logo
от гнедовой / послед

6.3. Психокоррекционная работа с детьми и подростками, имеющими особенности в развитии

Психологическое обоснование нетрадиционных педагогических систем

В последние годы развивается так называемая «педагогика сотрудничества» – особое направление в педагогике, которое ставит задачу раскрыть индивидуальный потенциал воспитанника, определить его задатки и способности, развить все положительные качества ребенка. «Особенный ребенок» как никто другой нуждается в поддерживающей, помогающей системе обучения и воспитания. «Традиционная» педагогическая система – та, которая является общепринятой, ориентированной на «средних» учеников – не всегда подходит для детей с особыми нуждами, именно потому что центрирована на достижениях, успеваемости, формируемых навыках и знаниях. Поэтому востребованными являются так называемые «нетрадиционные» педагогические системы, в частности педагогика Монтессори и Вальдорфская педагогика.

В педагогической системе, предложенной М. Монтессори, большое внимание уделяется специальной организации среды, возможностям предметных игр и деятельности ребенка. Монтессори одной из первых заговорила о необходимости закаливания, оздоровления детей в детских образовательных учреждениях и школах.

Однако опыт М. Монтессори критиковался и в начале XX века, когда он был единственным подробно разработанным методом воспитания детей с ограниченными возможностями, критикуется и сейчас. Воспитанники групп детских садов, занимающихся по системе Монтессори, при отличных навыках мелкой моторики, при неплохом развитии формальных навыков счета, чтения обладают и недостатками:

- плохо развита связная монологическая речь;

- недостаточно инициативности, воображения и творческой активности ребенка;

- недостаточно развито мышление.

Все эти психические функции не развиваются в системе педагогики Монтессори целенаправленно, не являются объектом прямого воздействия, а значит, их развитость зависит скорее от индивидуальных особенностей ребенка, чем от педагогической системы.

Вальдорфская педагогика считается одной из самых «щадящих» педагогических систем. Опыт совместного обучения детей разного возраста дает детям с ограничениями ту самую зону ближайшего развития, которая столь необходима для прогресса; взаимообучение детей делает обучение менее травмирующим, менее стрессогенным. Ориентация обучения на живое, искреннее, открытое общение со взрослым способствует эмоциональному раскрепощению детей, поощряет развитие слуховой и словесной памяти, воображения, сенсорно-перцептивной системы. Однако Вальдорфскую педагогику критикуют за то, что мало внимания уделяется формальным навыкам, необходимым в дальнейшем обучении – по принципам Вальдорфского образования не желательно форсировать, ускорять обучение счету и грамоте, чтобы «не мешать» процессу «вчувствования» в окружающий мир. Педагоги жалуются на недисциплинированность, относительно низкий уровень развития моторики, низкий уровень сформированности произвольной регуляции поведения воспитанников вальдорфских детских садов.

В силу социальных и культурных традиций Вальдорфская педагогика и педагогика Монтессори остаются в нашей стране маловостребованными. Тем не менее, в нашей стране активно используются другие варианты педагогических систем, направленных на систематическую, многоаспектную работу с ребенком.

Помимо педагогических систем, охватывающих все сферы жизни ребенка, в работе с особенными детьми используются и разнообразные методы психокоррекционного воздействия. Соотношение между этими двумя средствами воздействия на ребенка подобно соотношению стратегических и тактических целей. Педагогическая система, будь она традиционной или нетрадиционной, ставит глобальные задачи развития и социализации ребенка; методы психокоррекционного воздействия определяют, как именно решить конкретную задачу, в роли которой могут выступать как нежелательные личностные, характерологические особенности ребенка, так и особенности выполнения деятельности.

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного подхода диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так, например, в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и т.д. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризацией деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

  1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;

  2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, т.е. на методы социального приспособления.

Эффективность психокоррекционной работы связана с учётом следующих моментов:

  1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, и результативность одного и того же воздействия не одинакова.

  2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.

  3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.