4.4.1. Раннее развитие детей с нарушениями речи и проблема ранней диагностики дефекта
Как у всех детей, у детей-логопатов есть гуление, но только начинается оно гораздо позже – на втором году жизни. Напомним, у детей с нарушениями слуха гуление присутствует уже на 1-ом году, но может исчезнуть; здесь же доречевые формы общения идут по нарастающей, но очень медленно, для детей с тяжелыми нарушениями речи (выраженными заиканием, ринолалией, сложной дислалией, дизартрией) характерны более поздние сроки появления первых слов и фразовой речи.
В качестве дополнительного критерия ранней диагностики нарушений речи специалисты просят обращать внимание на реакцию ребенка на бытовые шумы – слышит ли ребенок звук проезжающей по улице машины, капание воды из крана и т.п. Ребенок с речевой патологией, при отсутствии речевых реакций и снижении реакции на говорящего взрослого, всегда будет слышать подобные звуки, ребенок со снижением слуха – нет.
У алаликов компенсаторно развиваются невербальные средства общения, в том числе мимические, экспрессивные реакции, жесты, особенно на начальных этапах развития. С возрастом этими средствами начинают пользоваться дети с речевой патологией при первично сохранном интеллекте.
Интеллект оказывает влияние на такую характеристику речи, как речевая интенция – стремление к речевому общению. Как правило, дети со сниженным интеллектом говорливы, но их контакт формален. Дети с сохранным интеллектом более сдержанны, как правило, для них характерна более тревожная реакция на собственный речевой дефект.
Другими факторами, определяющими речевую интенцию, являются личностные особенности ребенка, отношения со стороны окружающих, осознание ребенком своего дефекта и реакции на него.
Например, при моторной алалии часто возникает негативизм на речь других, при сенсорной алалии, с одной стороны, наблюдается активное стремление вступить в диалог, с другой – раздражение, негативизм, острая реакция на непонимание.
Дети с выраженным заиканием, ринолалией, дизартрией могут отказываться от речевого общения ради того, чтобы замаскировать свой дефект, скрыть его от других.
Как правило, для детей с выраженными нарушениями речи характерно запаздывание в развитии моторных функций – они относительно позже (на 1–3 месяца) начинают ползать, ходить, как правило, к началу школьного обучения у них менее совершенная мелкая моторика, большая вялость артикуляционной моторики.
В 1971 году советским ученым М.М. Кольцовой была предложена методика стимуляции развития речевых зон коры за счет раздражения моторной тактильной коры. Эта методика базируется на предположении об иррадиации нервного импульса – раздражая мелкую моторику кисти рук, тем самым мы создаем очаг возбуждения в моторной коре головного мозга, который, иррадиируя, захватывает прилегающую к нему моторную речевую зону (и центр тактильной чувствительности, и центр, контролирующий движения артикуляционного аппарата расположены в областях центральной извилины головного мозга). «Пальчиковая гимнастика» стала популярным средством активизации речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- 1. Введение в специальную психологию
- 2. Дефект и развитие
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- Сценарий курса Структурно-логическая модель данных
- Календарный план
- Список сокращений
- Теоретическая часть
- 1. Введение в специальную психологию
- 1.1. Предмет, цель и задачи специальной психологии
- 1.2. История становления специальной психологии
- 1.3. Основные разделы и направления специальной психологии
- 1.4. «Норма» психического развития: подходы к определению
- 1.5. Концепция нарушенного психического развития – дизонтогенеза. Параметры и варианты дизонтогенеза
- 1.6. Классификации аномальных детей
- 1.7. Типы коррекционного (специального) обучения
- 1.8. Методы специальной психологии
- 2. Дефект и развитие
- Донаучный период: отношение к дефектам детей в разные исторические эпохи
- Количественный подход к дефекту: дефект как ограничение в развитии
- Дефект как условие качественного своеобразия развития психики
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 3.1. Общее представление об интеллекте в современной науке
- Общая характеристика детей с умственной отсталостью
- 3.2.1. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.3. Теории, объясняющие особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.4. Сочетание умственной отсталости с личностными и моторными нарушениями
- Общая характеристика детей с задержкой психического развития
- 3.3.1. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.3.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.4. Проблема ранней диагностики умственной отсталости от сходных с ней состояний
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- Общая характеристика детей с нарушениями слуха
- 4.1.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Общая характеристика детей с нарушениями зрения
- 4.2.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.3. Развитие деятельности детей с нарушениями зрения
- 4.3. Общая характеристика слепоглухих детей
- 4.4. Общая характеристика детей с нарушениями речи
- 4.4.1. Раннее развитие детей с нарушениями речи и проблема ранней диагностики дефекта
- 4.4.2. Уровни общего недоразвития речи (онр)
- 4.4.3. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.5. Развитие деятельности детей с нарушениями речи
- Общая характеристика детей с нарушениями моторной функции
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 5.1. Искаженный дизонтогенез. Ранний детский аутизм
- 5.1.1. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с рда. Развитие деятельности детей с рда
- 5.2. Дисгармонический дизонтогенез. Дети с дисгармоническим складом личности
- 5.2.1. Общие представления о характере в психологии
- 5.2.2. Патологический и акцентуированный характер
- 5.3. Патопсихология детского возраста
- 5.3.1. Проявления шизофрении в детском возрасте
- 5.3.2. Проявления эпилепсии в детском возрасте
- 5.4. Дети школьной «группы риска»
- 5.4.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- 5.4.2. Невротические реакции у школьников
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- 6.1. Цели коррекционной помощи детям с особенностями в развитии
- 6.2. Система коррекционных учебных учреждений
- 6.2.1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с ограниченными возможностями
- Составление вариативного прогноза развития ребенка как цель работы специалистов реабилитационного центра
- 6.3. Психокоррекционная работа с детьми и подростками, имеющими особенности в развитии
- История психокоррекции
- Основные виды психологической коррекции
- Сфера применения психокоррекции
- Психокоррекционные технологии
- 6.4. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями
- Материнское отношение к детям с нарушениями развития
- Глоссарий
- Семинарские занятия
- Тема 1. Введение в специальную психологию. Аномальный ребенок (общая характеристика). Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 2. Дефект и развитие.
- Доклады
- Литература
- Тема 4. Психологические особенности детей и подростков с нарушениями развития. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 5. Характеристика искаженного, дисгармонического, поврежденного психического развития в детском возрасте. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Организация помощи детям с нарушениями в развитии. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Психокррекционная работа с особыми детьми и подростками.
- Справочные материалы для подготовки к семинарским занятиям
- 1. Персоналии и исторические факты
- Концепция индивидуальной теории личности а. Адлера
- Культурно-историческая теория л. С. Выготского
- Типология человека Кречмера
- 2. Дополнительные материалы к содержанию курса
- Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
- Клинико-педагогическая классификация
- Психолого-педагогическая классификация
- История
- Формула iq
- Принципы педагогики Монтессори
- Особенности методики
- Критика Вальдорфской педагогики
- Функциональные блоки мозга
- Критерии деменции:
- Степени тяжести деменции
- Практические занятия
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Internet-ресурсы
- Тестовые задания
- Вопросы к зачету