосознание.
- Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование.
- Эмоциональная регуляция мышления.
- Эмоциональная активация в структуре решения задачи
- Функция эмоциональной активации
- Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.
- Концепции интеллекта и различные представления о его структуре. Интеллект и креативность.
- Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
- Мышление и знания. Роль прошлого опыта в решении задачи. Факторы, влияющие на успешное решение задачи.
- Виды мышления.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
- Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Виды и функции речи.
- Взаимосвязь мышления и речи в работах л.С. Выготского
- Взаимосвязь мышления и речи в работах а.Н. Леонтьева
- Взаимосвязь мышления и речи в работах п.Я. Гальперина
- Взаимосвязь мышления и речи в работах с.Л. Рубинштейна
- Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
- Филогенез мышления. Предметно-практическая деятельность и мышление. Особенности примитивного мышления.
- Онтогенез мышления. Теория интеллекта ж.Пиаже.
- Культурно-историческая теория развития мышления.
- Мышление в условиях совместной деятельности.
- Изучение мышления человека в диалоге с компьютером.
- Философский и психологический подходы к изучению мышления.
- Информационный и деятельностный подходы к изучению мышления.
- Психология мышления и учение об "искусственном интеллекте".
- Ассоцианизм в психологии мышления.
- Вюрцбургская школа.
- Проблема мышления в психоанализе.
- Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мышления в гештальтпсихологии.
- Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.
- Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.
- Основные понятия и положения когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
- Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- Подходы к изучению памяти. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.
- Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни и типы памяти. Феноменальная память.
- Характеристика видов памяти по Бергсону.
- Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований. Понятие схемы.
- Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
- Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.
- Выготский о памяти и её развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.
- Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по и.П. Зинченко).
- Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования а.А. Смирнова.
- Характеристика сенсорной памяти. Характеристика кратковременной памяти. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
- Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований. Закон Йоста. Кривая забывания.
- Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению.
- Проблема улучшения памяти. Мнемотехники.
- Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, деятельностный подход).
- Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
- Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трёхкомпонентная теория памяти.
- Классические методы исследования памяти. Метод частичного отчёта: эксперименты Сперлинга.
- Влияние характера материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции.
- Метафоры сознания и их связь с различными представлениями о внимании.
- Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.
- 1.1.2. Избирательное невнимание
- Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.
- Характеристика функций и свойств внимания.
- Эффекты и критерии наличия внимания.
- Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.
- Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.
- Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к её решению.
- Воспитание внимания
- Формирование внимания
- Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Воображение в научном и художественном творчестве.
- Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
- Определение и виды внимания по Титченеру.
- Джеймс о внимании и его механизмах.
- Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.
- Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.
- Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.
- Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.
- Гальперин о природе внимания и путях его формирования.
- Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.
- Модель Бродбента.
- Модель Трейсман.
- Модели Дойчей и Нормана. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана
- Модель Канемана.
- Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие. Понятие «схемы».
- Свойства внимания.
- Гештальтпсихология о внимании.