logo
от гнедовой / послед

4.4.5. Развитие деятельности детей с нарушениями речи

На первом году жизни у детей с нарушениями речи проявляются недостатки развития моторики; эмоциональное общение со взрослым мало отличается от нормы – дети заинтересованы в социальном контакте, внимательно вслушиваются в речь взрослых, улыбаются, вступают в деловое взаимодействие. Однако, как уже упоминалось выше, у них слабо выражены вокальные реакции – гукание и гуление, которые формируются с большим опозданием.

Предметная деятельность раннего возраста характеризуется тем, что дети испытывают затруднения в обобщении своего опыта (это следствие неразвитости речи), а значит, совершают много ошибок при выполнении проб. Доказательством сохранности интеллекта является то, что в ходе предметной деятельности дети-логопаты могут проводить обобщение на наглядном, визуальном материале.

И предметная, и изобразительная деятельность раннего возраста обнаруживают слабость развития моторики детей с ОНР, на формирование ручной умелости им требуется больше времени, чем обычным детям.

Рис. 11. «Лиса» – рисунок выполнен ребенком 6 лет с ОНР 3 уровня, продолжающим коррекционные занятия. Линии неуверенные, композиция рисунка нарушена. Нарушены пропорции в изображении головы и тела животного

Рис. 12. Свободная тема – рисунок выполнен ребенком 7 лет с компенсированным ОНР 2 уровня. Композиция выдержана, передан сюжет. Штриховка и прорисовка мелких деталей, в целом, соответствует возрасту. Есть нарушения пропорции (самолет ниже птички), однако они не выходят за рамки возрастных особенностей восприятия пространства

Рисунки детей с ОНР отличаются следующими характеристиками:

Лепка и конструирование у детей с нарушениями речи бедны, менее совершенны по сравнению с детьми нормы.

И в изобразительной, и в игровой деятельности обращает на себя внимание отсутствие волевой регуляции поведения – утомившись, дети отказываются от продолжения деятельности, что препятствует ее усложнению.

В коллективных играх дети-логопаты быстро утомляются, не умеют выразить свою мысль, стесняются и нуждаются в помощи взрослого для лучшей организации сюжетно-ролевых игр.

В зависимости от типа дефекта также отмечаются частные проблемы развития игровой деятельности. Так, для детей-алаликов характерно «соскальзывание» с сюжетной игры на манипуляцию с игрушками, ребенок избегает сложных взаимоотношений; а дети с заиканием не умеют ставить и удерживать цель игры, соглашаются на подчиненные, зависимые роли, часто отказываются от компании сверстников и играют в одиночку.

В учебной деятельности школьников с нарушениями речи наблюдается зависимость результата от условий деятельности. Если условия деятельности привычные, хорошо известные, то работоспособность детей повышается, и они могут достичь большего успеха.

Перечислим некоторые особенности учебной деятельности детей-логопатов:

- с трудом анализируют образец;

- не ищут своих ошибок – это качество связано с недостатком развития навыков самоконтроля;

- дети не прикладывают волевых усилий для улучшения своих результатов.

Рис. 13.Пример выполнения письменной работы учеником с нарушениями речи. Обратите внимание на почерк, особенности организации текста, большое количество исправлений и помарок. Всё это свидетельствует о нарушении внимания и работоспособности ребенка; большое количество орфографических ошибок говорит о несформированности навыков фонетического анализа слова и самопроверки

Как следует из приведенной ниже схемы, ошибки в письме у детей с ОНР обусловлены, во-первых, недоразвитием устной речи, во-вторых, недостаточностью развития мелкой моторики руки (пальцевого праксиса).

Рис. 14. Функциональная структура формирования навыков письма

К концу школьного обучения у детей с нарушениями речи дефект преодолевается, формируются навыки коммуникации, социального взаимодействия. Поэтому существенных ограничений для выбора профессии у подростков нет; тем не менее, многие подростки стесняются речевого контакта с окружающими и поэтому испытывают трудности на начальном этапе вхождения в профессию.