logo search
Общая психология

Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к её решению.

Проблема развития внимания:

1. В о п р о с т е о р е т и ч е с к и й: как внимание развивается в филогенезе, социогенезе и онтогенезе, какие стадии можно выделить в его развитии, какие механизмы стоят за переходом с одной стадии на другую. Внимание человека как существа общественного и культурного принципиально отличается от внимания животных. Однако необходимо установить, чем именно они различаются.

2. В о п р о с п р а к т и ч е с к и й : как внимание развивать и корректировать в тех случаях, где его недостаток определенно мешает учебной и профессиональной деятельности (это характерно, например, для синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

В целом подходы к тому, как развивается (и как развивать)внимание, можно разделить на два больших класса роднит которые представление о социальной природе высших ступеней развития внимания.

Один класс теорий развития внимания подчеркивает движение от непроизвольного к произвольному вниманию. Как следствие внимание соотносится с мотивацией и волей, а управлениеим —с волевой регуляцией личности. Тогда развивать внимание следует через ВОСПИТАНИЕ личности, ее волевых качеств или, по Т.Рибо, ≪привычки к труду≫, о которой говорил и Э.Титченер.Т. Рибо подчеркивал, что внимание —≪продукт искусства воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо≫, а Н.Ф.Добрынин прямо связывал его с развитием личности.

Второй класс теорий, напротив, подчеркивает когнитивный аспект внимания и соотносит его развитие с расширением спектра средств познания. Вследствие этого развитие внимания выступает

как движение от непосредственного к опосредствованному вниманию,а само внимание —как психическая функция с определенными свойствами, которую подвержена ФОРМИРОВАНИЮ: либо как высшую психическую функцию (Л. С. Выготский), либо как умственное действие (П.Я.Гальперин). По словам П.Я.Гальперина, внимание—это ≪такая же работа, как и всякая другая человеческая работа≫ Этой работе, считает он, надо научиться, сформировать соответствующие умения и навыки.