5.3.1. Проявления шизофрении в детском возрасте
Шизофрения (др.-греч. σχίζω – «раскалываю» + φρήν – «ум, рассудок») – полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, для которых характерны отклонения в восприятии реальности или её отражении. Манифестация болезни, как правило, связана с появлением продуктивных симптомов (слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред или дезорганизованные речь и мышление) на фоне значительной социальной дисфункции или потери работоспособности. Первые симптомы обычно появляются в начале взрослой жизни; в целом риск заболевания, по данным исследований, составляет 0,4–0,6 %.
Пристального внимания в плане неблагоприятного генетического влияния требует факт наличия шизофрении в семье ребенка, особенно у одного или обоих родителей. Это психическое заболевание, являясь одним из самых распространенных, характеризуется, по современным данным, значительной генетической детерминированностью, хотя конкретные генетические механизмы его развития пока не выяснены. Известно, что при одном больном родителе примерно 1/3–1/4 детей также заболевают шизофренией или страдают так называемыми расстройствами шизофренического спектра; при наличии шизофрении у обоих родителей пораженным оказывается до 80% потомства.
Болезнь в ее классическом выражении может манифестировать у детей в разные сроки, в том числе и во взрослом возрасте. Однако современные исследователи считают возможным диагностировать специфические психопатологические состояния и особые нарушения развития, предшествующие манифестации шизофренического процесса, начиная с 1-го года жизни.
Выделяют специфические нарушения развития, неврологические отклонения и психопатические расстройства. К основным нарушениям развития относят:
парциальные изменения темпов созревания отдельных функциональных систем по типу ретардации или акселерации (например, у одного и того же ребенка речь развивается акселерированно, но при отсутствии перинатального поражения отстают моторные функции);
неравномерность развития в форме «переслаивания», когда в пределах одной функции существуют проявления, свойственные как раннему, так и более позднему возрасту (например, ходьба и ползание, лепет и фразовая речь);
деформация развития в виде наличия парадоксальных реакций: одновременная сверхчувствительность к внешним раздражителям и «бесчувственность» к ним (например, отсутствие реакции на грубый дискомфорт и гиперчувствительность на привычные раздражители).
Для детей характерна общая дефицитарность психической деятельности в виде нивелированности эмоциональных реакций, слабости коммуникативных связей, снижения (или извращения) познавательной активности, что тем не менее не укладывается в картину банальных задержек психического развития, отличаясь мозаичностью и специфичностью проявлений. Так, во многих случаях познавательные функции ребенка формально оказываются развитыми в соответствии с возрастным этапом, но с элементами диссоциации и парадоксальности.
Среди характерных неврологических отклонений (при отсутствии перинатального поражения) отмечены нередкое отставание и искажение в последовательности и сроках формирования моторной и сенсорной сфер, общая мышечная гипотония или дистония, задержка редукции безусловных рефлексов периода новорожденности, явление «псевдоретардации» в формировании двигательных актов, однообразие и маловыразительность мимики, стереотипии. Типичен долго наблюдаемый (в течение 1 года) феномен «неустойчивого внимания», сочетающийся с недостаточной фиксацией и отсутствием «ищущего» взгляда, характерного для определенного этапа созревания глазодвигательных и психических функций в норме.
С первых месяцев жизни у большинства детей с предрасположенностью к заболеванию могут обнаруживаться расстройства вегетативной иннервации и инстинктивной деятельности, нарушения питания, срыгивания, рвоты, запоры, метеоризм, мраморность кожных покровов, гипергидроз конечностей, расстройства сна и др. С возрастом эти явления уменьшаются.
К психопатологическим феноменам, наблюдающимся при этом специфическом дизонтогенезе, можно отнести своеобразные расстройства общения, речи, игры, склонность к фобиям, нарушение восприятия, кататоноподобные явления и ряд других. Так же как и неврологические отклонения, они встречаются у детей этой группы с разной степенью выраженности и частотой. Основные расстройства общения могут проявляться в избегании взгляда в глаза, феноменах псевдоглухоты, псевдослепоты и протодиакризиса (отношение к людям как к неодушевленным предметам). Нарушения речи включают в себя расстройства интонирования и модулирования, эхолалию, «взрослые» речевые штампы, склонность к неологизмам и другие отклонения. Патология игровой деятельности выражается в ее стереотипности и вычурности.
У многих детей обнаруживаются разнообразные ранние страхи (воды, пеленания, массажа и др.), позже – иллюзорные и гипнотические галлюцинации, своеобразные двигательные нарушения (периоды психомоторного возбуждения или, наоборот, как бы застывания, вычурная ходьба, стереотипные движения и действия).
Такой комплекс расстройств, наблюдающийся у детей от больных шизофренией родителей, может иметь разную динамику. У некоторых отмечается реградиентное течение, когда по мере взросления ребенка патологическая симптоматика нивелируется, нарушения развития сглаживаются. Для других детей характерен стационарный тип течения, при котором симптоматика не расширяется, а видоизменяется с возрастом, сохраняются также определенные черты психического дизонтогенеза. Наконец, при третьем варианте течения наблюдаются постепенное приступообразное утяжеление симптоматики и явный регресс развития, что позволяет диагностировать в данных случаях детскую шизофрению.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- 1. Введение в специальную психологию
- 2. Дефект и развитие
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- Сценарий курса Структурно-логическая модель данных
- Календарный план
- Список сокращений
- Теоретическая часть
- 1. Введение в специальную психологию
- 1.1. Предмет, цель и задачи специальной психологии
- 1.2. История становления специальной психологии
- 1.3. Основные разделы и направления специальной психологии
- 1.4. «Норма» психического развития: подходы к определению
- 1.5. Концепция нарушенного психического развития – дизонтогенеза. Параметры и варианты дизонтогенеза
- 1.6. Классификации аномальных детей
- 1.7. Типы коррекционного (специального) обучения
- 1.8. Методы специальной психологии
- 2. Дефект и развитие
- Донаучный период: отношение к дефектам детей в разные исторические эпохи
- Количественный подход к дефекту: дефект как ограничение в развитии
- Дефект как условие качественного своеобразия развития психики
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 3.1. Общее представление об интеллекте в современной науке
- Общая характеристика детей с умственной отсталостью
- 3.2.1. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.3. Теории, объясняющие особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.4. Сочетание умственной отсталости с личностными и моторными нарушениями
- Общая характеристика детей с задержкой психического развития
- 3.3.1. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.3.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.4. Проблема ранней диагностики умственной отсталости от сходных с ней состояний
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- Общая характеристика детей с нарушениями слуха
- 4.1.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Общая характеристика детей с нарушениями зрения
- 4.2.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.3. Развитие деятельности детей с нарушениями зрения
- 4.3. Общая характеристика слепоглухих детей
- 4.4. Общая характеристика детей с нарушениями речи
- 4.4.1. Раннее развитие детей с нарушениями речи и проблема ранней диагностики дефекта
- 4.4.2. Уровни общего недоразвития речи (онр)
- 4.4.3. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.5. Развитие деятельности детей с нарушениями речи
- Общая характеристика детей с нарушениями моторной функции
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 5.1. Искаженный дизонтогенез. Ранний детский аутизм
- 5.1.1. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с рда. Развитие деятельности детей с рда
- 5.2. Дисгармонический дизонтогенез. Дети с дисгармоническим складом личности
- 5.2.1. Общие представления о характере в психологии
- 5.2.2. Патологический и акцентуированный характер
- 5.3. Патопсихология детского возраста
- 5.3.1. Проявления шизофрении в детском возрасте
- 5.3.2. Проявления эпилепсии в детском возрасте
- 5.4. Дети школьной «группы риска»
- 5.4.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- 5.4.2. Невротические реакции у школьников
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- 6.1. Цели коррекционной помощи детям с особенностями в развитии
- 6.2. Система коррекционных учебных учреждений
- 6.2.1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с ограниченными возможностями
- Составление вариативного прогноза развития ребенка как цель работы специалистов реабилитационного центра
- 6.3. Психокоррекционная работа с детьми и подростками, имеющими особенности в развитии
- История психокоррекции
- Основные виды психологической коррекции
- Сфера применения психокоррекции
- Психокоррекционные технологии
- 6.4. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями
- Материнское отношение к детям с нарушениями развития
- Глоссарий
- Семинарские занятия
- Тема 1. Введение в специальную психологию. Аномальный ребенок (общая характеристика). Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 2. Дефект и развитие.
- Доклады
- Литература
- Тема 4. Психологические особенности детей и подростков с нарушениями развития. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 5. Характеристика искаженного, дисгармонического, поврежденного психического развития в детском возрасте. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Организация помощи детям с нарушениями в развитии. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Психокррекционная работа с особыми детьми и подростками.
- Справочные материалы для подготовки к семинарским занятиям
- 1. Персоналии и исторические факты
- Концепция индивидуальной теории личности а. Адлера
- Культурно-историческая теория л. С. Выготского
- Типология человека Кречмера
- 2. Дополнительные материалы к содержанию курса
- Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
- Клинико-педагогическая классификация
- Психолого-педагогическая классификация
- История
- Формула iq
- Принципы педагогики Монтессори
- Особенности методики
- Критика Вальдорфской педагогики
- Функциональные блоки мозга
- Критерии деменции:
- Степени тяжести деменции
- Практические занятия
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Internet-ресурсы
- Тестовые задания
- Вопросы к зачету