Донаучный период: отношение к дефектам детей в разные исторические эпохи
На протяжении долгого исторического периода к детям с дефектами развития – слепым, глухим, имеющим физические или умственные недостатки – в обществе относились по-разному.
Со времен античности до IV в. н.э. имел место период, когда дефектный, уродливый ребенок, обладающий ярко выраженными физическими или умственными дефектами, не имел никакой ценности в глазах общества. Примером крайне негативного отношения к дефекту можно назвать общество Спарты, характеризующееся резким неприятием физической немощи. В этом государстве детей с ярко выраженными недостатками развития убивали – этот факт следует расценивать как показатель того, что дефект воспринимался как нечто непреодолимое, фатальное, возникающее «по воле богов». Культ физического здоровья, силы, выносливости, существовавший в Древней Спарте, не признавал самой возможности, что от рождения слабый, болезненный ребенок может когда-нибудь преодолеть свой «низкий старт в развитии» и достичь когда-либо в будущем каких-нибудь успехов.
Из древней истории нам известны примеры и другого отношения к людям, являющимся носителем дефекта, – легендарный древнегреческий поэт-сказитель Гомер, традиционно изображающийся слепцом, персонаж древнегреческих мифов слепец Тиресий, прославившийся своей мудростью и справедливостью. Считалось, что слепым предсказателям боги даруют особое, божественное прозрение, позволяющее им читать судьбы людей. При этом, что показательно, история не сохранила до нашего времени легенд о тех, кто страдал глухотой и умственной отсталостью. Социализация носителей этих дефектов затруднена и, скорее всего, такие люди не могли полноценно адаптироваться в жизни общества.
Чем больше зависит общество от физического труда, а следовательно, и тех качеств человека, которые в первую очередь обеспечивают его физический труд, тем более негативное отношение формируется в этом обществе к носителям дефектов. Чтобы научить слепого или глухого ребенка работать с той же эффективностью, надо затратить немало усилий, поэтому отношение к таким детям было неблагожелательным. В период средневековья в крестьянских семьях детей с ярко выраженными физическими недостатками иногда продавали, иногда отправляли нищенствовать.
Страх перед физическим уродством и, особенно, убеждение в том, что дефект – это «наказание за грехи», «кара небесная», лишь усиливали неприятие обществом тех, кому не повезло родиться с дефектом. Например, нарицательным стало имя Ричарда Третьего – горбуна, которому приписывалась половина бед Англии (и принцев он якобы отравил, и трон у законных наследников украл, а все потому что горбун, хромой, от природы злобный, мстительный и коварный).
Возможно, ярое неприятие всех носителей дефекта имело значение своеобразной психологической реакции: посмотрев на «уродцев», можно легко убедить себя в том, что «у нас всё в порядке», что «мы», т.е. физически полноценные люди, заранее более «хороши по сравнению с ними».
В истории есть упоминания о том, что представители более состоятельных, более образованных слоев населения, даже несмотря на дефект, добивались более или менее значимого положения в обществе.
В качестве примера можно привести Демосфена, ставшего величайшим оратором Греции. Про него рассказывают, что он владел своим великим искусством, специально работая над преодолением своего природного дефекта (Демосфен имел слабый голос, говорил невнятно, заикался и картавил), усиливая и умножая препятствия. Он упражнялся в произнесении речи, наполняя рот камешками и стараясь преодолеть шум морских волн. Примером преодоления препятствия, затруднения функции как стимула к ее повышению могут быть Л.В. Бетховен, А.В. Суворов, К. Демулен (заикающийся в детстве, он стал выдающимся оратором).
С течением времени, когда производство, а следовательно, и благополучие общества становятся менее зависимыми от труда физического, но более – от труда технологичного, интеллектуально-сложного, меняется и отношение к носителям дефектов. В XVI–XVII века, в период Возрождения, которое ознаменовалось зарождением и развитием идей гуманизма, человеческая жизнь приобретает ценность в глазах общества, а следовательно, меняется отношение к детям с дефектом. Начинаются попытки «вернуть их в общество», обучить, воспитать, помочь им. Тип странного, погруженного в себя человека, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, связан с представлениями о чудаках. В российской культуре особое место занимает образ Иванушки-дурачка, которому народная мудрость приписывает способность видеть то, чего не видят умные, говорить правду там, где лукавят социально приспособленные.
Свою роль сыграло и развитие научных знаний – постепенно развитие медицины позволило опровергнуть мнение о неизбежности, сверхъестественности как причине появления слепоты, глухоты или прочих недостатков; а значит, изменилось отношение к людям с дефектом. Они более не воспринимались как «отмеченные карой небесной», как «заведомые грешники».
Позже, в XVIII веке, в связи с развитием философских идей эпохи Просвещения появляется задача лечить, воспитывать, обучать ремеслам людей с сенсорными и физическими отклонениями. У истоков этого направления стояли французский врач и просветитель Ж. Итар (1775–1838) и его соотечественник Э. Сеген (1812–1880). Они считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно развитие аномальных детей.
К XVIII веку главной задачей развития ребенка становится получение необходимых знаний – и чем больше, тем лучше (идеи Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, других ученых эпохи Просвещения).
В конце XVIII века во Франции появляется первый интернат для слепых детей, в котором ставилась задача не только приютить, т.е. дать кров и хлеб насущный, но и обучать, воспитывать детей с дефектами зрения. Позже одним из выпускников этой школы стал Луи Брайль – создатель знаменитого «шрифта Брайля», который позволяет слепым и слабовидящим людям самостоятельно «читать» текст, оформленный в виде комбинаций тактильно ощущаемых знаков.
С начала XIX века по всей Европе открываются школы – для глухих, для детей с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта. Следует сказать, что отношение к детям с умственной отсталостью до сегодняшнего дня достаточно сложное и неоднозначное. С одной стороны, дети с легкой умственной отсталостью, как правило, отличаются неплохим физическим здоровьем, а значит, могут выполнять простой труд. С другой стороны, яркие отличия в поведении – неадекватность эмоциональных реакций, плохая речь, трудности в общении и приспособлении к новому – в большинстве случаев вызывают негативную реакцию окружающих.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- 1. Введение в специальную психологию
- 2. Дефект и развитие
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- Сценарий курса Структурно-логическая модель данных
- Календарный план
- Список сокращений
- Теоретическая часть
- 1. Введение в специальную психологию
- 1.1. Предмет, цель и задачи специальной психологии
- 1.2. История становления специальной психологии
- 1.3. Основные разделы и направления специальной психологии
- 1.4. «Норма» психического развития: подходы к определению
- 1.5. Концепция нарушенного психического развития – дизонтогенеза. Параметры и варианты дизонтогенеза
- 1.6. Классификации аномальных детей
- 1.7. Типы коррекционного (специального) обучения
- 1.8. Методы специальной психологии
- 2. Дефект и развитие
- Донаучный период: отношение к дефектам детей в разные исторические эпохи
- Количественный подход к дефекту: дефект как ограничение в развитии
- Дефект как условие качественного своеобразия развития психики
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 3.1. Общее представление об интеллекте в современной науке
- Общая характеристика детей с умственной отсталостью
- 3.2.1. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.3. Теории, объясняющие особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.4. Сочетание умственной отсталости с личностными и моторными нарушениями
- Общая характеристика детей с задержкой психического развития
- 3.3.1. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.3.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.4. Проблема ранней диагностики умственной отсталости от сходных с ней состояний
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- Общая характеристика детей с нарушениями слуха
- 4.1.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Общая характеристика детей с нарушениями зрения
- 4.2.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.3. Развитие деятельности детей с нарушениями зрения
- 4.3. Общая характеристика слепоглухих детей
- 4.4. Общая характеристика детей с нарушениями речи
- 4.4.1. Раннее развитие детей с нарушениями речи и проблема ранней диагностики дефекта
- 4.4.2. Уровни общего недоразвития речи (онр)
- 4.4.3. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.5. Развитие деятельности детей с нарушениями речи
- Общая характеристика детей с нарушениями моторной функции
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 5.1. Искаженный дизонтогенез. Ранний детский аутизм
- 5.1.1. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с рда. Развитие деятельности детей с рда
- 5.2. Дисгармонический дизонтогенез. Дети с дисгармоническим складом личности
- 5.2.1. Общие представления о характере в психологии
- 5.2.2. Патологический и акцентуированный характер
- 5.3. Патопсихология детского возраста
- 5.3.1. Проявления шизофрении в детском возрасте
- 5.3.2. Проявления эпилепсии в детском возрасте
- 5.4. Дети школьной «группы риска»
- 5.4.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- 5.4.2. Невротические реакции у школьников
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- 6.1. Цели коррекционной помощи детям с особенностями в развитии
- 6.2. Система коррекционных учебных учреждений
- 6.2.1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с ограниченными возможностями
- Составление вариативного прогноза развития ребенка как цель работы специалистов реабилитационного центра
- 6.3. Психокоррекционная работа с детьми и подростками, имеющими особенности в развитии
- История психокоррекции
- Основные виды психологической коррекции
- Сфера применения психокоррекции
- Психокоррекционные технологии
- 6.4. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями
- Материнское отношение к детям с нарушениями развития
- Глоссарий
- Семинарские занятия
- Тема 1. Введение в специальную психологию. Аномальный ребенок (общая характеристика). Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 2. Дефект и развитие.
- Доклады
- Литература
- Тема 4. Психологические особенности детей и подростков с нарушениями развития. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 5. Характеристика искаженного, дисгармонического, поврежденного психического развития в детском возрасте. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Организация помощи детям с нарушениями в развитии. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Психокррекционная работа с особыми детьми и подростками.
- Справочные материалы для подготовки к семинарским занятиям
- 1. Персоналии и исторические факты
- Концепция индивидуальной теории личности а. Адлера
- Культурно-историческая теория л. С. Выготского
- Типология человека Кречмера
- 2. Дополнительные материалы к содержанию курса
- Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
- Клинико-педагогическая классификация
- Психолого-педагогическая классификация
- История
- Формула iq
- Принципы педагогики Монтессори
- Особенности методики
- Критика Вальдорфской педагогики
- Функциональные блоки мозга
- Критерии деменции:
- Степени тяжести деменции
- Практические занятия
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Internet-ресурсы
- Тестовые задания
- Вопросы к зачету