logo
от гнедовой / послед

4.4.1. Раннее развитие детей с нарушениями речи и проблема ранней диагностики дефекта

Как у всех детей, у детей-логопатов есть гуление, но только начинается оно гораздо позже – на втором году жизни. Напомним, у детей с нарушениями слуха гуление присутствует уже на 1-ом году, но может исчезнуть; здесь же доречевые формы общения идут по нарастающей, но очень медленно, для детей с тяжелыми нарушениями речи (выраженными заиканием, ринолалией, сложной дислалией, дизартрией) характерны более поздние сроки появления первых слов и фразовой речи.

В качестве дополнительного критерия ранней диагностики нарушений речи специалисты просят обращать внимание на реакцию ребенка на бытовые шумы – слышит ли ребенок звук проезжающей по улице машины, капание воды из крана и т.п. Ребенок с речевой патологией, при отсутствии речевых реакций и снижении реакции на говорящего взрослого, всегда будет слышать подобные звуки, ребенок со снижением слуха – нет.

У алаликов компенсаторно развиваются невербальные средства общения, в том числе мимические, экспрессивные реакции, жесты, особенно на начальных этапах развития. С возрастом этими средствами начинают пользоваться дети с речевой патологией при первично сохранном интеллекте.

Интеллект оказывает влияние на такую характеристику речи, как речевая интенция – стремление к речевому общению. Как правило, дети со сниженным интеллектом говорливы, но их контакт формален. Дети с сохранным интеллектом более сдержанны, как правило, для них характерна более тревожная реакция на собственный речевой дефект.

Другими факторами, определяющими речевую интенцию, являются личностные особенности ребенка, отношения со стороны окружающих, осознание ребенком своего дефекта и реакции на него.

Например, при моторной алалии часто возникает негативизм на речь других, при сенсорной алалии, с одной стороны, наблюдается активное стремление вступить в диалог, с другой – раздражение, негативизм, острая реакция на непонимание.

Дети с выраженным заиканием, ринолалией, дизартрией могут отказываться от речевого общения ради того, чтобы замаскировать свой дефект, скрыть его от других.

Как правило, для детей с выраженными нарушениями речи характерно запаздывание в развитии моторных функций – они относительно позже (на 1–3 месяца) начинают ползать, ходить, как правило, к началу школьного обучения у них менее совершенная мелкая моторика, большая вялость артикуляционной моторики.

В 1971 году советским ученым М.М. Кольцовой была предложена методика стимуляции развития речевых зон коры за счет раздражения моторной тактильной коры. Эта методика базируется на предположении об иррадиации нервного импульса – раздражая мелкую моторику кисти рук, тем самым мы создаем очаг возбуждения в моторной коре головного мозга, который, иррадиируя, захватывает прилегающую к нему моторную речевую зону (и центр тактильной чувствительности, и центр, контролирующий движения артикуляционного аппарата расположены в областях центральной извилины головного мозга). «Пальчиковая гимнастика» стала популярным средством активизации речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.