Воображение в научном и художественном творчестве.
процесс художественного творчества
С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности. В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Б. Воображение в научном творчестве
Как и в области производственного труда и техники, творчество в области науки обусловлено потребностями общества. В условиях советского строя наука тесно связана с практикой строительства коммунизма и призвана удовлетворять насущные потребности этого строительства. Советские ученые не могут работать в отрыве от жизни, они должны решать вопросы, актуальные для страны, должны быть активными строителями жизни.
Научное творчество так же нуждается в воображении, как и другие области творческой деятельности. В. И. Ленин высоко оценивал роль воображения в научном творчестве, указывая на нелепость отрицания фантазии в самой строгой науке. И. П. Павлов писал, что химик, «анализируя и синтезируя, для окончательного понимания работы молекулы должен воображать себе невидимую глазом конструкцию». Английский химик Пристли говорил, что изобретательными исследователями являются только те, которые «дают полный простор своему воображению и отыскивают связь между самыми отдаленными понятиями».
В научном творчестве, как и в других его видах, различают три фазы: 1) подготовительную, включающую в себя постановку проблемы, разработку гипотезы и методики исследования: 2) само исследование, включающее в себя проверку гипотезы, и 3) обобщение полученных результатов, решение проблемы (с проверкой его, где это требуется и возможно, на практике).
Чтобы правильно поставить научную проблему, надо прежде всего знать те жизненные факты, которые выдвигают ее и на которые должно опираться исследование, а также те предпосылки, которые имеются в науке для решения намеченного вопроса. Такими предпосылками являются теоретические положения и конкретные научные факты, накопленные предшествующими исследованиями. Совершенно ясно, что изучение как самой жизни (той области практики, для которой должна быть решена научная проблема), так и состояния вопроса в науке требует большой предварительной работы. Но именно она и дает возможность правильно наметить проблему, точ^о формулировать ее, расчленить ее, где это требуется, на ряд частных проблем с тем, чтобы, исследуя их, решить вопрос в целом.
Всякое научное исследование опирается на факты, взяты ли они непосредственно из жизни, получены ли в лаборатории, извлечены ли из документов, в которых зафиксировано то. что мы сами уже не можем наблюдать (например, исторические данные). Изучение фактов — обязательная предпосылка решения всякой научной проблемы. И. П. Павлов в своем обращении к молодежи писал: «Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги».
Чтобы изучать факты, накапливать и сопоставлять их, нужна руководящая идея или гипотеза. Без нее нельзя решить, что надо наблюдать, какие опыты производить, что изучать. Наблюдение, опыт, эксперимент, не руководимые определенной идеей, слепы. Всякое изучение фактов должно быть подчинено руководящей идее, служить ее проверке, быть направлено на решение определенной научной задачи. Павлов, подчеркивая значение фактов, вместе с тем предупреждал: «Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие». Научная гипотеза и есть первый шаг на пути к раскрытию тайны возникновения фактов, к раскрытию законов, ими управляющих. В научном творчестве она занимает поэтому особо важное место. «В поисках научной мысли, — писал геолог академик А. П. Павлов, — рождается научная гипотеза — этот передовой разведчик науки». Творческое воображение как раз и играет важную роль в «рождении» гипотезы, идеи. Ученый, лишенный воображения, может накапливать факты, но он не выйдет за пределы их, не откроет новых законов природы или общественной жизни, не станет творцом нового в науке.
Чтобы выдвинуть в науке гипотезу, идею, надо, так же как и в техническом творчестве, уметь находить общее в том, что кажется иногда различным, видеть в неизвестном знакомое, что далеко не сразу замечается в новом. Надо представлять себе, как известное своеобразно осуществляется в новом, как в новом реализуется уже знакомый принцип, уже известная закономерность.
Когда Сеченов выдвинул идею о том, что всякий психически процесс по своему происхождению есть рефлекс, он усмотрел общее в том. что казалось совершенно различным (сходство с элементарным;; автоматическими движениями, осуществляющимися непроизвольно в ответ на действие внешнего раздражителя и регулируемыми низшими центрами мозга, и произвольными действиями человека, которые понимались обычно как проявление свободной воли людей, ничем не детерминированной извне). В том и в другом он увидел рефлекс как ответную реакцию мозга. Вместе с тем в том и другом он усмотрел и различие, показав своеобразие среднего, центрального звена рефлексов головного мозга, неразрывную связь с ним психических процессов. Эта идея и получила подтверждение в дальнейших исследованиях.
Идея, выдвигаемая в науке, должна быть прочно обоснована и проверена. Обоснование и проверка ее осуществляются в процессе исследования и требуют специальной методики, соответствующей изучаемой проблеме.
Чтобы создать методику исследования, необходимо умение представить себе, как можно вызвать то, что надо исследовать, как изменить его, с чем сопоставить, от каких условий оно может зависеть, что будет показателем правильности или ошибочности выдвинутой гипотезы. Надо ясно представить всю обстановку опытов, которая давала бы возможность проверить гипотезу.
На второй стадии научного творчества происходит сложный процесс изучения явлений и проверка выдвинутых для их объяснения гипотез.
Здесь от исследователя требуются высокий уровень наблюдательности, умение подметить иногда ничтожные с виду факты, существенные, однако, для решения проблемы. Необходимо систематически сопоставлять то, что изучается, с ожидавшимися результатами. Нужна все время проверка гипотезы, проверка научной «мечты» логикой фактов.
Если факты противоречат гипотезе, она отменяется, взамен ее выдвигается новая, и вновь происходит проверка новой идеи, и так бывает иногда много раз.
«Публика мало подозревает, — писал Фарадей, — как много мыслей и теорий, возникавших в уме научного деятеля, рухнуло в тайне и молчании вследствие его собственной строгой критики. В самых успешных случаях оправдывается едва одна десятая доля догадок, надежд, желаний и предварительных заключений».
В. И. Ленин обращал особое внимание на тщательный анализ и оценку фактов в научном творчестве, на отделение «плевелов» от «пшеницы», годного материала от негодного.
Весьма важно умение отвергнуть гипотезу, если она оказалась непригодной, сколь бы заманчивой и вероятной она до этого ни казалась.
Ч. Дарвин в своей автобиографии писал: «Я постоянно старался освободить свой ум настолько, чтобы отказаться от какой угодно гипотезы, хотя бы любимейшей (а я не могу утерпеть, чтобы не составить себе гипотезы по каждому предмету), как только оказывается, что ей противоречат факты».
Так же как и технику-изобретателю, ученому часто приходится проделывать большое количество экспериментов, варьировать опыты в разных направлениях, отвергать то, что было намечено, искать новые пути, пока не будут найдены или подтверждены определенные закономерности.
Физик Лебедев, изучая давление света на газы, по дзалиать раз менял уже намеченные способы, ставил все новые эксперименты, пока не находил удовлетворительного решения вопроса, который надо было выяснить на пути к решению общей проблемы.
Бывает, что опыты кончаются неудачей. Но и неудачные опыты для ученого поучительны. Неудачный опыт вскрывает, что не было учтено при постановке опытов, какие непредвиденные условия обнаружили свое действие, как они действуют. Все это дает возможность выяснить существенные закономерности, которые до этого совсем не были известны.
Характерным для третьего этапа решения научной проблемы является обобщение того, что получено в исследовании. «Ум мой превратился в какой-то механизм, перемалывающий большое число отдельных фактов в общие законы», — писал в автобиографии Ч. Дарвин. Это «перемалывание» фактов в общие законы явлений — важнейший заключительный этап всякого исследования.
На этом пути исследователь опять встречается нередко с большими трудностями. Менделеев писал: «Все в голове сложилось, а выразить таблицей пе могу».
На всех этапах научного творчества требуется большой систематический труд. Супруги Кюри изготовили первый грамм радия, переработав в кустарных условиях восемь тонн урановой руды. Терпение, упорство, огромный многолетний труд характеризовали научную деятельность Мичурина.
Как и всякий труд, научное творчество зависит не только от общественных условий, в которых оно протекает, но и от непосредственного общения ученого в процессе творчества с другими людьми. Обмен мыслями с окружающими в любом периоде творческой деятельности оказывает неоценимую помощь как возникновению, так и осуществлению творческого замысла.
Еще Бэкон писал, что «всякий человек, разум которого встревожен и как бы затемнен множеством смутно и трудно распутываемых мыслей, почувствует, что ум его окреп, а мысли просветлились, когда он хоть только сообщит их своему другу и побеседует с ним об интересующем его предмете, ибо он легче разбирает свои мнения, в больший порядок приводит свои мысли и, наконец, лучше судит о верности и надежности своих мыслей в том случае, когда они выражены словами».
Велика поэтому роль научного содружества ученых, замечательным примером которого является совместная творческая работа Маркса и Энгельса.
В нашей стране все большее развитие получает творческое содружество ученых с практическими работниками, нередко с широкими массами трудящихся. «Ученый в наше время, — пишет академик Лысенко, — не может творить один. Он опирается на опыт, на практику миллионов. В своей работе я всегда опирался на колхозное крестьянство, на тысячи опытников, агрономов, селекционеров».
- Общее представление о психике. Специфика психического отражения.
- Представления о душе в философии древней греции (платон, аристотель).
- Проблема изучения сознания в философии (р.Декарт, дж.Локк).
- Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции.
- Основные свойства потока сознания (у.Джеймс).
- Общая характеристика гештальтпсихологии. Представление об инсайте.
- Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.
- Предмет и задачи психологии поведения. Представление о научении.
- Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации.
- Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (д.Н.Узнадзе). (по ю.Б. Гиппенрейтер)
- Психика как ориентировочная деятельность субъекта (п.Я.Гальперин).
- Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (а.Н. Леонтьев).
- Основные стадии развития психики животных. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.
- Индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект. Сравнение психики животных и человека.
- Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.
- Общественно-исторический опыт и возникновение языка. “Язык” животных. Понятие социального факта (э.Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.
- Структура сознания (по а.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.
- Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Понятие действия: основные определения.
- Действие и деятельность.
- Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции.
- Принцип активности в работах н.А.Бернштейна. Схема “рефлекторного кольца”.
- Представление об уровнях построения движений (н.А.Бернштейн).
- Основные положения «неклассической физиологии» н.А.Бернштейна.
- Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
- Психофизиологическая проблема и её обсуждение (варианты решения) в психологии.
- Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей.
- Развитие способностей. Способности и одаренность. Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей.
- Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
- Общий интеллект и креативность
- Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
- Темперамент и характер. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
- Строение тела и характер. Характер и личность. Формирование характера.
- Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мотивации в психоанализе.
- Проблема мотивации в школе к.Левина.
- Когнитивные теории мотивации.
- Проблема мотивации в психологии деятельности. Влияние мотивов на эффективность деятельности.
- Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
- Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе. Определение и классификация потребностей
- . Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
- Инстинктивное удовлетворение потребностей. Опредмечивание биологических потребностей. Специфика развития мотивации человека.
- Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
- Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование.
- Виды мотивационных образований человека.
- Ситуативное развитие мотивации. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов. Фрустрация, тревожность, ригидность.
- Методы исследования потребностей и мотивов. Понятие оптимума мотивации.
- Исследования когнитивного диссонанса. Исследования мотивации власти. Исследования агрессии.
- Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Учение об эмоциях в.Вундта.
- Теории эмоций в психологии.
- 2.1. Психоаналитические концепции аффекта
- Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновения эмоций.
- Эмоции и процессы познания. Эмоции и мотивационные процессы.
- Функции эмоций.
- Проблема критерия эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
- Исследования выражения эмоций. Физиологические показатели эмоций.
- Проблема стресса.
- Условия возникновение стресса
- Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
- Чувства, их психологическая характеристика.
- Чувства: понятие, виды и проявления
- Определение воли и подходы к её изучению.
- Произвольная и волевая регуляция.
- Волевые процессы, их виды и детерминанты. Волевой процесс
- Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.
- Представление о познавательных процессах, основные определения.
- Общее определение восприятия. Основные свойства образов восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и рецепторов.
- Виды образных явлений.
- Структуралистская теория восприятия.
- Гештальттеория восприятия.
- Экологическая теория восприятия Гибсона.
- Теория восприятия Гельмгольца.
- Теория восприятия Брунера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Теория восприятия Найссера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. (в.В. Петухов «Человек как субъект познания», тексты, том III)
- Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования. Теории перцептивного научения (обогащения и дифференциации).
- Психофизика. Закон Фехнера, закон Стивенса. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Шкалирование и психофизика.
- Основные положения теории обнаружения сигналов.
- Механизмы стереозрения. Восприятие удалённости и глубины. Восприятие пространства, времени, движения.
- 5.1.1. Окуломоторные признаки
- Свойства и закономерности восприятия. Константность восприятия.
- Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.
- Иллюзии восприятия.
- Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.
- Характеристика субъекта мышления.
- Методы изучения мышления.
- Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".
- Творческое мышление: проблема критериев.
- Представление о процессе творческого мышления в концепции я.А.Пономарева.
- Исследования процессуальной стороны мышления в школе с.Л.Рубинтшейна.
- Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория п.Я.Гальперина).
- Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.
- Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности. Мышление и самосознание.
- Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование.
- Эмоциональная регуляция мышления.
- Эмоциональная активация в структуре решения задачи
- Функция эмоциональной активации
- Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.
- Концепции интеллекта и различные представления о его структуре. Интеллект и креативность.
- Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
- Мышление и знания. Роль прошлого опыта в решении задачи. Факторы, влияющие на успешное решение задачи.
- Виды мышления.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
- Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Виды и функции речи.
- Взаимосвязь мышления и речи в работах л.С. Выготского
- Взаимосвязь мышления и речи в работах а.Н. Леонтьева
- Взаимосвязь мышления и речи в работах п.Я. Гальперина
- Взаимосвязь мышления и речи в работах с.Л. Рубинштейна
- Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
- Филогенез мышления. Предметно-практическая деятельность и мышление. Особенности примитивного мышления.
- Онтогенез мышления. Теория интеллекта ж.Пиаже.
- Культурно-историческая теория развития мышления.
- Мышление в условиях совместной деятельности.
- Изучение мышления человека в диалоге с компьютером.
- Философский и психологический подходы к изучению мышления.
- Информационный и деятельностный подходы к изучению мышления.
- Психология мышления и учение об "искусственном интеллекте".
- Ассоцианизм в психологии мышления.
- Вюрцбургская школа.
- Проблема мышления в психоанализе.
- Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мышления в гештальтпсихологии.
- Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.
- Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.
- Основные понятия и положения когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
- Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- Подходы к изучению памяти. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.
- Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни и типы памяти. Феноменальная память.
- Характеристика видов памяти по Бергсону.
- Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований. Понятие схемы.
- Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
- Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.
- Выготский о памяти и её развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.
- Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по и.П. Зинченко).
- Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования а.А. Смирнова.
- Характеристика сенсорной памяти. Характеристика кратковременной памяти. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
- Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований. Закон Йоста. Кривая забывания.
- Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению.
- Проблема улучшения памяти. Мнемотехники.
- Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, деятельностный подход).
- Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
- Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трёхкомпонентная теория памяти.
- Классические методы исследования памяти. Метод частичного отчёта: эксперименты Сперлинга.
- Влияние характера материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции.
- Метафоры сознания и их связь с различными представлениями о внимании.
- Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.
- 1.1.2. Избирательное невнимание
- Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.
- Характеристика функций и свойств внимания.
- Эффекты и критерии наличия внимания.
- Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.
- Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.
- Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к её решению.
- Воспитание внимания
- Формирование внимания
- Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Воображение в научном и художественном творчестве.
- Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
- Определение и виды внимания по Титченеру.
- Джеймс о внимании и его механизмах.
- Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.
- Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.
- Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.
- Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.
- Гальперин о природе внимания и путях его формирования.
- Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.
- Модель Бродбента.
- Модель Трейсман.
- Модели Дойчей и Нормана. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана
- Модель Канемана.
- Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие. Понятие «схемы».
- Свойства внимания.
- Гештальтпсихология о внимании.