logo search
от гнедовой / послед

Психолого-педагогическая классификация

  1. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения (фонетическое недоразвитие (ФН), фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР)) и нарушения в применении средств общения (заикание).

Концепция «трудного темперамента»

Многие исследователи выделяют 8 независимых переменных темперамента, которые легко обнаруживаются в поведении ребенка:

  1. Активность: степень, темп и частота, с которой моторный компонент выступает в поведении.

  2. Ритмичность – регулярность проявления основных биологических функций: сна, дефекации, принятия пищи.

  3. Приближение-избегание: первая реакция на новые стимулы и ситуации.

  4. Адаптивность – насколько легко ребенок способен изменить начальную реакцию в требуемом направлении.

  5. Интенсивность реакций – энергетический уровень реакции ребенка на эмоциогенные стимулы.

  6. Качество настроения: количество положительных реакций (смех, радость, удовольствие) по отношению к числу отрицательных (страх, плач, волнение).

  7. Порог чувствительности, реактивность: уровень внешней стимуляции, необходимый для изменения реакции или вызова реакции.

  8. Отвлекаемость – в какой степени внешние раздражители меняют поведение.

  9. Концентрация внимания и выносливость – время, в течение которого ребенок способен заниматься одним делом, несмотря на отвлекающие факторы.

По данным, полученным в ходе Нью-Йоркского лонгитюдного исследования (началось в 1957 году), был выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются:

Коэффициент интеллекта (англ. IQintelligence quotient) – количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и 25 % – ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских ВУЗов составляет 115, отличников – 135–140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.