logo
Общая психология

Воспитание внимания

Онтогенез и социогенез внимания в концепции Т. Рибо

Внимание в его высших формах —явление сугубо ≪социологическое≫, иначе говоря,общественное.

Рассмотрим этапы развития внимания, опираясь на эту трехмастную схему.

I. Естественное, или непроизвольное, внимание —дар природы, которым наделены и животные, и люди с момента рождения.Обслуживает оно природные процессы, прежде всего —самосохранение (питание, размножение и т.п.) и самозащиту, а следовательно,движимо естественными потребностями и стремлениями.Поэтому естественное внимание закономерно связано с переживанием таких ≪аффектов≫, как удивление, симпатия и страх: мы непроизвольно обращаем внимание на что-то неожиданное, привлекательное или, напротив, опасное.Круг объектов, привлекающих внимание, видоспецифичен.

Несмотря на то что акт непроизвольного внимания невозможно представить без сопровождающих его движений, роль движений в поддержании внимания невелика, поскольку его объекты и без того

интересны и значимы для субъекта.

И. Искусственное, или произвольное, внимание —уже не дар природы, но ≪продукт цивилизации≫, результат воспитания. В развитии искусственного внимания Т.Рибо выделял т р и с т а д и и .

•На стадии дрессуры естественные мотивы отклоняются от их прямой цели на ≪искусственные≫ объекты с опорой на простейшие чувства —такие, как эгоизм, страх или симпатия. Воспитатель использует систему поощрений и наказаний, прибегая к ≪кнуту и прянику≫. Именно так можно заставить животное быть внимательным к неприметным сигналам дрессировщика, а нерадивого ученика —к словам учителя. В дореволюционных русских гимназиях для этого использовалась линейка, а в английских частных школах —трость педагога.

•На стадии подражания и самовоспитания в основу воспитания внимания закладываются уже не простейшие, а так называемые ≪вторичные≫ чувства, которые возникают только в человеческом

обществе, надстраиваясь над эмоциями, присущими и человеку,и животному. Среди этих чувств —самолюбие, соревнование,чувство долга, честолюбие, а то и практические интересы.

•На стадии организованного, или привычного, внимания оно вызывается и поддерживается ≪привычкой≫ —сложившимся стойким влечением к определенному роду занятий, или ≪любовью к

труду≫, который до тех пор казался непривлекательным. Внимательность становится как бы второй натурой человека, а значит, особых усилий для ее поддержания уже не нужно.

Проблема воспитания внимания в работах Н.Ф.Добрынина

Н.Ф.Добрынин связывал развитие внимания с воспитанием личности и постепенным возрастанием ее активности.Выделил в развитии внимания три ступени: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Формы непроизвольного внимания —внимание вынужденное,невольное и привычное—еще не требуют, по словам Н.Ф.Добрынина,≪сознательной воли≫.Произвольное внимание уже в полной мере выражает активность личности, поскольку представляет собой волевой а к т —решение≪направить деятельность в определенное русло≫. Но и это тоже лишь промежуточный этап в развитии внимания: стремиться, по Н.Ф.Добрынину, следует к послепроизвольному вниманию. Для его поддержания уже не требуется или почти не требуется волевых усилий, хотя оно и способствует достижению осознанно поставленных личностью целей, в точности как ≪организованное внимание≫ Т. Рибо и ≪производное первичное внимание≫ Э. Титченера.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4